Гармония сфер пространства городской идентичности

Евгений Хохрин
У меня нет однозначного ответа на вечные вопросы русской ментальности "Что делать?" и "Кто виноват?". Но это не значит, что у меня не будет намерения сформулировать основы личной позиции по этим вопросам, что и развернуто в ниже следующем эссе с вариантом описания подходов к базовым моментам и позициям для понимания существа сложившегося комплекса проблем.

***
Воины-триумфаторы сперва побеждают врага и только потом вступают с ним в битву. Тот же, кто терпит фиаско, сначала ввязывается в сражение и только затем пытается безуспешно победить. Как, собственно, и произошло "в битве за урожай" в реальных практиках строительства,  архитектуры и коммунального хозяйства против "компиляции идей комфорта городской среды", широко шагающей сегодня по городам и весям страны.
Ещё не так давно сияющие архитектурные подделки/подстройки обернулись в уныло залежалый товар на развалах рынка недвижимости, товар, который должен был бы вопить и стенать, чтобы как-то продлить свою агонию: «Купите кто-нибудь меня!», но в силу непреодолимых обстоятельств "молчит и получает удовольствие". Архитектор/дизайнер вынужден постоянно балансировать на грани выживания, мастерски используя все свои "уловки и прыжки" древнейшей профессии в походах на сделки с совестью или следуя за подачками на поводке у заказчика и застройщика, что само по себе делает его архитектурное  детище заведомо уродлевее, чем оно могло бы быть на самом деле ... Совмещая несовместимое по стилю, масштабу, форме, конструкции, функции в массовой практике "лучезарного новостроя в исторической среде города", город получает неимоверной дикости "архитектурно-дизайнерскую бормотуху", аналогов которой нет ни в мировой проектной практике, ни за её мыслимыми пределами.
Лучше бы вообще ничего не проектировать, а честно привязвать готовые типовые проекты к местным условиям и капризам заказчика, что не раз уже было в истории архитектуры города. Но ... эта архитектура говорит сама за себя, и к каждому дому или двору не подошьёшь отдельного архитектора, который бы личным героизмом оправдывал все то дерьмо, которое однажды вдруг повылазело наружу.

***
Часто под "комфортной средой" подразумевается неаппетитное месиво из кучи скамеек, кое-как спланированных газонов и нелепо расставленных малых форм в виде фонарей, мусорных ящиков и контейнеров, которые занимают все свободное пространство между домами, деревьями и машинами, не оставляя места для одиноких пешеходов и вяло резвящихся детишек, вынужденных дислоцироваться в т.ч. и на проезжей части.  Пройдите по городу, загляните в любой  двор - и вы увидите сиротливо брошеные уродливые горки и скамейки из облезлого металлопроката или иное оборудование, как правило, всё - для комфорта «пятой точки».
От чего ж так все устали, что всенепременно и крайне необходимо стало сидеть, лежать и при этом ещё обязательно жрать? Что задаёт, в конечном итоге, содержание и форму наполнения "комфортом" городскую среду, своего рода "триумвират духа места": место для принятия еды, место для переваривания еды и место для опорожнения еды.
Такой фикально-фриктивно демонстративный  подход, ограниченный безумием комбинаторики многоэтажных кубышек, газонов и лавок с фонарями, приведёт к тому, что в скором будущем город лишится уюта и станет "чуждой" жизни средой, враждебной для горожанина. Что, собственно, уже и происходит.

***
Все городские парки "культуры и отдыха", по странному стечению обстоятельств, размещены на территориях бывших кладбищ и захоронений и до сих пор так толком и не обустроены. Не спасает и грандиозная по финансовым затратам реконструкция подходов, лестниц и ограждений, в ходе которой "случайно" под видом реконструкции, был разрушен памятник местным героям-воинам.
"Оранжевые заборы" и "радужная ирррррркутскость ... тьфу" - это отдельная "****ня" заезжих гастролёров. Не спасает положение и " очажок лубочной глупости - 130 квартал", расположенный рядом с Центральным парком культуры и отдыха, в котором по-прежнему голо, пусто и тоскливо ... и только одиноко торчащие из-под земли могильные плиты напоминают об изначальном предназначении этого места.

