IV. Гл-6. Анадырские авиаторы

Геннадий Чергизов
     В марте, после отпуска я выполнил две лётные смены, по одному полёту в лётный день. Налетал два часа тридцать девять минут. Начало полетов на Чукотке положено! Не прошло и четырёх месяцев!

     Читаю февральское  письмо от Коки из Запорожья. Пишет, что Лопатько и Пугачёв, наши однокашники,  уехали штурманами-операторами в Правдинск на МиГ-25мп. В отличие от обычного МиГ-25, МиГ-25мп – двухместный, как  и Як-28П. Только во второй кабине не лётчик-оператор, а штурман-оператор.  Кока перебирается в Днепропетровск в командировку на восемь месяцев – у них, в Запорожье, будут реконструировать полосу. Ходит на охоту. Записался в клуб любителей – водолазов, хочет нырять в Днепре.  Письмо от Сани Григорьева. С сентября 80-го по январь 81-го был за штатом, только сейчас, в марте, получил за всё это время зарплату. Теперь Саня лётчик-оператор на боевом вертолёте Ми-24, поедет переучиваться в Липецк, Березин тоже. Саня сообщает, что Гена Синенко в Магдагачах летает на транспортном Ми-8.

     Наступил апрель  - по календарю второй месяц весны. Но на улице снег, мороз,  пуржит, на весну совсем не похоже. Не летаем. Решили как-то в воскресенье с женой съездить  в Анадырь.  Туда ходит почти автобус – УАЗик, «санитарка».  Внутри по бокам лавки, посередине на полу толстая железная труба, через неё идут выхлопные газы, заодно обогревают салон. Все ставят на эту трубу ноги.  Тепло, едем через лиман по льду. Хорошая зимняя дорога – «зимник».  Делают её, как только лёд становиться настолько крепким, что выдерживает гружённый грузовой автомобиль.  И держится эта дорога примерно до апреля.

     В Анадыре побродили по местным магазинам, зашли в гости к знакомым. Как-то познакомился я в Анадыре с одним парнем, Серёгой. Работает в редакции местной газеты. Любитель авиации, на этой почве мы с ним и сошлись. С друзьями увлекается дельтапланом. Женат на чукчанке, сам белорус. У них двое детей, сын и дочь, погодки – четырёх–пяти лет. Интересно, что девочка типичная белоруска, светловолосая. Никогда не подумаешь, что её мама чукчанка. А сынишка – типичный чукча. Живут в обычной квартире, но в семье  придерживаются «местных» правил – в спальне нет кровати, спят на полу за занавеской. Сегодня Серёга с друзьями опробуют только что собранные аэросани. Предложил и мне поучаствовать. С удовольствием согласился. Жёны заняты на кухне, а мы собрались и пошли к гаражам, где уже собралась «группа энтузиастов».

     Грузят что-то в «Запорожец». Тут же снегоход «Буран».  Собираемся выезжать на окраину Анадыря. Из гаража вытаскивают аэросани, цепляют на буксир за «Запорожец». Конструкция аэросаней простая до предела, сваренная из труб. Впереди одна лыжа, сзади две. Там же двигатель от мотоцикла «Урал» и огромный, двухлопастный  винт. У «водителя» большой круглый руль, похоже от «МАЗа». И вот такой кавалькадой – впереди «Запорожец» с аэросанями на буксире, сзади снегоход,  двинулись по улицам Анадыря.

     Сразу за последними домами начинается ровная тундра. Можно начинать «испытания», но поскольку погода хорошая, не очень морозно, небольшой ветер,    помимо испытания аэросаней, парни решили ещё полетать на дельтаплане. Поэтому движемся дальше к небольшим горушкам.

     Разворачивается целая «база». Когда разгрузили «Запорожец», трудно было поверить, что всё это в нём  могло поместиться. Одни занялись подготовкой аэросаней, другие стали собирать дельтаплан. Залили в бак аэросаней бензин, закрепили аккумулятор. Что-то там регулируют. Меня больше интересует дельтаплан. Давно мечтал опробовать этот летательный аппарат, да всё случая не было. Может быть, получится и мне попробовать слетать на нём? Собираем дельтаплан. Нехитрая конструкция – дюралевые трубы, треугольное «тряпочное»  крыло из какой-то синтетики. Под руководством одного из Серёгиных друзей  соединяем трубы в треугольник, одеваем как чехол крыло, все это объединяется и стягивается тросиками. Неожиданно получается оригинальный летательный аппарат. Со стороны смотрится неплохо – ну, совсем как птица. Крупными буквами на крыле надпись «АРКТИКА   ПЕВЕК  ХII  101» и ещё  эмблема с белым медведем «ПОЛЮС 777».  В прошлом году в Певеке  был какой-то слёт.    Неужели это полетит? Затащили на небольшую горушку. Товарищ, который руководил сборкой, «впрягается» в дельтаплан и вместе с этой конструкцией разбегается вниз по склону.  Вроде полетел, но недалеко. Оказывается, теперь плохо, что нет ветра, а горушка маленькая. Потащили дельтаплан снова наверх.

