Памяти Ларисы Петровой интервью от 14 марта 2014 г

Алма Баян
Сегодня у нас интервью с незаурядным человеком, которого мы, в основном, знаем просто, как Ларису Петрову, автора замечательных постов: серии статей о родном городе Ларисы Санкт-Петербурге, лирических и не только лирических фоторепортажей, стихотворений и многих других…
Но, такова специфика виртуального общения, когда мы больше чувствуем людей, чем знаем о них… И это неплохо… Но иногда какая-то информация о наших авторах прорывается на наши страницы и очень приятно, когда мы узнаем о наших друзьях-сообщниках что-нибудь хорошее и даже потрясающе удивительное:-)) 
Обычно,  в интервью я не задаю вопросов, выходящих за рамки того, что мы знаем об интервьюируемых из кусочков информации, данных самими авторами… Но как-то, относительно недавно, Лариса поделилась с нами новостью: публикацией своих статей в литературно-публицистическом журнале «Клаузура»…
Из информации об авторах журнала, я узнала, что Лариса является автором научного открытия – это необычайно! А еще, побывав на сайте родной кафедры Ларисы «Физика Земли» на физическом факультете Санкт-Петербургского университета, я узнала о том, что Ларисино открытие еще и общепризнанно – это супер-супер! То есть, среди нас находятся потрясающие люди!
Познакомимся с необыкновенным человеком, нашей сообщественницей, Ларисой Петровой немного поближе:-))
 
Алма: Мы общаемся-общаемся здесь, в ТМВ и, оказывается, многого не знаем о своих друзьях-сообщественниках… Среди нас есть удивительные люди, при этом – очень скромные:-))
Лариса, у Вас опубликовано много научных работ (128), вся Ваша жизнь связана с наукой, Вы – кандидат физмат наук… Женщина – кандидат физмат наук – это очень серьезно!:-))) Физика не мешает лирике?:-)) Какое место в Вашей жизни занимает Ваша профессия? Это Ваше призвание? Что для Вас «физика» и «лирика»?:-)))
Лариса: Отвечая на первый вопрос, я бы сказала, что «лирика» мешает «физике». Думаю, что такое положение дел определяется индивидуальными чертами характера.
С моей точки зрения, люди, занимающиеся наукой, в первую очередь различаются способом мышления. Одни, крепко усвоив основные концепции и главные научные положения, никогда в них не сомневаются  и строго следуют им в своей работе. Как правило, они лучше организованы и редко имеют какое-нибудь хобби (это крайний случай).  Другие отличаются склонностью к образному мышлению. Логика, безусловно, тут присутствует, но как-то так получается, что, осознавая путь и ожидаемый результат при решении проблемы, само её решение зачастую возникает неожиданно – интуитивно. При этом, понимание многих вопросов на данном этапе отсутствует и требуется ещё большая работа, чтобы во многом  разобраться. Ну и, конечно, промежуточные варианты, когда первый и второй типы присутствуют в разной мере. Я отношусь ко второму типу исследователей.
Упомянутое  «образное» мышление  проявляется  не только в научной работе, но и в других формах, в частности,  в литературной. Поэтому, отвечая на последний вопрос, сразу скажу, что профессия занимает в моей жизни наиглавнейшее место, хоть и работается сейчас трудней и медленней по разным причинам. То есть,  «физика» для меня на первом месте, а другое творчество потом, но совсем без него как-то не получается. Оно сидит внутри и время от времени само выбирается наружу в виде рассказа, публицистической статьи или чего-то рифмованного с разным уровнем качества. А  «разное качество» получается потому, что «каждому делу учиться надо»… Даже милый незадачливый Незнайка в конце концов это понял.
