Мгновения детства

Наталия Лямина 1
 Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым,
 Увядания золотом охвачен, я не буду больше молодым.
 Ты теперь не так уж будешь биться, сердце тронутое холодком,
 И страна берёзового ситца не заманит шляться босиком…
                (С.А. Есенин)

    Всем моим родным и друзьям по детству посвящается этот рассказ. Моя любовь и тоска по родному краю выражается в нём. Нескончаемая грусть и память к отчему дому, и по всем, кто проживал там. Сейчас  в доме никто не живёт, полуразрушенный он  стоит с выбитыми стёклами в окнах, лишь ветер гуляет по комнатам. Даже пол и тот выпилен. Вся улица, на которой я жила опустела. Проживавшие на ней люди разъехались из посёлка. Кажется на первый взгляд, ничего примечательного нет в этом , таком обыкновенном, забытом богом  посёлке, но перед глазами стоят добрые, приветливые люди, жившие на нашей улице. Лес, который давал свои дары грибы и ягоды. Встречал нас, протягивая ветки, словно здороваясь с нами. Каждая травинка, деревья и кустарники знакомы,  дороги и памятны.

И всегда с грустью  и болью встают воспоминания об этом невозвратном времени, о тех местах, где появилась на свет, где росла и взрослела. Места, которые называются Родиной. Эпизоды из воспоминаний о раннем детстве вспыхивают в моей голове яркими звёздочками.
 
 Родилась и росла я   в небольшом посёлке  Костромской области. Из предприятий, где трудились жители посёлка, был леспромхоз да подсобное хозяйство, что –то вроде деревни. Там разводили коров, свиней, выращивали капусту, картошку и другие овощи. Молоко , мясо и овощи шли в местную столовую для питания рабочих и в детский сад и школу. Леспромхоз поставлял свою продукцию в различные города страны и даже за границу. Лес и изделия из него нужны были стране, и поэтому  наш леспромхоз процветал. Во время перестройки он, как и многие предприятия страны стал невыгодным и развалился. Много людей уехало из посёлка, лишь совсем небольшое количество их осталось жить там. Это в основном пенсионеры.
 
  До перестройки наш дом стоял на окраине посёлка. Мы жили большой дружной семьёй. Старшие дети, сестра и брат, давно уехали из посёлка. Жили самостоятельно. Остались в доме родители  да два брата и две сестры. Отец наш был инвалидом войны,  ранен и контужен. Мы часто просили его рассказать нам про войну, но он не любил про неё рассказывать. Да и мать не разрешала нам приставать к отцу.- Ему тяжело об этом вспоминать. Руки и голова у него слегка тряслись, наверно это от контузии. Каждый год папа ездил в госпиталь, на лечение.
 
     За нашим огородом, пройдя несколько шагов, протекала небольшая речка.  Звали и посёлок, и речку, Якшангой.  Речка вилась вокруг посёлка, образовывая  несколько омутов. Они все у нас назывались по разному : Маряша, Байкал, Малая купальня и другие. В жаркую погоду все ребятишки пропадали целыми днями на этих омутах. Вода в них становилась мутно – желтой и даже за ночь не успевала отстояться. За речкой сразу же начинался лес. Берега речки  поросли кустарниками ивы и черёмухи. Аромат черёмухи расползался по всему посёлку.

 Каждую весну речка разливалась, и вода подходила к самому нашему дому. Молодежь мастерили лодки, заливали их припасённым варом, и катались на них по воде. Иногда и нас дошколят катали. Мы сидели, не шелохнувшись с замиранием сердца, а вдруг опрокинется лодка, или подчерпнёт воды. Но всё заканчивалось благополучно. И мы, как зайцы дедушки Мазая, выпрыгивали  из лодки.
Однажды, прямо в июне, непрерывно шли дожди, около трёх недель дождь лил не переставая. И речка вышла из берегов. Снова она подошла к самому дому. В огороде затопило картошку и другие овощи. На лугах уже стояла большая трава, и она оказалась под водой. А потом непогода прошла, ярко стало светить солнце, установились погожие деньки. Мы, маленькие бегали по воде, трава щекотала нам подошвы ног. Падали в воду, и трава щекотала нам живот и спинки. Мы радовались, и смеялись от счастья, что можно далеко бежать по тёплой воде, падать, барахтаться в ней. Она была чистая и тёплая, в ней отражались небо и облака. И нам казалось, что мы бегаем по синему небу.

