Когда дрогнуло сердце актрисы? xviii

Татьяна Юрьевна Редько
          



                Несколько  раз  в  год  с  1975  года  я  поднималась  по  длинной  деревянной  лестницей  в  дом  Вадбольских  на  улице  Марджанишвили . По  деревянному  балкону  в  общем  дворе  я  подходила  к  откратой  двери  в  их  крошечную  квартирку ,  состоящих  из  двух  комнатушек и  крошечной  кухонки .  Потолки  были  очень  высокие  и  все  стены  до потолка  были  завешанны  картинами  ,  в  основном  маслянными  работами ,  несколькими  плакатами   и  одним  ковром ,  на  котором  на  самом  видном  месте  висела  полувыгнутая  шашка. Тут  же  стоял  небольшой  шкафчик ,  на  котором  на  самом  углу  ,  на  видном   месте  стояла  сделанная  из  пластелина  и  ещё  какого-то  секретного  состава  расскрашенная  масленными красками  небольшая  голова  Будды , деревянный  Крест  и  ещё  какие-то  слепки ! В  комнате  также  стояла  этажерка  с  книгами  и  рукописями , кожанный  коричневый  диван , овальный  стол ,  два  глубоких  кресла ,  в  котором  всегда  сидел  Михаил  Николаевич . В  кухне  стоял  мольберт  старого  образца . Входная  дверь  была  на  западной  стороне  квартиры  и  после  полудня  дом  до  заката  солнца  освещался  достаточно  хорошо ,  обнаруживая  и  играя  различными  оттенками  маслянной  живописи  ,  создавая  не  повторимую , тёплую , весьма  богемную , семейную   атмосферу  ! На  ковре  висело  несколько  старинных  фотографий . Среди  картин  преобладали  портреты ,  но  были  и  пейзажи ,  была  и  графика ! В  очень  маленькой  спаленке  над  кроватью  висела  огромная  живописная  копия  Царя  Ираклия  Второго . Также  висел  выложеный  пластелиновыми  мозаичного  типа  деталями  и  покрытыми  маслянной  краской ,  висел  портрет  Царевича  Ираклия . Здесь же  был  в  той  же  технике  исполнен  портрет  Нины  Чавчавадзе . Копия  портрета  Байрона , копия  картины  " Запорожские  казаки  пишут  письмо    султану " , портрет  дочери  художника , портрет  Петра  Первого , разговариваещего  со  своим  сыном ,  портрет  Льва  Толстого ,  портрет  Шаляпина  и  другие .


             Но  мне  нравился  больше  всего  другой  живописный  портрет . В  чёрной  масивной  рамке  очень  тёплым  колором  ,  вокруг  взора , покрытого   лисировкой , с  придавемой  образу  некую  загадочность ,  слегка  с  приобнажённой   грудью , блаженно  улыбаясь  с  картины  смотрела  Серафита ,  так ,  а  не  иначе  представляемая  художником  "Самая  Прекрасная  Женщина  Востока " ! Рядом  со  Вторым  Иерусалимом  древним  городом  Мцхета  есть  местность  называемая  Армази .  В  1960-ых  годах  там  были  произведены  археологические  раскопки  и  обнаружено  древнее  захоронение  . На  гробовом  камне  надпись  на  двух  языках  гласила ,  что  " Здесь  похоронена  Серафита Самая  Красивая  Женщина  Востока "! Михаил  Николаевич  побывав  при  раскопках  в  этой  местности  , был  поражён  текстом  на  этом  камне  и  воображение  художника  вылилось  в  своеобразное  живописное  полотно . Кто-то  сказал ,  что  Исскуство  это  Ностальгия  по  Потерянному  Раю .  Я  согласна  с  этой  короткой  формулировкой .  Действительно , когда  человек  теряет  многое  и  остаётся  жить ,  он  рано  или  поздно  начинает  стремиться  из  пустыни   построить  Новую  Родину , и  заполнением  пустоты  на  месте  потерянного , Исскуство  как  раз  и  помогает  ему  украсить  свою  жизнь  и  жизнь  близких , зажечь  Новый  Очаг  и жить  ровно  столько ,  сколько  Господь  ему  отведёт  дней  ему . Михаил  Николаевич  Вадбольский  умер  25  мая  1990  году  на  92  году  жизни .  Похоронен  он  на  Тбилисском  Мухатгвердском  кладбище . На  сегодняшний  день  могила  его  потеряна .


              Понятие  Красоты  у  всех  людей  своё  и  художники  в  поисках  Её  не  один  день  своей  жизни  трудились  над  своими  шедеврами ! Не  важно  нравится  это  кому-либо  или  нет ,  хорошо  когда  нравится ,  но  не  трагедия ,  если  кто-то  не  примет  за  эталон  Красоты  чей-нибудь  труд ,  мне  лично  нравилась   картина  Серафиты ,  и  я  беседуя  с  Михаилом  Николаевичем  часто  смотрела  на  этот  портрет ,  влекущий   мой  взор  какой-то  загадочностью . Кто-то  посчитал  живопись  этого  художника  слабой ,  кто-то  остался  равнодушным ,  но  в  целом  эти  картины  мне  нравились  и  воспитывали  во  мне  живописца ,  которым  в  принципе  я  не  стала  .  Я  акварелистка ,  а  акварель  относится  к  графике  и  профессионалы  это  знают .


              ( Продолжение  следует .)