Алма: Мне симпатичнее второй тип исследователей:-))) Лариса, я поняла, что физика – это основное, лирика – как вытекающее из основного естественным путем:-)))
Мой муж рассказывал такую историю. У его товарища МИФИста научным руководителем была женщина… Кроме него, у его руководительницы была дипломница…  девушка.  МИФИсту приходилось каждый раз чинить оборудование, к которому прикасалась девушка (в ее руках все ломалось-портилось)… Однажды, не выдержав, руководительница в сердцах воскликнула: Я не понимаю, что женщине делать в физике!:-)))
Расскажете, Лариса, как случилось, что Вы выбрали такую «мужскую» профессию?
Лариса: По специальности я физик-геофизик. Именно  так называлась специальность  в год окончания кафедры физики Земли на физическом факультете Ленинградского университета, что и значится в дипломе. Теперь пишут просто «геофизик», хотя геофизиков выпускает и геологический факультет, а по содержанию  прослушанных курсов между нами большая разница. Кстати, Санкт-Петербургский университет был учреждён 20 февраля 1819 года, так что недавно прошла эта очередная памятная дата.
Попала я на кафедру совершенно случайно.  На приёмных экзаменах не добрала 1 балл и, хотя аттестат у меня был со средним баллом 4.7, на физфак я не прошла.
Возле дверей приёмной комиссии сидели «купцы», приглашали без повторных экзаменов в университеты Томска и Одессы. Я жутко устала после выпускных школьных экзаменов и  вступительных на физфак, которые шли сразу друг за другом, без всякого перерыва. На семейном совете было решено, что до Одессы самолетом 2 часа, потому этот выбор предпочтительней.
Полетела я в Одессу, очень хорошо училась год, а потому с большими трудами получила разрешение на перевод в Ленинград.  Однако, мест на дневном отделении не было, и оказалась я на отделении вечернем. Нужно было непременно работать, и тут мне непомерно повезло - устроилась лаборантом на кафедру физики Земли, а факультет находился рядом.
Познакомилась я со своей будущей специальностью «изнутри» и загорелась.  Правда, одна беда – не было такой специализации на вечернем отделении. Пришлось оформлять индивидуальный план без всяких «усечек» по сравнению с дневниками (это было моё решение).
В результате я работала и одновременно училась  не только на вечернем, но отчасти и на дневном, так как мне разрешали слушать специальные курсы на кафедре вместе с группой дневного отделения. Уходила я из дома в  8 часов утра, приходила 4 раза в неделю без четверти двенадцать и так 4 года до диплома.

За год до окончания вышла замуж, родила сына, взяв академический отпуск, а потом работа, дом, и сын через ясли-сад в школу пошёл….   Короче, трудности были, как у очень многих наших женщин. А вот с работой, вернее научной темой, мне жутко повезло.
И я абсолютно счастливый человек, потому что работа по сердцу, по интересам и приносит радость.
Алма: :-))))) Не так часто нам встречаются люди, которые всю жизнь посвятили любимому делу… И уж совсем не часто – люди, совершающие научные открытия! Вы являетесь автором научного открытия № 217 – «Явление сейсмогравитационных колебаний Земли»; награждены медалью им. лауреата Нобелевской Премии Петра Леонидовича Капицы «Автору научного открытия»; в Российской национальной библиотеке ( СПб, Наб. р. Фонтанки, 36) Ваш портрет помещён в Национальной портретной галерее авторов научных открытий…
Вы расскажете поподробнее о своей научной теме, над которой Вы работаете до сих пор?
Лариса: Мой муж работал тоже на этой кафедре и тяготел к экспериментальной работе, причём, обладая радиотехническими навыками, старался получать ответы на возникающие научные вопросы путём создания или модификации  подходящих измерительных устройств. Хотел видеть всё «живьём», так сказать, невооружённым глазом. Заинтересовался он однажды, отчего это путаются почти параллельные записи-дорожки на сейсмограмме (запись колебаний поверхности земли, в том числе и при землетрясениях). При длине ленты в 1 метр они  смещалась на 1-2 мм от своей средней линии. Иногда были  видны колебания с  неизвестными периодами в несколько десятков минут и амплитудами чуть побольше. Никто их в таком виде не наблюдал, но вид этот был не пригоден для исследования, из-за очень малых амплитуд. 
