Когда дрогнуло сердце актрисы? xviii
Несколько раз в год с 1975 года я поднималась по длинной деревянной лестницей в дом Вадбольских на улице Марджанишвили . По деревянному балкону в общем дворе я подходила к откратой двери в их крошечную квартирку , состоящих из двух комнатушек и крошечной кухонки . Потолки были очень высокие и все стены до потолка были завешанны картинами , в основном маслянными работами , несколькими плакатами и одним ковром , на котором на самом видном месте висела полувыгнутая шашка. Тут же стоял небольшой шкафчик , на котором на самом углу , на видном месте стояла сделанная из пластелина и ещё какого-то секретного состава расскрашенная масленными красками небольшая голова Будды , деревянный Крест и ещё какие-то слепки ! В комнате также стояла этажерка с книгами и рукописями , кожанный коричневый диван , овальный стол , два глубоких кресла , в котором всегда сидел Михаил Николаевич . В кухне стоял мольберт старого образца . Входная дверь была на западной стороне квартиры и после полудня дом до заката солнца освещался достаточно хорошо , обнаруживая и играя различными оттенками маслянной живописи , создавая не повторимую , тёплую , весьма богемную , семейную атмосферу ! На ковре висело несколько старинных фотографий . Среди картин преобладали портреты , но были и пейзажи , была и графика ! В очень маленькой спаленке над кроватью висела огромная живописная копия Царя Ираклия Второго . Также висел выложеный пластелиновыми мозаичного типа деталями и покрытыми маслянной краской , висел портрет Царевича Ираклия . Здесь же был в той же технике исполнен портрет Нины Чавчавадзе . Копия портрета Байрона , копия картины " Запорожские казаки пишут письмо султану " , портрет дочери художника , портрет Петра Первого , разговариваещего со своим сыном , портрет Льва Толстого , портрет Шаляпина и другие .
Но мне нравился больше всего другой живописный портрет . В чёрной масивной рамке очень тёплым колором , вокруг взора , покрытого лисировкой , с придавемой образу некую загадочность , слегка с приобнажённой грудью , блаженно улыбаясь с картины смотрела Серафита , так , а не иначе представляемая художником "Самая Прекрасная Женщина Востока " ! Рядом со Вторым Иерусалимом древним городом Мцхета есть местность называемая Армази . В 1960-ых годах там были произведены археологические раскопки и обнаружено древнее захоронение . На гробовом камне надпись на двух языках гласила , что " Здесь похоронена Серафита Самая Красивая Женщина Востока "! Михаил Николаевич побывав при раскопках в этой местности , был поражён текстом на этом камне и воображение художника вылилось в своеобразное живописное полотно . Кто-то сказал , что Исскуство это Ностальгия по Потерянному Раю . Я согласна с этой короткой формулировкой . Действительно , когда человек теряет многое и остаётся жить , он рано или поздно начинает стремиться из пустыни построить Новую Родину , и заполнением пустоты на месте потерянного , Исскуство как раз и помогает ему украсить свою жизнь и жизнь близких , зажечь Новый Очаг и жить ровно столько , сколько Господь ему отведёт дней ему . Михаил Николаевич Вадбольский умер 25 мая 1990 году на 92 году жизни . Похоронен он на Тбилисском Мухатгвердском кладбище . На сегодняшний день могила его потеряна .
Понятие Красоты у всех людей своё и художники в поисках Её не один день своей жизни трудились над своими шедеврами ! Не важно нравится это кому-либо или нет , хорошо когда нравится , но не трагедия , если кто-то не примет за эталон Красоты чей-нибудь труд , мне лично нравилась картина Серафиты , и я беседуя с Михаилом Николаевичем часто смотрела на этот портрет , влекущий мой взор какой-то загадочностью . Кто-то посчитал живопись этого художника слабой , кто-то остался равнодушным , но в целом эти картины мне нравились и воспитывали во мне живописца , которым в принципе я не стала . Я акварелистка , а акварель относится к графике и профессионалы это знают .
( Продолжение следует .)