 
  Летом, всей семьёй, мы ходили в лес. Он для нашей семьи заменял нам походы в магазин. В лесу мы собирали ягоды землянику, малину, смородину, чернику, бруснику, клюкву. Грибы жарили, сушили, солили, мариновали. Круглый год не переводились у нас дары леса.
 Рано по утру,  старшая  сестра Людмила  поднимала  меня с кровати.- Вставай, сестрёнка, пойдём ,  собирать ягоду землянику на дальние поля. Мы берём  с собой по кружке, идём за огород, переходим речку в узком месте по сваленному бревну, и вверх по тропинке через лес до поля шлёпаем босыми ногами. Лес над головой шумит листвой, приветствуя нас, птицы начинают свою утреннюю перекличку. Каждая птаха старается выделиться в этом хоре. Словно живая, лесная страна  здоровается с нами.
Вот и поляна, она далеко тянется в длину, на другой её стороне виднеется лес. Мы по окраине леса ходим и собираем ягоду . Каждой ягодке надо низко поклониться, иначе её не найдёшь в траве. – Не прячься за листочки,  всё равно мы тебя найдём.- Говорю я ей. Набираем целые кружки. От кружек идёт неповторимый аромат. Сестра Люда начинает петь песню, я ей подпеваю:
Ни вблизи , ни вдали, я не знаю земли, лучше  той, что меня растила.
Синих рек рукава, в небе синь, синева и светла от берёз Россия…

Мы выходим на поляну, она вся заросла ромашками, такое бело жёлтое поле и только изредка виднеются синие колокольчики. Вольный ветер гуляет по ней, обдувает наши разгорячённые лица. – Ну, нам пора.- Говорит сестра. –Давай ещё по веночку сплетём и пойдём домой. Люда присаживается, а я бегаю, собираю ромашки и колокольчики. Получились два отличных венка. Какая  красота, как радуется душа этой природе. Как – будто я частичка всего этого богатства красок и звуков. Счастливые и нарядные мы возвращаемся домой. Заливаем землянику молоком, делимся с младшим братом Павликом этим кушаньем, и с хлебом опустошаем наши тарелки.
 
Поспевает в лесу черника, идём собирать её. Мама знает все лесные тропы и ягодные места . Но собирать чернику не сладко. Она растёт в лесу, где много комаров. Они буквально облепляют человека, лезут в глаза, в нос, больно кусаются. Набрав свои банки, корзиночку ягодами, мы едим чернику. Рот становится чёрным, пальцы тоже. Какая она вкусная. – Наедайтесь, а дома не трогайте, засушим на зиму.- Говорит мама.-Буду стряпать вам зимой пироги. Ходила мама в лес и за смородиной, но нас не брала. Смородина росла далеко и в болотистых местах. Дикая чёрная смородина отличалась от садовой, она была кисло сладкая  с неповторимым вкусом. Из неё делали варенье.

 Июль, август и сентябрь время для сбора  грибов. В лес идём две сестры, два брата и мама, наша лесная фея. Мама ведёт нас на место, где собирала грибы прошлым летом. Вот сходим с тропы в лес, и под берёзками видим с красной шляпкой стоит подберёзовик, в народе его называют боровиком. У него толстая ножка и красная шляпка, и весь он такой важный. – Ну ка, полезай в корзинку. Ты нам пригодишься. Дальше росли стайка сыроежек, потом попались подосиновики, и вскоре у нас была полная корзинка.  Пора идти  домой.
 Но тут я увидела две маленькие ёлочки, они росли у дороги, такие пышные, на каждой веточке густо росли иголки. Я стала просить старшего брата  срубить одну ёлку.
- Ну, зачем она тебе? – Поставлю и наряжу на Новый год. Она ещё красивее будет. – Не говори ты глупости, она засохнет до Нового года. Я её в воду поставлю. – Ну, Жень, сруби ёлку. Я сама потащу её до дома. – Но дорога – то длинная, устанешь. – Донесу. Какая она красавица. – Ладно, долго, что ли перерубить такую  тоненькую. Раз, и готово, пошёл густой запах хвойного дерева. Взваливаю её  на плечо и несу ёлку, но дорога была дальняя. Мои родные далеко ушли вперёд. Я решила снять поясок с платья и привязать его к ёлке, чтобы тащить её волоком. Пока я привязывала поясок к стволу ёлки, мои братья и сестра с мамой свернули с тропинки и спрятались в лесу. Подняв голову и повернувшись, я не увидела никого. Взвизгнув и зарыдав,  бегом кинулась по тропе. Я, даже обогнала их, а они вышли на тропу из- за деревьев, и смеялись надо мной.- Как же ты теперь Новый год встречать будешь? – Срублю ближе к дому и зимой. Ответила я.