Несколько лет прошло в неустанных трудах и, в конце концов, появился измерительный канал, на базе вертикального сейсмического маятника, который потом ещё многократно модифицировался, чтобы повысить качество его защиты от внешних помех и поднять увеличение. Колебания на записи имели большие амплитуды по сравнению с периодом «затишья». Я занялась их изучением.

То есть, с самого начала своей исследовательской деятельности оказалась в такой ситуации: есть  некий объект для исследования – чёткие с большими амплитудами на записи какие-то колебания, но нет на них никакой теории, и все считают, что это «шум». Потом стало ясно, что в широком спектре колебаний присутствуют теоретически и экспериментально изученные собственные колебания Земли, только в отличие от общеизвестных описаний, они регистрируются и перед сильными землетрясениями, а после них - только усиливаются.  Кроме этих колебаний,  в записях есть ещё нечто,  со своей «логикой» и закономерностью.  Однако никто про это «нечто» не знает, и теории на него никакой нет.  Вот я и принялась анализировать «НЕЧТО», выявлять его свойства и искать причину образования  …
Работа была связана с вычислительными машинами,  необходимые для решения задач программы зачастую требовали преобразований разной сложности. Иногда и новые методы разрабатывала.  А потом старые вычислительные машины заменили компьютеры, которые теперь у всех вас имеются на столах, и жизнь сильно облегчилась. Первоначальные расчёты за минуту можно произвести, а раньше за час. Более сложный комплекс исследований одного варианта данных - за час, вместо почти месяца работы раньше. Расширился круг задач и возможностей – появились новые идеи, новые методы исследования, а результаты приводили к новым вопросам …
Короче, не остановиться. Теперь мы многое знаем о неизвестной области колебаний нашей Земли с периодами от одного до шести часов, но … всё в нашей стране развалилось, заниматься исследованиями становится всё сложнее и сложнее. А перспективная задача краткосрочного прогноза землетрясений на основании некоторых феноменов, выявленных довольно давно, так и остаётся слабо развитой.  Муж мой покинул этот мир, а на мне лежит ответственность двигать всё дальше, пока есть нерешённые вопросы и силы.

Алма: Понимаю, как сложно заниматься наукой в наше время…
Лариса, получается, жителям сейсмоопасных зон, Ваши (в соавторстве с Вашим мужем) исследования помогут? Скажу Вам, что я особенно в этом лично заинтересована:-)) Жила в сейсмичном регионе и мои родственники там сейчас живут…  Знаю, что это такое – непрерывное «ожидание» внезапного землетрясения… Не расслабишься:-)) И не надеешься, что кто-то может предупредить заранее, боишься, что землетрясение может тебя застать в любую минуту, а еще и в самой неподходящей позе:-)))
Лариса, можете ли Вы популярно рассказать, как применяются на практике результаты Ваших исследований?
Лариса: Вот в том-то и беда, что пока никак не применяются. Это фундаментальные исследования, самая перспективная часть которых «заморожена». Но это не означает, что их не нужно развивать. Почему? Попробуйте окунуться в 17-ый век - век «лучины». И в ту пору, как и прежде, пытливые умы не спят,  энтузиасты «копят электричество», устраивают публичные зрелища с молниями-разрядами, сохраняют записи наблюдений,  … думают. Через 40 лет появляется Ампер, который сумел всё обобщить в виде математических формул.  А теперь вернитесь в нашу жизнь и уберите из неё электричество. Теперь ясно, что такое фундаментальная наука?
А что касается «прогноза», так проблему краткосрочного прогноза в мире ещё никто не решил. За исключением, трёх-четырёх случаев, успешных краткосрочных прогнозов по месту нет. Давать необоснованный прогноз нельзя – то, что последует после него, приведёт к бОльшим потерям (физическим и материальным) и последующим  затратам.