     В это время товарищ, ковыряющийся в одиночестве в аэросанях, зовёт к себе. Не заводится мотор. Товарищ ругается, долго и замысловато. Из всей, труднопереводимой на литературный язык, тирады можно понять, что  товарищ крайне возмущен тем, что его не послушали и поставили капризный «ураловский» мотор, а надо было ставить другой. Я предложил свои услуги в запуске мотора - на Сахалине я частенько ездил по сопкам на «Урале» моего тестя. Да, мотор на мотоцикле «Урал» капризный при запуске, но мощный и надёжный. К нему надо приноровиться. Объясняю возмущенному товарищу, что вначале надо подкачать бензин в карбюратор, потом пару раз провернуть поршни, всё это проделать без включения  зажигания. Только потом поворачиваем ключ и резко давим на стартер. Если с первого раза не заведётся, то при выключенном зажигании и перекрытом бензопроводе проворачиваем несколько раз поршни, удаляем  бензин из цилиндров. Повторяем всю процедуру с самого начала. Слышу в ответ:
- Вот сам и заводи.
Делать нечего, приступаю к практическому исполнению того, что только что рассказывал в теории. Стараюсь. Мотор заводится с «полоборота». Все в восторге. Я и сам не ожидал. Ну, я почти герой дня!

     Пробуем аэросани. Двоих несут легко. Мотор ревёт, несёмся по ровной снежной тундре. На поворотах  сильно заносит – лыжи скользят по твёрдому насту. Красота!  Компания разделилась на две части – одни «мучают» аэросани,  другие пытаются летать.  Я присоединился к «дельтапланеристам». Попробовал этот, новый для меня, летательный аппарат. Разбежался со склона, как объяснили, держа на себе совсем не лёгкую конструкцию, вроде полетел, но только вниз. Склон кончился, аппарат уткнулся носов в снег, завалился набок. Вместе со мной, разумеется. Хорошо меня дёрнуло в подвесной системе -  не очень больно, но стало неинтересно.  Все вокруг сокрушаются, что горушка маленькая, да и ветер бы небольшой не помешал. Кто-то предложил ехать к горе Святого Дионисия, но идея эта поддержки не нашла. Потихоньку свернулись, разобрали дельтаплан. Поехали обратно в Анадырь.
 
     В компании был какой-то художник, пригласил всех в гости в свою мастерскую. Предлагает согреться и как-то отметить сегодняшнее мероприятие. Пока разгрузились, стемнело. В ближайшем магазине набрали  разной снеди и популярного здесь портвейна «Колхети».  Мастерская находилась недалеко, на первом этаже жилого дома. Как человеку новому,  Сергей  показал мне в мастерской небольшой стульчик, скорее табуреточку, предложил присесть на неё. При этом Серёга как-то хитро улыбался. Чувствуя подвох, я внимательно осмотрел стульчик. Оригинальный, конечно, круглый.  Догадываюсь, что «сидушка» сделана из китового позвонка, а вместо ножек какие-то кости. Осторожно присел. Всё нормально. Серёга, совсем уж хитро, спрашивает:
- Знаешь, на чём ты сидишь?
- Вроде китовый позвонок.
- А ножки?
- Да, хрен его знает. Кости какие-то.
– Вот-вот, точно угадал – как раз хрены моржовые.
Ну, не фига себе. Встал я быстренько с этого стульчика. Слышал, конечно, о таком «моржовом явлении», но увидел впервые. Как понимаю, это местный «прикол». С особым удовольствием предлагают такой стульчик дамам.

     В апреле письмо от Коки – он в командировке в Днепропетровске, на субботу – воскресенье приезжает в Запорожье. Много дежурит. В конце мая должен ехать на какие-то соревнования за звание «лучшего лётчика»! Пришло письмо и от Коли Зайцева из Смирных – сдают на второй класс, потом отпуск и будут  переучиваться на МиГ-23. Операторов готовят к разгону. Попов не летает с тех пор, как узнали, что он причастен к той «вонючей» истории с Синенко.

     Удлиняется день. Погода уже не «лютует». Становиться немного  веселее.   В мае закрывается дорога в Анадырь через лиман, выезжать на лёд уже опасно, он тает.  Из аэропорта в Анадырь летает Ми-8. Погода, как всегда, чаще не лётная, но слетал две смены. Налетал аж два часа. Летал контрольные полёты в зону. Уже не на «спарке», а на боевом самолёте. Инструктор сидит в кабине оператора. Своеобразный прогресс. На аэродроме снега всё меньше, морозов больших нет. Полёты проходят легче. Периодически хожу дежурным по приему и выпуску.

