Последний бой 8-ой Сталинградской армии в Грозном

Гунки Хукиев
 На снимке: танкист, облокотившийся о лобовую броню Т-55, автор Гунки Хукиев, слева стоит, большой армейский друг из Нежина (Украина) Лёха Панченко!
 Фото снято в марте 1973 года.   

  Казалось бы, какое отношение к легендарной советской армии имеет рядовой чеченец?
 Самое прямое. Говорю, как ветеран 8-ой Гвардейской Сталинградской армии, хотя и родился в послевоенное время, в 1952 году, причём 24 июня – ровно через семь лет после Парада Победы на Красной площади.

   После школы служил в армии, в той самой легендарной 8-ой гвардейской общевойсковой ордена Ленина Сталинградской армии. Было же такое – в наше время тех, кто не служили в армии, и за мужчин не считали. Замечу, это было общее мнение молодёжи того времени. Да и устроиться на работу становилось проблематично с такой дефективной справкой о здоровье.

Во время Великой Отечественной войны будущий маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков принимал гвардейское знамя армии.
За отличие в боях при освобождении Польши стрелковым, танковым и артиллерийским полкам армии были присвоены почётные наименования, за освобождение того или иного города.

   Помните фильм «Освобождение», когда войска генерала Чуйкова Василия Ивановича вели бои в Берлине за Рейхстаг, великий полководец Георгий Константинович Жуков (эту роль блестяще исполнил артист Михаил Ульянов) покрикивал в телефонную трубку: «Медленно двигаешься, Чуйков, медленно!»? Это двигались войска и нашего легендарного полка!

Кадры хроники показывают нам сегодня освобождение узников концлагеря под городом Лодзь, за что наш полк получил почётное наименование "Лодзинский, 144-ый Гвардейский мотострелковый полк".   
Полк прошёл боевой путь от Сталинграда до Берлина, штурмовал Рейхстаг.
На знамени нашего полка – шесть боевых орденов! Однажды мне пришлось стоять в карауле на посту №1, у знамени части.

  Я горжусь тем, что служил в танковом батальоне 8-ой Гвардейской армии в составе Группы Советских Войск в Германии. Место дислокации нашей части – ГДР, город Лейпциг, населённый пункт Шинау.
15 мая 1973 года я – гвардии сержант, старший механик-водитель танковой роты 1-го класса Гунки Хукиев – под звуки полкового оркестра, который играл "Прощание славянки", выехал за ворота этой знаменитой войсковой части в запас. Ура! Дембель!

  А каким я орлом ходил после армии! Хотя и не имел никакого отношения к тем бессмертным подвигам, но я как всякий молодой человек этим гордился!
 "Да,-соглашались мои сверстники,- ты действительно служил в армии!" Которые поголовно служили в «королевских» войсках стройбата – им за два года лишь однажды, да и то до присяги, доверили три раза выстрелить из винтовки Мосина образца 1891 года, а танк они видели только в кино. (Хотя немного утрирую службу друзей).

А моё участие в учениях СССР и стран Варшавского договора «Щит – 72», которые происходили с боевой стрельбой, с подводным форсированием реки Эльбы!
Разве сравнить меня, гвардейца, с этими вечно чумазыми «солдатами» стройбата с их унылой песенкой: «Бросил я лопату и кирку – в рот ты з... Сулику!»
А на счету нашей части – 12 Героев Советского Союза, один из них навечно зачислен в списке первой роты, первого мотострелкового батальона, и имя его на каждой вечерней поверке зачитывал старшина. А правофланговый отвечал: «Гвардии рядовой такой-то погиб смертью храбрых...».

  Боевой путь 8-я гвардейская армия завершила участием в Берлинской стратегической операции (16 апреля – 8 мая 1945 года).
Сводная рота 8-й гвардейской армии принимала участие в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.
20 июня 1945 года в Москву из Берлина на самолёте Ли-2 было доставлено Знамя Победы. Почётный караул по встрече знамени возглавил гвардии капитан В. И. Варенников.