Алма: Всегда считала, что наука – это самое благородное творчество!:)) Ведь, оно создает новое знание, то есть то, чего не было ранее… И именно благодаря познанию человек и выделился из животных:-)), то есть, тем, что у него накапливаются знания… Не опыт,  а именно – знания… И это творчество растянуто по времени, не сразу приходишь к тому, что требуется доказать…
Лариса: Да, не сразу…  Но Вы не представляете себе, какая это радость, какое сильное чувство испытываешь, когда оказывается, что твоё предположение о том, как оно всё «устроено»,  оказывается, верным, когда видишь – вот оно, доказательство!
Когда же в душе сильные чувства, лучше всего радость или восторженность, тогда сами собой появляются лирические стишки, иногда – стихи или что-то ещё, о чём написать вдруг захочется.  Очень часто побудительной причиной для меня является чьё-то стихотворение, которое прочту в нашем ТМВ, или восхитительные картины природы на даче, а то и интересное фото, картинка…
Алма: Понимаю Вас… Окрыленное чувство выливается в другое творчество, которое тоже дает возвышение души… Возможно, это и есть то, что мы называем вдохновением?:-)))
С Вашего разрешения, помещу ниже кое-что из Вашего «Старого альбома»…
ИЛЛЮЗОРНЫЙ МИР
        Я слышу в имени твоем
        Звон колокольчика негромкий
        Испуганно исчез у кромки,
        Лужайки света под окном.
        Я на земле, как на груди,
        Покой и силу собираю
        И точно так же замираю,
        Как будто мы с тобой вдвоем.
        Мой иллюзорный мир - мой дом
        В котором только ты хозяин.
        Что с этим делать я не знаю,
        Но шаг за шагом, день за днем
        Он стал уже подобен раю,
        К его дверям я припадаю,
        Испепеленная огнем.
        Не дай рассыпаться мне прахом,
        Прошу, немного поддержи
        И руку друга протяни,
        Пока я тут объята страхом.
        Я справлюсь, я еще сильна,
        В твоей душе  моя опора,
        Хоть я по-прежнему готова
        До капельки отдать себя,
        Но вот вопрос - нужна ли я?
ВОЙНА БОЛЬНОГО СЕРДЦА И УМА
       На миг рассеялся туман.
       Ужели, впрямь, самообман?
       И, словом этим  вызвав дрожь,
       Саму себя наотмашь бьешь.
       Так начинается война
       Больного сердца и ума.
ХОЛОДНЫЕ ГЛАЗА
      Пытливый взор поймет всегда,
      О чем молчат порой уста,
      О чем кричат порой сердца,
      И почему немеют губы...
      Но страшно вспомнить миг,
      Когда
      Смотрели мы
      Глаза в глаза,
      А вновь не повторилось чудо.
      Не бились в унисон сердца,
      Молчали просто так уста,
      И те холодные глаза
      Теперь повсюду.
ПРОЩАНИЕ
     Прощайте, ласковые грезы,
     Мне нужно жить совсем без  вас,
     Таить невидимые слезы
     Под пыткой равнодушных глаз,
     Уметь шутить и улыбаться,
     Сжав душу бедную в комок,
     На сердце, чтоб не разорвалось,
     Амбарный наложить замок.
НОЧНЫЕ ДУМЫ
    На тему   "О любви к Вождю"
    ("Наш Декамерон". Э. Радзинский)
    Смотрительница зала в Эрмитаже
    Возле останков гуннского вождя
    Лет восемнадцать просидела стражем
    Любя его, покой его храня.
    И мумия ей улыбалась даже,
    Являлась непременно в сладком сне...
    Рассказ потряс меня однажды,
    Все сказанное - словно обо мне.
    Мне страшно. Переполненная Вами,
    Участье прозреваю я везде,
    Но это все обман. А длинными ночами
    Я думаю о Вас, как о Вожде.
