Как у Христа за пазухой

Давно уже занимает меня вопрос об источнике религиозного чувства. О том, ЧТО или КТО его вызывает.
Бог? Эта неопределенная сущность не столько проясняет вопрос, сколько сама нуждается в объяснении.

И все-таки, и все-таки... Что-то же мАнит, влечёт и ободряет, а также стыдит, страшит и подавляет стольких (в том числе - выдающихся) людей? Скажу больше: КАЖДОГО из нас возбуждает присутствие (например, в триллере или фэнтэзи) таинственной Силы из другого мира, контролирующей всё и вся*. Авторам фильма достаточно лишь намекнуть, и мы (пусть временно) уже готовы в это верить.

Почему же так легко, почему так охотно?

Трудно избавиться от ощущения, что какое-то воспоминание дремлет в памяти и оживает всякий раз, когда мысли и воображение затрагивают самое-самое...

Так что же это за воспоминание? Что отпечаталось в подсознании каждого как чудный мир, который обволакивал, питал, охранял и лелеял? Тот мир, как Вселенная, не имел границ, но Я чувствовал, Я знал: где-то там, за его пределами есть мягкая Сила, с которой Я составляю одно целое. Я в Ней, Она во Мне. Я - лишь частица, но подобен Ей, бесконечной...

Рискну предположить, что был, был в жизни КАЖДОГО этап, когда мы испытывали (должны были испытывать) сходные чувства, и имя ему - пренатальный (внутриутробный) период!

Только представьте, что "воображает" себе крошечный эмбрион, который плавает в какой-то безграничности (вОды), неразрывно с Ней связан (пуповина), несет в себе Её частицу, Её суть (ДНК), ощущает Её тепло, любовь и заботу, слышит Её голос.
Но и Она - вот чудо! - слышит Меня, откликается на Мои призывы - сигналы о недовольстве, недомогании, неудобстве...

                Сначала Она созидает мой МИР с гладким сероватым СВОДОМ (плаценту) и ВОДАМИ (околоплодными).
                Затем в этих водах появляюсь я как РЫБА (рыбообразное существо с жаберными щелями), потом рыба
                превращается в ГАДА (существо с длинным хвостом), потом я-эмбрион покрывается шерстью,
                как ЖИВОТНОЕ, потом все эти признаки исчезают и, наконец, формируется ЧЕЛОВЕК
                (человеческий детеныш)**.

Выход наружу вызывает сильнейшее потрясение: ведь это же подлинное изгнание из Рая! Разрывается связь с Благодетельной Силой, разрушается единство, и эта утрата и мечта о воссоединении будут подспудно мучить "блудного сына" до самой смерти***.

Но это потом, а сначала - в "молочной" фазе - у изгнанника в буквальном смысле     о т к р ы в а ю т с я    г л а з а     и он начинает познавать Добро и Зло. Узнаёт, например, что Божество может тебя покидать и являться, что к нему можно приникать и блаженствовать...
   
В дальнейшем материнскую заботу дополнит отцовская требовательность, и тогда образ Благодетельной Силы сам собой трансформируется в СверхОтца, строгого, но милосердного...

Наверное, как-то так личный опыт индивида, полученный до и вскоре после рождения, подкрепляет то коллективное бессознательное, которое складывается веками и передается из поколения в поколение.

Что и говорить, реальные пути к вере сложнее всякой схемы, но думается мне, что ощущения, полученные в материнском лоне и семье, играют тут роль важную, если не главную. Недаром же говорят, что лучше всего жить где-то внутри божества - "Как у Христа за пазухой".

------------------------------------------------------
      * Достаточно вспомнить капитана Немо, графа Монте-Кристо, инопланетян.
    ** Возможно, особенности протекания беременности (интоксикация, стрессы, невнимание, голод или же,
         напротив, всяческая забота) позднее сказываются на формировании веры.
  *** Порой сила притяжения возрастает настолько, что доводит "сына" до самопожертвования, вплоть
         до суицида. Но по своей сути это - не уход в небытие, а желание людей РАСТВОРИТЬСЯ в божестве,
         стремление «родиться обратно», то есть вернуться в тот субстрат, который когда-то их породил.
         Отчасти это относится и к желанию "родиться свыше".
------------------------------------------------------



P.S. Уже после публикации этой статьи я получил от Евгения Циона информацию об известном американском психологе, докторе философских наук, почетном профессоре МГУ Станиславе Грофе, который более профессионально развивает те же идеи.

Он, в частности, разделяет весь внутриутробный период на 4 базовых перинатальных матрицы (БМП 1-4), которые фиксируют различные переживания эмбриона. Описывая их, С. Гроф также проводит параллели с ключевыми событиями Книги Бытия.