     Однажды сидел на СКП, проходила подготовка наших самолётов к Боевому Дежурству. Стоянка, где всё это происходит, расположена параллельно ВПП, рядом с СКП. Проезд по стоянке закрыли, так как идёт подвеска ракет на самолёты. Подъехал какой-то УАЗик, солдат, дежурный по стоянке, его не пропускает. В УАЗике сидит майор с соседней части, возмущается. Спешит, видите ли. Потом идёт на СКП, требует от меня, чтобы я дал команду солдату пропустить. Объясняю майору, что на самолёты подвешивают ракеты, проезжать мимо которых опасно. Тот недовольный уходит и через время вижу, как его УАЗик объезжает нашего солдата и нахально едет по стоянке мимо двух десятков Як-28. И в это время с одного из Як-28П, на котором идёт подготовка к БД, с громким шипением сходит малая ракета. Падает на бетон и, гонимая огненной струёй из сопла своего двигателя, несётся по бетону к полосе. Перепрыгивает со стоянки на взлетную полосу и несётся дальше. Время работы двигателя кончается, огненной струи больше не видно. Но ракета по инерции проскакивает бетонную полосу и ползёт уже по снегу, мёрзлому грунту, лужам и кочкам в сторону аэрофлотовского посёлка. Силы ракеты иссякли, и она зарывается в мусорной куче, не доползая совсем немного до жилых домов. Малой  ракетой называют тепловую ракету «Р-3с». Она, конечно, небольшая и в ней  ВВ, то есть взрывчатого вещества, немного - килограмма три.  Но эти три килограмма могли разнести запросто, один из стоящих у неё на пути, небольших деревянных домов. В воздухе ракета эта летит несколько километров, но по земле проползти ей  удалось метров пятьсот.

     Почему она стартовала? Кто его знает. Чтобы этого не произошло, на самолёте есть несколько этапов предохранения. Это и разрыв цепи запуска двигателя ракеты по обжатию стойки шасси, и чеки на ракете, и строгий запрет на производство подобных работ при включенном электропитании. Непонятно, но как-то это произошло. Естественно -  шум-гам, телефонные звонки, суета. И в это время  на СКП прибегает тот самый майор, который поехал на УАЗике по закрытой стоянке. Перепуганный и опять возмущенный. Кричит, что перед самым носом его  машины пролетела ракета. Что это, мол, у вас тут происходит!? Это, мол, безобразие! Ему отвечает гражданский диспетчер:
- Майор, ты богу молись, что живой остался. Разнесло бы твой  УАЗик по всему аэродрому вместе с тобой. Тебя же не пропускали. Куда ты попёрся? Будешь ещё отвечать, может это ракета  из-за тебя сработала.
Майор успокоился и  тихо ретировался.

     Начало июня, по календарю лето, но вокруг ещё можно видеть снег. На горизонтальной поверхности он сошёл, а вот на склонах гор, под берегом лимана ещё есть. Растаявший снег собирается в низинах в большие и малые озерца. В землю не уходит, там мерзлота. По возможности, вода стекает в речки, в лиман. Лёд сошел, лиман чистый. Открылась навигация, в Анадырь теперь ходит катер. С интересом узнаю об одной местной традиции. С большим размахом «отмечается» прибытие первого в  новой  навигации судна. Обычно первым приходит судно с водкой и сеном. С водкой всё понятно. А сено?  Оказывается,  есть в Угольках коровья ферма, на сваях, как и все здания. Вот для этой фермы и везут сено.   Молоко с этой фермы идёт в детскую молочную кухню, беременным женщинам и в лётную столовую. Как только первое судно заходит в Анадырский лиман, из аэропорта к нему летит вертолёт, забирает капитана и ещё кого-то из команды и привозит в аэропортовский ресторан. Там в честь этого знаменательного события устраивается банкет. Этот банкет длится трое суток. Вход свободный то есть, – бесплатный. И днём, и ночью.

    Июнь, оказывается, очень лётный месяц. Выполнил я восемь лётных смен, налетал более десяти часов. Летал и на боевом и на спарке. Если зимой с  воздуха земля была вся белой, то сейчас  зелёный  ковер тундры пересекают русла больших и великого множества мелких рек, бесчисленное количество озерец и пунктиром снежные пятна - это на склонах гор и горушек  остатки снега. Снег в основном растаял.  Вода стекла в речки, а в низинах и впадинах  осталась. Мерзлота не впитывает, а испаряться будет долго, а там уже и новая зима, новый снег.  Местность стала более или менее похожа на карту, а то ведь зимой совершенно нет самых характерных ориентиров – рек, береговой черты. Летаю круги, маловысотные зоны и маршруты. Все полёты контрольные, с инструктором. Подхожу к комэске:
- Юрий Сергеевич, сколько можно контрольные летать? Выпускайте самостоятельно!
– Не спеши. Перерывы большие. Всему своё время.
 
     Лето, сплошной день. Солнце в час ночи заходит, как и восходит -  на востоке, наступают сумерки. Темноты так и нет. Вот уже и рассвет. В три часа ночи снова появляется на том же востоке солнце. Чтобы нормально поспать, завешиваем окно одеялом. Делаем ночь. В три часа ночи могут разбудить пацаны - с гиканьем гоняют на велосипедах по двору.
 
     В июне  Саня Григорьев пишет, что Коля Зверев тоже летает на вертолётах, сейчас в Афганистане. А Кока пишет, что купил себе акваланг – очень нравится лазить под водой.


* - на фото: - г.Анадырь - 04.81г. В компании анадырских "авиаторов".
   Фото автора.
 
Следующее:
http://www.proza.ru/2018/05/06/320