*****
    Ахматовский красный кленовый лист
    Заложен на Песни песней ...
    Любовь - тишину вдруг взорвавший свист -
    Взвилась лебединой песней.
    Невиданной силы и красоты
    Совсем незнакомая птица,
    Подставив крыло, меня подняла,
    Чтоб я могла насладиться.
    Свобода, простор - никаких оков!
    И взгляд, распахнутый настежь,
    Прекрасней, чем мир самых смелых снов,
    Лишь обещающих счастье.
    Теперь этот взгляд –  как звезда в ночи.
    Нет, ярче – луна в полнолунье,
    Все освещает мне на пути
    И облегчает будни.
ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ
    Любовь приходит, иль уходит -
    Душа терзается.   Терпи!
    Всего же ярче в ней пылает
    Огонь предчувствия любви.
    И неизвестный твой избранник,
    Уже придуманный давно,
    Вдруг неожиданно приходит,
    Приобретя себе лицо.
    Душа испуганно трепещет,
    Сомненья гонят радость прочь,
    Но чувства, вечную надежду -
    Их разве можно превозмочь?
    И снова вечные вопросы,
    Что лучше -
    "Быть?" или "не Быть?",
    Принять реальность иль отвергнуть
    И верность лишь мечте хранить?
    От этой мысли очень жутко
    И пусть надежде не бывать,
    Ее росток, сей жалкий прутик,
    Не торопись, мой друг, ломать.
*****
             В разлуке есть высокое значенье…
                Ф.Тютчев
    Да, есть в разлуке высшее значенье,
    Любовь и сон действительно близки
    И Федор Тютчев - гений, без сомненья,
    Смешно мне даже спорить с ним.
    Любовь и Сон близки, в том нет сомненья,
    Готова повторить я вновь и вновь,
    Hо человек не хочет пробужденья,
    Когда в его душе - Любовь!
    Огромный мир, где сила духа - стержень.
    Уверенность в себе и страх нанизаны на нем,
    Покой и буря,
    Радость и смятенье -
    И все охвачено огнем!
ВОЛНУЮЩИЙ МИГ
    Я хочу утонуть в двух бездонных озерах,
    Чтоб мгновенно исчезло вокруг все и вся
    И вернулся волнующий миг единенья,
    Когда души сливались - твоя и моя
Алма: Я помню, как Вы пришли еще на Пробу Пера с лирическими стихами, Лариса:-)) Но то время мало кто помнит и застал, а Ваши работы в ТМВ многим хорошо запомнились, и они отличаются научным подходом - Вы хорошо изучаете вопрос, которому предстоит стать темой поста:-)) Вспомнить хотя бы Ваши диаграммы по ежемесячному состоянию «здоровья» сообщества:-))))))
Или, например, такую работу: «Картины религиозной тематики в творчестве Николая Николаевича Ге»… или Ваш цикл «Прогулка по Невскому проспекту. Санкт-Петербург, век XIX – век XXI. (Музей под открытым небом)»…
Лариса: Да, работа публицистического характера мне интересна, хотя она и требует от меня больших усилий.
Алма: А мне еще очень нравится Ваш замечательный цикл – фоторепортаж «из окна» "Дон Кихот и Дульсинея Тобосская":-)) И зарисовки с дачи… У Вас получаются художественные фотографии… Как Вы делаете свои снимки? Есть какие-нибудь секреты и секретики?:-))))
Лариса: Никаких особых «секретиков» нет:-)) Снимаю простой мыльницей «пейзаж» без вспышки. Потом «играю» на сочетании света и цвета. Иногда и вовсе ничего не делаю – всё хорошо и так.

Алма: У Вас большая серия фотографий, которые сделаны из Вашего окна... Запомнилась и эта... Хотела спросить у Вас о Вашем детстве, Лариса... Вы жили в Узбекистане? осталось ли что-нибудь в памяти?