***
С другой стороны, на город сильно влияет развитие современных ментальных техник и производственных технологий. Не было такого количества машин и "пивных арт-заводов" в ранние годы советской власти, были другие сценарии, образ жизни людей, формы и способы коммуникации и ещё много чего. В застройке того времени много и логичных вещей, которые нужно было бы уметь переформатировать для современности, принимая решения на основе анализа исторического опыта "ошибок трудных". А непосредственно самим проектировщикам должна быть интересна территория, которой они занимаются в силу того, что сама же эта территория в неменьшей степени занимается ими и меняет их проектное мышление и художественное сознание. Вот тогда и появляется чувство ответственности, сопричастности, соучастия, в котором прорастают слагаемые творческого роста и саморазвития, а не только брызги закисшего шампанского и глянцевые публикации в местных умственнозапоздалых изданиях.

***
А в это же время свободолюбивый народ Франции протестует против политики президента на улицах Парижа: "Нас 160 тысяч на "Празднике Макрона"! Впечатляюще! Непокорившийся народ на улицах", - сообщается в сети. Масштабная манифестация названа организаторами "Праздник Макрона". Она началась на площади у Оперы Гарнье в Париже. В планах участников манифестации - пикник, концерт посреди города и пешее шествие в направлении площади Бастилии. Превентивные меры в режиме диалога  позволила избежать подобных беспорядков в Киеве.
В субботу, 5 мая, в Иркутске состоялась самая масштабная за последние месяцы и годы протестная акция. Противники действующей власти сначала провели разрешенный чиновниками митинг, а затем прошли по тротуарам через весь центр города в сквер им. Кирова, рядом с которым расположены здания органов городской и областной власти. Сибирь в тренде. Весна идёт, весне - дорогу!

В воздухе по всему миру уже витают идеи поиска уникального кода построения гармонии в многоукладности городской жизни и соответственных ему городских пространств художественного осмысления и конструктивной деятельности средневзвешенного жителя сибирского города. Дизайн городской среды, архитектура и город в целом вместе составляют своего рода матрицу взаимодействий, в которой выращиваются требуемые на текущий момент формы мышления широких народных масс и которые, в свою очередь, формируют тип пространства, выступающий инструментом управления и кооперации коллективной деятельности, а следовательно и мышления, чем определяется иной тип и стиль жизни современного горожанина, комфортный ему по своим физическим параметрам и естественно образующий гармонию высших сфер его духовной жизни и деятельности.

Комфортная и гармоничная среда, в свою очередь, должна быть интересной. Гармония интересов и смыслов  окружающей среды складываться  прежде всего в голове у проживающего там человека. И чем сложнее и интереснее пространство мышления отдельного индивида, тем богаче и комфортнее будут окружающие его пространство и среда или, другими словами, это должно быть место, где из коммуникации людей с разными картинами мира, могло быть инициировано новое видение и взаимопонимание, через иные способы согласования мнений, позиций и мировоззрений,  провоцирующих разнообразные формы коммуникации, освоения и потребления архитектуры в контексте дизайна городской среды.

Таким, вкратце, нам видится иной подход к достижению целей повышения комфорта городской среды. Подход, основанный на принципах органичных систем, восходящий к истокам нейрокибернетики, психофизики и ментальной гармонии. Понятно, что описание принципов и подходов, характерных для живых организмов в терминах техносистем не всегда бывает адекватным, но это только начало формирования структурной геометрии методов территориально-культурной идентичности и художественной  рекультивации противодействия социальной разобщённости в рамках сформулированного выше подхода к формированию гармонии высших сфер в пространстве городской идентичности.

***
За окном утро нового дня. Пусть оно принесёт мир и согласие в каждый дом по городам и весям планеты. В голове крутятся и звенят строки давно забытой песни легенды  советской эстрады ВИА "Самоцветы":
" ... Рассвет, закат.
И неизвестно, кто и в чем виноват.
Закат, рассвет.
Вот вопрос, а где ответ?
Осенью, зимою и весной,
Через все ошибки и года.
Если ты сегодня не со мной,
Кто сказал, что это навсегда?

Рассвет, закат.
И неизвестно, кто и в чем виноват.
Закат, рассвет.
Вот вопрос, а где ответ?
Рассвет, закат.
И неизвестно, кто и в чем виноват.
Закат, рассвет.
Вот вопрос, а где ответ?
Рассвет, закат.
И неизвестно, кто и в чем виноват.
Закат, рассвет.
Вот вопрос, а где ответ?
Ответ
Ответ ..."