Свято Троицкий Алатырский мужской монастырь

Зеленый Свет
Когда едешь из г.Ульяновск на автомобиле по холмистой и живописной местности в старинный город со сказочным названием Алатырь, то невольно представляешь, как в 1552 г. русское войско во главе с царем Иоанном IV Васильевичем шло по этим ( неасфальтированным!!!) дорогам походом на Казань.
Представляю и не понимаю, как это было возможно?
Свято – Троицкий Алатырский мужской монастырь был построен по повелению Иоанна IV Васильевича в остроге на реке Алатырь. Об этом событии сообщает челобитная старца Авраамия, келаря Троицкого Сергиева монастыря к царю Михаилу Феодоровичу.
Поход был удачным. Благодарный царь, уверившийся в заступничестве перед Богом преп. Сергия Радонежского, которого он призывал на помощь в своих молитвах, повелел построить во имя этого святого сразу несколько храмов – в Казани, Свияжске и новоустроенном граде Алатыре.
Возле администрации города есть Доска Почета и там написаны вот такие слова: - «Град Алатырь основан в 1552 г. Иоанном IV Грозным для защиты границ Московского государства».
Мои родители переехали из Челябинска в этот город 10 лет назад. Я много раз проходила мимо этой Доски Почета, читала эти строки и только в прошлом году меня осенила мудрость этих слов  - для защиты земель ставились монастыри!!!
Храмы монастыря строились на денежные средства, которые перечислялись из Государственной казны.
В Алатырском монастыре, как и в Троице-Сергиевой Лавре, проводилась работа над духовным просвещением народа. Было основано Алатырское  русское училище, в котором учились дети духовенства, готовящиеся принять священный сан. В 1818 году преобразовано в  уездное духовное училище.
С 1796 года монастырю принадлежала Свято- Духовская мужская пустынь на реке Сура, в которой пребывала икона сщмч. Антипы Пермгамского и вмч. Иоанна Воина. Частицы мощей этих угодников до сих пор находятся в Свято-Троицком Алатырском мужском монастыре.
Сейчас Свято- Духовская мужская пустынь очень сильно разрушена. Восстанавливает этот памятник Духа и истории наш земляк - ученый, писатель, протоирей Моисеев Дмитрий Александрович. На территории Пустыни сохранились могилы воинов-героев Отечественной войны 1812 года.
Связь с ещё одним великим светильником земли русской преп. Серафимом Саровским - так же имеет свой след в истории монастыря.
 В 1795 – 1796 г.г. епископ Павел (Пономарев), желая улучшить состояние дел в Алатырском Свято-Троицком монастыре, решил сменить его настоятеля. Известный своей благочинной жизнью иеромонах Серафим из Саровской пустыни мог стать настоятелем в монастыре г. Алатырь. В летописи Серафимо-Дивееского монастыря этот случай из жизни Серафима Саровского отмечен как один из ключевых моментов в его жизни. Именно после отказа от сана архимандрита и настоятельства сначала в одном, а затем и в другом монастыре, преп. Серафим взял на себя молитвенный подвиг стояния на камне 1000 дней и ночей. Простой молитвой – «Боже, милостив буди мне грешному», он расторг невидимые сети диавола, желающего опутать мир своим лукавством на все времена. Многодневная молитва святого до сих пор имеет силу, и радостно, что в то время преп. Серафим молился и за духовное устройство жизни Алатырского монастыря Самарской губернии. В Алатырь же был направлен другой саровский подстриженник – иеромонах Авраамий. О. Авраамия, к тому времени бывшего настоятелем в мужском монастыре на Валдае, перевели в Свято - Троицкий Алатырский мужской монастырь.
В 1904 году еще один алатырский молитвенник  - о. Гавриил – через год после прославления преп. Серафима получил назначение на настоятельство Свято - Троицким монастырем. Сразу же после своего назначения на настоятельскую должность он направился в г. Саров поклониться мощам преп. Серафима, совершить Литургию и молебен святому подвижнику. Напутствуемый благословением преподобного, о. Гавриил начал устраивать жизнь в монастыре на самых высоких духовных началах, которые позволили заложить твердый камень веры, не поколебавшийся во все последующие безбожные годы.