Лариса: Жила-то всего до двух лет, потом мы приезжали раз в три года с Украины и Ленинграда в Самарканд. Но моя детская память - это что-то... Недавно начала рассказик писать про память,  но закончу не скоро по разным обстоятельствам.
С раннего детства, младенчества, пожалуй, помню несколько чётких картин, начиная со времени ещё своего "стояния" в кроватке. Самая для меня ценная - это первая. Помню, что стою в кроватке с верёвочным переплетением на боковой стороне, а какой-то человек идёт ко мне прямо от двери, потом он наклоняется и целует меня в правую щёчку. Ощущение этого прикосновения и военной шинели живут во мне всю жизнь… А когда я впервые стала рассказывать это маме, то первой её реакцией было: "ты не можешь этого помнить". Спрашиваю - кто это был? - Дедушка с фронта приезжал.
Я её дальше "пытаю". Помню, говорю, что лежу я на животе у кого-то на коленях, ты стоишь в дверях, высоких таких, с полукруглым верхом. Платье на тебе темно-зелёное и ты плачешь. Это где? В поликлинике, говорит, тебе укол под лопатку делали. Но, ведь, тебе и года не было. - А платье было зелёное? -Зелёное...
Уже позже, мне, наверное, лет пять было, взяли меня дед и родители с собой в музей. Помню я почему-то только лестницу между этажами, но бабушка говорила, что на вопрос, что же я там видела, я сказала: в одной комнате горшки битые, в другой - стёкла вставляют. "Горшки" - это, как я теперь понимаю находки археологических экспедиций. Но красоту Старого города - Регистан, мечеть Биби-Ханым, Шах-и-Зинда помню, и гробницу Тамерлана тоже... мне уж лет 12 было.

Алма: Знаю, что некоторые люди удивительно наделены ранней детской памятью… Я помню кое-что из своего до-двухлетнего возраста: бабушку соседку, которая давала мне леденцы, помню обстановку в ее комнате, свое желание ее увидеть и получить гостинцы:-))
Лариса, я люблю рассматривать старые фотографии… И Ваши, любезно предоставленные мне, по моей просьбе, рассматривала долго, с большим любопытством…
Вот, Вы маленькая девочка на руках у мамы… И подпись: «Папа в Ленинграде, но семью видит…». Вы с мамой находились в Узбекистане, а папа Ваш в тот момент находился в Ленинграде? Кроме того, Вы упомянули своего дедушку… Не могли бы немного рассказать о Вашей семье? О своих корнях?
Лариса: Мой папа родился в селе, на Волге. Шестой ребёнок из простой крестьянской семьи, и всего второй мальчик. Его старший брат Ваня погиб на фронте, так что мужчин не осталось.Единственный "образованный" человек из всей семьи и всего добился сам - семья им очень гордилась. После окончания академии был направлен батальонным врачом в Гвардейскую Сотую Свирскую дивизию, которая вернулась из Венгрии после разгрома Гудериана. Вскоре его заметили и забрали ординатором в Медсанбат. Это начало службы. А в конце - полковник медицинской службы, терапевт-гематолог, доктор медицинских наук, профессор, начальник клиники факультетской терапии, которой руководил 18 лет.
Мама - его опора и крепкий тыл. Ушла из мединститута с третьего курса, потому что уехали по назначению отца сначала в Белую Церковь, потом в Кировоград, потом в Ленинград и жили 5 лет вчетвером в 14-ти метровой комнате общежития с 22-мя хозяйками на общей кухне и 30-ю детьми в коридоре. Она не работала пока мы с братом не выросли, а потом пошла работать лаборантом в институт физиологии имени И.М.Сеченова. Золотые руки, ... чего только не могла сделать. От тонких операций по вживлению электродов в мозг кролика, до строительных работ на даче, а вышивальщица на машине какая! Правда, самых классных её работ не сохранилось - раздарила.
