Новый Афон. Пещеры

Селена Аргентум
Мир завораживающий и пленяющий душу. Как? чем? почему? Всего лишь камни, камни, камни, сталактиты, сталагмиты,… неживая мертвая материя, застывший, замерший мир, неживая вечная красота.

На поверхности почти в середине горы, с которой открывается восхитительный вид и на море, и на горы, начинается туннель с монорельсовой дорогой. Садимся в вагончики по типу вагонов метро, но гораздо меньше. Они такие древние, что первая ассоциация – ровесники пещерам. Ладно, надеюсь доедем. Двери закрываются с трудом и не до конца. Поехали. Ничего особенного. Небольшой туннель. Становится прохладно. Через десять минут остановка. Выходим, еще минут пять идем по спускающемуся вниз туннелю. После жаркого и душного воздуха на поверхности все явственнее чувствуется окружающая прохлада. Температура в пещерах 12-14 градусов тепла постоянно, круглый год. Выходим в полусумрак на круглую большую железную площадку. Голоса звучат тихо, но отчетливо. И это странно. Во все время экскурсии экскурсовод говорил с нами без микрофона, и его было хорошо слышно везде, в самых дальних уголках очередной остановочной площадки. Включается свет… и…

Мы в огромном каменном зале. Поражают размеры, неровности, стены переходящие в потолок. Сбоку с нашей стороны площадки в углу небольшое озеро, заполненный водой, уходящий вниз, в бездонную глубину колодец. Наверху почти под потолком, небольшое отверстие – лаз. Что оно там есть, верим на слово экскурсоводу. На самом деле там подсвечивается красным цветом небольшая щель. Сквозная она или нет, не видно. По словам экскурсовода, это то место, через которое эти пещеры были открыты. В общем оно высоко под потолком. И просто представить себе, что где-то от поверхности кто-то спускался вниз, явно не с мощным электрическим освещением, которое там сейчас есть, а с каким-нибудь масляным фонарем или факелом, и не видел, и не чувствовал всей глубины и направления,… жутко, жутко это представить. Как спуститься… щель почти вертикальная. Неловкое движение,… и человек, сорвавшись, летит вниз в Черную Бездну, так были названы эти пещеры местными жителями. Мы стоим внизу, ну почти внизу. Почти, опять-таки, до низа еще метров пять. Говорят,  в этом месте, несколько скелетов было найдено.

Сейчас здесь все цивилизованно. Свет, дорожки, площадки с перилами. Так что сейчас не страшно здесь ходить, а напротив очень интересно. По-моему в 75-ом году начали прокладывать экскурсионный маршрут. Пещерный комплекс по своей протяженности то ли второй в Европе, то ли первый,… уже не помню… Есть зал уникальный, самый красивый комплекс сталактитов и сталагмитов, вот он точно красивейший в Европе. Но туда не пускают. Закрыт. Только для исследования и профессиональной съемки. Берегут уникальную природную атмосферу внутри пещеры.  Пещер здесь 9 и переходы между ними. Но экскурсионный маршрут идет только по шести из них. Одна в стороне оказывается. В другой сделан концертный зал, акустика там божественная. На протяжении всей экскурсии играла органная музыка, и это так соответствовало всему, что здесь есть. Вот очень бы хотелось еще и на концерт сюда попасть. Наверное, совершенно по-другому бы все слушалось. Они каждую неделю проходят, по четвергам, по-моему.
Идем дальше. Впереди еще пять залов и коридоры, длинные и короткие, их соединяющие,… и полтора часа прогулки.

Ощущения странные, непривычные и незнакомые… Есть залы просто гигантские. Где-то высоко над тобой, теряющийся в полутьме потолок. Внизу, тоже достаточно глубоко… дно? пол? как обозначить? не знаю… и ты между всем этим, идешь по узкой железной дорожке…
Я никогда не была в замкнутом пространстве таких размеров, никогда… Пространство замкнуто, но оно не давит абсолютно, хотя с сознанием что-то творится. Оно как-то меняется. В некоторых точках почти не чувствую своего тела. Может быть эта странная подвешенность, как в чреве матери, возможно. Не помню тех ощущений, давно было.

Идем вперед,… и разворачивающиеся перед глазами картины одна величественнее другой. Словами передавать все это сложно.
Огромные каменные глыбы, лежащие, выступающие из стен, свисающие с потолка,… гладкие, почти отполированные водой или неровные с острыми краями,… все создает особый мир,… похожий на сон или смутные видения. Коридоры сужаются до узких ущелий и вновь расширяются до гигантских залов, движемся то вверх, то вниз.
Сталагмиты, известковые образования, растущие на дне пещер, сталактиты, известковые наросты, свисающие с потолка, сталагнаты – известковые колонны, образуют странную неземную подземную архитектуру. Иногда возникает ощущение, что и здесь тоже поработал очень грамотный и творческий архитектор. Подземная красота неожиданная. Почти отсутствуют цвета. Правда сталактиты и сталагмиты подсвечиваются, как утверждал экскурсовод, близко к природному цветом, но в общем пространстве все-таки таких подсветок не очень много. Но тем не менее красота завораживает глаз и это красота форм. И тут понимаю, что наверное весь этот мир очень похож на наше представление о предвечных, довечных, изначальных идеях, в их застывшем разнообразном великолепии и почти абсолютном совершенстве. Похоже именно это влечет меня сюда уже второй год. Интерес не исчез, и ощущения появляются все новые и новые.
Стою среди этого великолепного нагромождения вечных и неизменных форм и кожей ощущаю, что они живые. Здесь отвлекаешься от разнообразия внешнего мира, здесь нет внешней бесконечности неба и моря уходящего за горизонт. Здесь пространство замкнуто и почти,… почти, не совсем, однородно по цвету. И это помогает настроиться на внутреннюю суть, на внутреннюю бесконечность. Камни, возраст которым миллион, полтора, два миллиона лет… Касаюсь ближней стены. Кто по ним ходил? зверь? вода? стихия? Что здесь было, когда никого и ничего не было? формы, основа чего-то, основание… они тоже как-то звучат, звучат в теле. Странное было ощущение… недолго… прошло…  состояние покоя… мне в этих пещерах комфортно…

Последний зал,… взрывное буйство форм… трон, снежная королева, олененок и еще что-то… а если долго смотреть и гулять глазами с выступа на выступ, пытаясь заглянуть за угол, и вон в ту нишу, и пройти в воображении дальше туда, куда не пускает нас железная тропинка, то … да все что угодно, подземное царство троллей, неизвестная планета, собственный сумеречный сон…
Перед нами каменный водопад, в камне застывшие струи. Веками, тысячелетиями стекали по уступам соляные растворы и творили каменное чудо. Спускаемся вниз по какой-то спиральной дорожке. И водопад все ближе и все значимей и значительней. Сверху он восхищал, снизу изумляет своей грандиозностью. Я рядом с ним маленькая и потерянная. Уходить не хочется. Там еще внизу под ним настоящее реальное озеро с черной водой. Опускаю руки словно в поток древности. Нас несколько человек из огромной группы никак не хочет или не может оторваться от созерцания и ощущения этого величия. Экскурсовод торопит. Я не хочу уходить.
Может быть опять случиться приехать сюда, чтобы еще раз ощутить и увидеть это подземное чудо. Оборачиваюсь на прощанье и телом ощущаю грустный вздох чего-то большого.

август, 2010 г.