Древняя история обители богата и своими собственными воспитанниками. И самый великий из алатырских святых – схимонах Вассиан, подвизавшийся здесь в XVII веке. Через пару сотен лет его мощи были обретены совершенно нетленными, от них происходило множество исцелений и чудес. И к монастырю отовсюду потянулись для поклонения жаждущие излечения паломники, тем и прославилась эта святая обитель.
В 1904 году был обустроен колодец недалеко от усыпальницы святого Вассиана, куда он, по преданию, сбросил свои вериги и власяницу, избегая человеческой славы. И по сей день в пещерном храме во имя Преподобного Серафима Саровского бьет Вассиановский источник, целебная сила воды которого помогает от многих болезней. Точное место последнего погребения подвижника неизвестно: перед закрытием обители монахи, боясь осквернения мощей, сокрыли их. Но нынешняя братия усердно молится и верит, что со временем Господь откроет эту тайну. В наше время целебной водой из колодца молодые послушники ежедневно наполняют огромные ёмкости, которые находятся возле церковной лавки, и любой человек может пить эту воду и брать с собой.
С 1919 года начался самый трагический период в истории монастыря. Был арестован и отправлен на Соловки настоятель, тихий молитвенник Архимандрит Даниил и в 30-х годах расстрелян там. Многих монахов постигла участь быть убиенными. А в храмах и келиях святой обители расположились баянная фабрика и зона НКВД. Уже в наши дни на территории монастыря были обнаружены останки более трехсот невинно загубленных душ, среди которых – немало детских; все они сейчас бережно погребены. Вся территория монастыря устлана костьми Православных – это трагическое, святое место. В годы войны здесь разместились лыжное производство и табачно-махорочная фабрика, которая просуществовала до 1988 года.
В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни.
В ноябре 1995 г., по приглашению Владыки Варнавы, тогда архиепископа Чебоксарского и Чувашского (ныне Митрополит), под свою опеку Свято - Троицкий Алатырский мужской монастырь взял отец Иероним (Шурыгин, 1952 -2013 г.г.), духовный сын  старца отца Иоанна Крестьянкина.
От былого величия настоятелю и братии достались только полуразрушенные стены Храмов и келий.
 Работа была проведена огромная. Восстановленные Храмы поражают своим величием, убранством, как будто никогда не были разрушены.
Сейчас быт братии и паломников налажен, но многие с грустью вспоминают те времена, когда ничего не было и они были полны особым подвижническим духом, огромной Верой и своим самоотверженным трудом творили чудеса во Славу Божию.
Параллельно со строительными работами шли службы и постриги. Люди, рожденные, выросшие в Советском Союзе и воспитанные в атеизме, разного возраста, профессии, совершенно осознанно становились в ряды Христовых воинов.
Одна паломница по имени Татьяна из г. Самары рассказывала мне свою историю:
« Во времена СССР я была известной манекенщицей. Когда я попала к отцу Иерониму (Шурыгин, 1952 -2013 г.г.),, то владела крупным швейным ателье в г. Самара. Сама я всегда шила только эксклюзивные  вещи из лучших каталогов мира, сама придумывала и, конечно, дорого продавала свои изделия знаменитостям России.
Приехала в монастырь на неделю и осталась на два года.
В монастыре я делала всю работу, которая требовалась. А когда пошли постриги в монахи, то оказалось, что подрясников и облачения не то что не хватает, а их просто нет.
Батюшка  Иероним (Шурыгин, 1952 -2013 г.г.),  с 1987 г. 5 лет жил на Афоне. Так вот я брала его монашеские вещи, изучала крой, составляла лекала и шила, шила, шила….