Более глубокие корни - это по маминой линии, которая до замужества могла именоваться баронессой Пфейлитцер фон Франк, но долго об этом даже и не знала. Дед, как партизан, ничего не рассказывал, разве что папе на рыбалке. Узнала я о своих "корнях", когда мне было 22 года.
Из документов имелось только свидетельство о браке (венчании) моего прадеда на крестьянке Марии Харитоновне Шаповаловой в Таганроге в 1875 году. Правда, там и прапрадеда имя-отчество значилось и то, что он майор в отставке. Эти первые сведения помогли узнать многое, потому что в огромной семье за несколько сотен лет почти все служили, и на высоких постах в том числе. Достойно воевали, в соответствии с нашей   сложной историей, потому в архивах военных и гражданских много чего удалось "раскопать". Но это совсем другая история.
Алма: Лариса, хотела бы расспросить Вас об удивительной фотографии, вот этой…

На ней Вы – девочка-пионерка, которая находится среди девушек хора…
Вы пели?
Лариса: Нет, конечно, я не пела, с этим у меня проблемы. Но я впервые читала со сцены стихи и … оконфузилась – забыла текст. Стихотворение называлось «Офицерская честь». Я запомнила его на всю жизнь, а тогда…  В зале полно военных, много молодых солдат, начались смешки, из-за кулис мне шепчут  «говори дальше или уходи»… Я постояла, подумала и начала сначала. Всё вспомнилось. Ух, и хлопали же мне! Должно быть за смелость, а мне было стыдно…
Алма: Эти «плечики» на женской одежде…:-))))) Очень характерная метка времени:-))
Это было в Ленинграде?
Лариса: Да, в Ленинграде.  Кроме года жизни в Одессе  я из города не уезжала, живу в нём с 9-ти лет.
Алма: Лариса, что для Вас Ваш Ленинград? Как Вы его ощущаете? Каков Ваш образ легендарного города?
Лариса: Я бы ответила так: Ленинград для меня, как воздух. Мы дышим, но не замечаем его, потому что это естественно. Так вот, я как-то высказалась в школе, уже в старших классах, что не понимаю тех студентов, которые не хотят ехать по распределению, а стремятся правдами и неправдами остаться в городе.
Но вскоре сама уехала на год в Одессу и быстро всё поняла. Красивый город Одесса,  ничего плохого про него сказать не могу, но - "не моё".
Для меня город - это люди, которые его формируют в самых мелких деталях, создавая особый микроклимат.. Ленинградцы, оставшиеся в живых после блокады, своим духом, манерой общения и отношения к людям умудрились так "переработать" очень большое количество вновь приехавших, что ленинградцы по-прежнему выделялись своими качествами от людей из прочих городов.
Я могу это утверждать на собственном опыте достаточно частых поездок в другие города в прошлом. Разговариваешь, бывало, с кем-то, а меня не столько спрашивают, сколько "вопросительно утверждают" не из Ленинграда ли я. С явным удовольствием слышат  подтверждение, и ещё более располагаются. Но, ведь, это не я такая хорошая - они видят меня впервые, просто их опыт общения с ленинградцами уже выработал вполне точное заключение и мы, как правило, были узнаваемы по своим манерам общения и отношения к другим. Так что люди - это самое главное.
Затем архитектура - это своя музыка. В центре не было одинаковых домов, каждый уникален, и в то же время они, как братья из одной хорошей семьи. Но "побродить" мне удавалось крайне редко, разве что в гости кто-то приедет - тогда я непременно становилась самодеятельным экскурсоводом.
Теперь  мало что могу сказать о городе, потому что волею судеб уже 15 лет веду особый образ жизни и, практически, города не знаю. Так сложилось. На днях поехала на такси по срочным делам - близко, в пределах 4 км. Молодой водитель на вопрос о том, питерский ли он, сказал, что он из Ленинграда, и в самом деле оказался исконным ленинградцем и по духу, и по отношению - на душе был праздник...
