Земляки на крейсере Варяг

Антонина Балабанова
   

 В следующем году исполнится 120 лет с того дня, как на воду был спущен легендарный крейсер «Варяг». Он был построен по заказу Российской империи на судостроительной верфи  Филадельфии (США). По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, "Варяг" был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.
       В мае 1901 года крейсер был отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В феврале 1902 года крейсер, обойдя полсвета, отдал якорь на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры. В декабре 1903 года крейсер был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для несения службы. На рейде, помимо "Варяга", находились корабли международной эскадры. 5 января 1904 года на рейд прибыла русская канонерская лодка "Кореец".
       Ночью 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года японские боевые корабли открыли огонь по русской эскадре, которая стояла на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война (1904-1905), длившаяся 588 дней. Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", находившиеся в корейской бухте Чемульпо, ночью 9 февраля 1904 года были блокированы японской эскадрой. Экипажи российских кораблей, пытаясь прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступили в неравный бой с японской эскадрой, в составе которой было 14 миноносцев.
       За первый час боя в Цусимском проливе экипаж российского крейсера выпустил более  тысячи снарядов. "Варяг" и "Кореец" вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжелые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета «Варяг» был затоплен, а "Кореец" взорван. Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков. Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой - Георгиевским крестом. После торжеств команда "Варяга" была расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли, а командир Всеволод Руднев был награжден, повышен по службе - и отправлен в отставку.
Действия "Варяга" во время сражения восхитили даже противника - после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев "Варяга" и наградило его командира Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.
      Я кратко напомнила вам историю, в связи с тем, что неожиданно получила информацию  «Крейсер 1 ранга «Варяг» и туляки» (оригинальная информация прислана в тульское историко-генеалогическое общество графом Комаровским Е.П.).Так вот,  двое из списков  оказались нашими земляками!
       Тришин Василий Никитович (5.3.1878 г., д. Глебовка Кириковской волости Новосильского уезда), крестьянин, православный, портной, грамоту не знает. Жена Софья Даниловна. Призван в Новосильском уездном по воинской повинности Присутствии 3 участка 16.10.1899 года. В службу вступил с 1.1.1900 года на общих основаниях.  Зачислен в 13 флотский экипаж 18.11.1899 г., зачислен в матросы 2 ст., произведен в матросы 1 ст.  Служил с 1900 года по 1904 год на крейсере 1 ранга «Варяг» во внутреннем и заграничном плавании. Был в сражении с японцами при Чемульпо 1904 года Имеет знак отличия Военного ордена 4 ст. за № 97777. Циркуляром конторы порта от 30.4.1904 г. за № 393 переведен в 1 флотский  экипаж.
       Об одноногом инвалиде  по прозвищу Мансура, служившем на крейсере «Варяг», уроженце с Шеино, я узнала от своего соседа А.В. Прилепского несколько лет назад. После возвращения на родину, - рассказывал  Анатолий Васильевич, -  Мансура   не опустил руки, брался за любую работу. Отец Анатолия вспоминал, как они вместе строили подвал.  Царь назначил ветерану хорошую пенсию, которую тот получал 2 раза в год. При этом он брал обоз и привозил из города  продуктов на полгода, через полгода все повторялось. У Мансуры было 13 детей! Как рассказал мой земляк, был герой "Варяга" даже каким-то родственником его бабушки Меланьи. И вот неожиданно мы получили подтверждение этому рассказу и узнали имя  моряка!

      Прилепский Степан Федотов (24.7.1878, с. Шейно Косаревской волости Новосильского уезда), крестьянин, православный, хлебопашец, малограмотный, женат на Марье Васильевой. Призван в Новосильском уездном по воинской повинности Присутствии  2 участка 21.10.1899 г. На службе с 1.1.1900 года на общих основаниях. Зачислен в 13 ф. Экипаж 18.11.1899 г. Зачислен в матросы 2 ст. 1.4.1900 г. Произведен в матросы 1 ст., в коки 1.1.1902 г. В плавании находился с 1900 по 1904 год на крейсере «Варяг» во внутреннем и заграничном плавании.   Был в сражении с японцами при бухте Чемульпо в 1904 г. Одержим недостачей правого бедра после ампутации в средней трети, причём большая часть рубца культи в центре приросла к подлежащей кисти. Ампутация произведена вследствие бывшего открытого дробного перелома правого бедра и колена. Повреждение получено во время боя на крейсере «Варяг» 24.1.1904 года. Имеет знак отличия Военного ордена 4 ст. № 121206. от 23.2.1904 г. Уволен вовсе от службы как совершенно к ней неспособный 20.1.1905 г.
          
Государь обратился к вернувшимся в Санкт- Петербург героям Чемульпо: «От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси…».  Герои «Варяга» защитили честь всей России  и  ее воинства. Память о них жива, их подвиг никогда не будет забыт, вдохновляя наших доблестных воинов на новые подвиги во славу Отечества.