Так БМП 1 («Матрица Рая») формируется все 9 месяцев вплоть до начала схваток и при нормальном развитии отражает состояние блаженства.

БМП 2 («Конфликт») описывает процесс схваток до раскрытия шейки матки, когда комфортная среда неожиданно становится агрессивной – мир сжимается, давит и нет выхода из этой ситуации.

БМП 3 («Изгнание из Рая») соответствует мучительному процессу прохождения через родовой канал, насильственному переходу из Рая в реальность.

БМП 4 («Матрица свободы») – это начало освоения нового мира, непривычного, отделенного от Матери, требующего собственных усилий для существования.

Все эти переживания впечатываются в психику и в дальнейшем оказывают огромное влияние на наши представления.


Рецензии
Я думаю, что истоки религиозности вовсе не в перинатальных переживаниях. Вообще говоря, они сконструированы воображением человека, знающего стадии вынашивания плода и родовой процесс. Разумеется древние люди понятия не имели о стадиях беременности, а роды - это было личное дело роженицы и какой-то взрослой женщины повитухи. В некоторых племенах женщина перед родами уходит из селения в отдельно и далеко стоящее строение и там одна справляется со своей проблемой. Если она не возвращается через какое-то время, то туда идут женщины и тащат в селение ее труп.
Следует учитывать, что у человека нет памяти не только о внутриутробном периоде, но и о первых годах жизни.
Более того, прачеловек не был способен к рефлексии, но он был окружен враждебным миром, непонятным, , подвергающим жизнь постоянным опасностям.
Кроме того прачеловек видел смерть и не понимал, что происходит, куда уходит мертвый?
Проклятие природы - наш разум. Мы не можем жить в мире не объяснённом, непонятном. Это страшнее, чем все реальные риски. Человек, ощущая свою слабость и беззащитность перед природой, должен был объяснить самому себе откуда он взялся, кто управляет миром, окружающим его, и куда уходят люди после смерти.
Понятно, что на эти вопросы нет ответов до сих пор, а там, где нет фактов, доказательств - вступает в свои права вера.
Таковы источники рождения религий. Сначала появляются мифы о происхождении жизни и самой Земли.
Мне интересно узнавать об экзотических верованиях, вне мировых конфессий.
Но смысл в том, что племена принимали за божество то, что их окружало и вызывало почтение, страх, уважение по тем или иным причинам.

Галина Корецкая   17.06.2019 22:46     Заявить о нарушении
Опять мы с Вами говорим о разных вещах. Вы – о ПРИЧИНАХ рождения религий, а я – об их МОДЕЛИ. Вы – об осмыслении и осознании, я – о предощущении, подсознательном тяготении.
Всё так – и внешние угрозы, и необъяснимость смерти. Человек нуждался в объяснениях и формулировал их, в частности, в религиозных учениях. Но почему божества так часто являлись родоначальниками, кровно связанными со своей паствой? Почему в древних обрядах инициации божество как бы поглощало посвящаемого, а затем рождало его заново? Рождение мира, рода, шамана, мужчины вообще является очень важной и распространённой процедурой многих религий.
Возможно, бессознательные перинатальные переживания играли разную роль на разных этапах формирования конфессий. В примитивных – очень большую, в развитом язычестве – слабую, а в монотеизме – снова усиливались...
Вы говорите, что человек не помнит эти переживания. На уровне СОЗНАНИЯ – конечно, нет. Он вообще не осознаёт очень многого в своём подсознании, однако эти бессознательные факторы очень сильно влияют (наверное, определяют!) его мышление и поведение.
К тому же современная наука всё чаще говорит и о более глубоких уровнях памяти – на уровне клеток, молекул...
Вот эта неосознаваемая память, запечатлевшая стремление крупиц к целому, клеток – к единому организму, вполне могла служить постоянным паттерном для разных построений, в том числе – и религиозных. И такое предположение вовсе не отменяет указанных Вами причин.
С уважением,

Томас Твин   18.06.2019 07:44   Заявить о нарушении
Наверное я не понимаю Вас от того, что мое мышление конкретно, приземленно. Профессия заставляет меня опираться на явные, видимые причины, чтобы сделать правильный вывод и помочь человеку. Абстрактные размышления на уровне подсознания - для меня игра ума. Всё, что недоказуемо, я отношу к вере, а это штука ненадежная в практике, по крайней мере моей.
Память клетки для меня это набор генов, ДНК, РНК, не более. )
Да, мы с Вами на разных орбитах. Но хорошо, что мы мыслим, я хотя бы пытаюсь делать это. ))

Галина Корецкая   18.06.2019 07:56   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.