Бывало,  я неделями не выходила из швейной мастерской, которая располагалась в подвале. Ела и немного спала там же.
Каждая вещь была сделана строго индивидуально, я вышивала имя монаха внутри каждого подрясника, каждой рясы, каждой скуфейки.
И, ты знаешь, эти дни были самыми радостными в моей жизни.
Я была счастлива».
Когда Татьяна рассказывала, то я вспоминала мультфильм «Дикие лебеди» (Союзмультфильм 1963г.), эпизод в конце сказки, когда любящая  сестра накидывает на своих заколдованных братьев – лебедей, связанные ею из крапивы рубахи - колдовство рассеивается и они  становятся опять людьми. Татьяна была для каждого нового монаха любящей сестрой, которая материализовала их крылья, полученными новыми воинами от Бога во время пострига, даря им новое черное  облачение для нашего мира.
В настоящее время в монастыре проживает 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня для монахинь.

За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов:
храм Пресвятой Троицы,
храм Покрова Пресвятой Богородицы,
храм Казанской иконы Божией Матери,
храм преподобного Сергия игумена Радонежского,
храм преподобного Серафима Саровского,
храм апостола Варнавы,
а также храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне.
Общая высота колокольни от уровня земли до основания креста составляет 81,6 метра. Размер колокольни позволяют видеть её шпиль и слышать звон её колоколов, из которых особо выделяется 18-тонный колокол, практически в любом месте старинного города. Это  колокольня занесена в книгу рекордов  России, как самая высокая.
Освещение колокольни проходило торжественно и с использованием современной техники. Архимандрит Иероним (Шурыгин, 1952 -2013 г.г.),  освещал колокольню стоя в люльке подъемного крана  на высоте более 40 метров!
Обитель сегодня живет своей уставной жизнью, и слова молитвы вместе с колокольным звоном входят в наши души и помогают раскрывать сердца навстречу Богу.
Вот что интересно. Когда я собирала материал для этой статьи, выстраивала последовательность повествования об этом удивительно месте и людях, живших  там, в разные (очень совершенно разные) времена, то мне вдруг стало понятно, что каждый из нас вносит свой посильный вклад в духовную мощь обители, страны, каждой души. О ком то остается людская память, о ком то архивная и, самое главное, слова молитвы каждого человека остаются в памяти, даже разрушенных, стен Храмов. И они возрождаются вновь.
 И последнее. У монастыря есть Рождественский скит – это огромное хозяйственное подворье. Руководит этим монашеским колхозом отец Пимен, один из самых первых насельников Свято - Троицкого Алатырского монастыря.
Отец Пимен встретил меня и Татьяну из г. Самары радостно. Больше двух часов водил он нас, по своему хозяйству показывая страусов, племенных бычков, курочек, сады яблоневые, грушевые, пруд с карпами, розарий…. Когда мы подходили к вольеру со страусами или к огромному курятнику, или к загону с бычками отец Пимен ласково говорил:
- Здравствуйте – здравствуйте, курочки – красавицы (бычки- здоровечки)!-и рассказывал историю появления этой живности на скиту.
На прощание он взял Татьяну за руку и сказал тихо:
- Больше 15 лет прошло, а я всё ношу твой подрясник и вышивка с моим именем не стерлась…
Они стояли и молчали, вспоминая те далекие трудные и счастливые дни, когда они вмести, творили чудо во Славу Божию, не думая о чуде.
Я отошла в сторонку и смотрела на высокую красивую пожилую женщину и худощавого монаха, от которых шло тепло и спокойствие, благодарность друг другу за пережитые моменты жизни. 
За многолетнюю плодотворную работу по формированию духовно-нравственных ценностей общества, весомый вклад в восстановление православной обители Архимандрит Иероним (Шурыгин, 1952 -2013 г.г.), удостоен в 2006 году звания «Почетный гражданин г.Алатыря». Он также награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского 3 степени, медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой», орденами и медалями различных общественных организаций.