Иногда, собравшись ватагой, ребятишки с нашей улицы, мои одногодки ходили в поход. Останавливались в укромном месте на берегу речки и варили суп. С вечера договаривались, кто и что возьмёт в поход.  Рано утром шли по росистой траве, вдыхая запах трав и речной свежести.  Разжигали костёр и варили в котелке суп. Все добросовестно трудились, кто таскал сухой хворост, кто чистил овощи. Потом все дружно ели этот суп с дымком и с частичками угля от сгоревших веток. Таким он нам вкусным казался. А потом купались до посинения и грелись у костра. К вечеру, уставшие, но с большим багажом впечатлений от проведённого дня, возвращались домой.
Осенью, при первых заморозках, из – за повышенной влажности, все деревья и кустарники, крыши домов и сараев наряжаются в белый наряд, стоят в инее, лужи покрываются причудливыми ледяными узорами. Воздух   свежий и чистый. В такое время я со своей подружкой Наталкой  хожу на речку, смотреть через прозрачный лёд подводное царство. Но лёд ещё тонкий и мы идем по кромке берега. Вдруг Наташа видит на другом берегу уточку. – Ой, какая она хорошенькая. Наверно это «Серая шейка» осталась здесь зимовать. Сейчас я её заберу домой, а весной выпущу. И она пошла по тонкому льду.-  Стой! Закричала я. – Ты можешь провалиться и утонуть.  Она всё равно  потихоньку пошла, но сделав три шага, лед треснул, и Наташа провалилась в воду. Я помогла ей выбраться на берег. Она была вся мокрая. Мы бегом побежали до её дома. Хорошо, что родители работали и не заметили что Наташа вся промокла , а то досталось бы ей ремня. Прямо в пальто она залезла на печку и там уже разделась. После такого купания она даже не заболела. Дорогая моя подружка детства, Наташа, вместе с тобой мы познавали  этот прекрасный мир. Сколько чудесных солнечных дней провели вместе. Но жизнь нас раскидала в разные стороны. Я в Сибири, а ты где – то на юге. Может, ещё встретимся в нашем посёлке, на нашей улице.
 Вспоминаю наши снежные зимы.
    Вот и пошёл первый снег.  Всё вокруг становиться белоснежным. В солнечную погоду он сверкает на солнце, будто просыпали пригоршню бриллиантов, даже глаза слезятся от такого блеска.
Иногда он  падает большими хлопьями, не успеешь расчистить дорожку, как снова, она в снегу. –  И в наши края пришла  красавица зима. Говорит мама. Она начинает смотреть, все ли валенки у нас целые, не требуют ли ремонта. Папа тут же подшивает их, если замечают дырки на подошве. Мама зимой занимается вязанием, У нас у всех связанные её руками варежки и носки. Когда нет больших морозов, мы с друзьями строим из снега крепости, лепим снеговиков, делаем снежные пещеры, играем в снежки. Домой приходим все в снегу, и раздевшись, лезем на печь греться.

Вечером, когда ложились спать, папа включал радио, и мы, засыпая, слушали радиопостановки. А когда не было радиопередач, папа нам рассказывал сказки. Каждый раз он сочинял что – то новое в сказке, и его было интересно слушать. Мы его просили: « Пап, давай сегодня про горошину, которая выросла до неба.»  И папа рассказывал дальше.  Ещё я любила « читать» книги. Мама сидя с вязанием или  что –то зашивая нам из одежды, просила меня почитать книгу и я с удовольствием, не зная букв, читала ей учебники географии и истории старшей сестры. Мама только руками разводила. - Ну откуда ты всё это берёшь, да так интересно рассказываешь.
Я считаю, что в детстве мне здорово повезло. В моём распоряжении были лес, речка, синее небо, зелень травы, пение птиц и вольная воля. Куда хочу, туда бегу. Какое это счастье жить в гармонии с природой.

 Вот и время пришло отправляться в школу. Меня отмыли, подстригли, вплели банты в мои коски. Купили новый портфель и учебники с тетрадями, новую форму с передником и отвели в школу. Начался новый период в моей жизни. Об этом периоде я тоже напишу когда – нибудь рассказ.