Алма: Лариса, на какой бы вопрос Вы хотели ответить? Или: какой вопрос Вы бы хотели услышать от интервьюера?
Лариса: Ой, Алмочка, кажется, что меня уже и так, как "рентгеном просветили", но я очень благодарна за все вопросы, внимание и интерес к моей особе.
Алма: Рентгеном:-)))))… Спасибо большое, Лариса, за чудесное, неповторимое интервью…
Лариса: Алмочка, это Вам спасибо за доброе и заинтересованное отношение.
 

А у нас, друзья, есть возможность полюбоваться на ответы Ларисы Петровой из обязательной части интервью:
БЛИЦ (без комментариев:-))
1. Какие исторические личности наиболее интересны Вам и почему?
Галилей, Коперник, Пифагор - из древних. Ладыгин, Попов - это уже поближе, и совсем близко к нам - Королёв и Ландау.  И всех их объединяет подвижничество в науке, глубина проникновения в свой "предмет", результативность....
2.  Что такое счастье?
Когда работа по душе, а близкие люди понимают тебя без слов.
3.  Что такое любовь?
Когда отдаёшь любимому человеку всё, что есть в тебе и у тебя, не требуя ничего взамен.
4.  Как Вы думаете, что в человеке самое ценное? Какие качества?
Умение понимать и принимать другого человека, способность оказать действенную помощь, отсутствие лживости.
5. Сильно ли меняется человек с возрастом? Вот Вы сильно поменялись? :))
Сложно сказать, степень изменчивости определяется главным образом, условиями жизни. Лично я не изменилась в отношении основополагающих принципов «хорошо - плохо», но стала более выдержанной и не столь прямолинейной, как в юности.
6. Есть что-нибудь такое в мире, чем бы Вам непременно хотелось владеть (овладеть)?:))
Исключительно в мечтах, а в реальной жизни у меня есть всё, что мне требуется.
7. Если бы была такая возможность свободного выбора, то, в какой точке земли Вы бы поселились?
Считаю, «где родился, там и пригодился». Живу всю жизнь в Питере, и лучше для меня места нет.
8. Представьте человечество в будущем... Как оно может выглядеть? Может быть, дадите маленький прогноз-фантазию на ближайшее и далекое будущее человечества?
«Фантазировать» в таком направлении не в состоянии. Задача многозначная со многими «если».
9. С кем бы Вы пошли в разведку из всех людей на свете, которые жили или живут?
Не такой вопрос ответить не могу, но очень хочу, чтобы в реалии необходимости «идти в разведку»:-)) не возникло никогда.
10. Можете назвать самую характерную свою черту?
Ответственность и чувство долга
11. Какие три вещи Вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
Бинокль, линзу и книгу "Сделай всё сам" :-)
12. Если бы была такая гипотетическая возможность вернуться назад и кое -что поправить в своей жизни, Вы бы этим воспользовались?
Да. Не мешало бы быть помягче в некоторых жизненных вопросах.
13. Что бы Вы себе пожелали?
Суметь победить гиподинамию.
14. Что Вам дает МП? За чем Вы сюда пришли?
За добрым общением при обсуждении разных, интересных для меня вопросов, в том числе для обсуждения результатов различного творчества и не только моего собственного.
15. И напоследок: коротенькое пожелание нашему сообществу:))
Помимо проявления доброго отношения к «инакомыслящему» члену сообщества, побольше шутить и создавать атмосферу праздника всегда, когда это уместно.
 
А сейчас – сюрприз (впрочем – ожидаемый)! Лариса Петрова читает (очень художественно) свое стихотворение «Есть некий дом» под мое видеооформление… Музыка: смонтированные фрагменты из Кочерто Гроссо №1 А. Шнитке…
Приятного всем просмотра-прослушивания!
https://www.youtube.com/embed/yDLodKMOevk