  Знаменитые участники парада Победы от армии: командующий 8-й гвардейской армией гвардии генерал-полковник В. И. Чуйков, заместитель командира 101-го гвардейского стрелкового полка по артиллерии 35-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии капитан В. И. Варенников, разведчик 227-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии младший сержант Л. А. Бужак...и т. д.

  После объединения Германии в 1990 году, с подписанием 12 сентября 1990 года министрами иностранных дел ФРГ, ГДР, СССР, США, Франции и Великобритании «Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии» был запланирован вывод советских войск с территории Германии – до 1994 года включительно.
Однако у руководства страны, видимо, были свои соображения на этот счёт, поэтому вместо планомерного вывода войск было поспешное бегство – по-другому это и назвать нельзя.

  8-я гвардейская армия покинула территорию Германии в 1992 году, переведена в город-герой Волгоград, переформирована в 8-й гвардейский армейский корпус (8-й гвардейский «Волгоградский корпус», Рохлинский корпус), который потом был расформирован.

  Где родился там и пригодился? Для каких героических подвигов?
«Легендарный» министр обороны России – по прозвищу Паша-Мерседес – в новогоднюю ночь с 1994 на 1995 год направил 8-й гвардейский корпус под командованием генерала Рохлина на штурм города Грозный. Павел Сергеевич Грачёв обожал делать подарки себе, любимому. Он, наверное, долго думал, чем бы таким одарить себя в День рождения 1 января, и придумал – приказал генералу Рохлину взять штурмом столицу Чечни. И чтобы непременно все чеченцы хором кричали: «Да здравствует Пал Сергеич!». И обязательно «кричали женщины УРА! И в воздух чепчики бросали!»

  А кто сказал Бога нет? Спасибо судьбе, что войска штурмовали город Грозный не под гвардейским знаменем Василия Ивановича Чуйкова!
Но в Грозном, к великому огорчению «героического» Паши, оказались свои гвардейцы! А честь легендарной армии, вместе с памятью о знамени, полученном Чуйковым, военачальники России растоптали в грязь дважды – сначала кинули в голые степи Волгоградской области, а потом бросили усмирять граждан Чечни.

  Моя армия, которой я гордился, прямой наводкой стреляла по Грозненскому нефтяному институту, где я после демобилизации учился пять лет. Здание ВУЗа было теперь важным стратегическим пунктом – за ним стоял президентский дворец.
По злой иронии, как раз напротив улицы Первомайской, по которой двигались танки, в здании института на первом этаже располагался музей Великой Отечественной Войны, а там были списки студентов и преподавателей, погибших за Родину, за Сталина! Возможно, среди них были бойцы 62-й армии, переименованной после героической обороны Сталинграда в 8-ю гвардейскую Сталинградскую армию. Такой парадокс мог произойти только в нашей стране. И это случилось.

   Пережив самую трагическую фронтовую зиму в селе, я приехал в марте 1995 года в Грозный. Преодолев все препятствия, добрался до здания Нефтяного института, и над развалинами своей «Alma mater» впервые… заплакал. От тоски и бессилия.
Базового ВУЗа страны – Грозненского Ордена трудового Красного Знамени нефтяного института имени академика М. Д. Миллионщикова, кузницы кадров нефтяной промышленности СССР – больше не было. Старинное здание рассыпалась по кирпичикам под ударами современных орудий, ракет и бомб.

  А за ним на фасаде разбитого современного железобетонного здания президентского дворца, построенного моим другом, виднелись надписи, типа: «Мы из Калуги», и т. п.. На высоте уцелевших каркасов, ригелей установили трёхцветный флаг России. Перед зданием на площадке стояли на БТР-ах, БМП федеральные вояки, и «фоткались» на фоне своей победы.
Угадайте – где трагедия, а где и фарс?! После августа 1996 года армию России вывели из Грозного – так же поспешно и позорно, как из Германии в 1992 году.

  Многих чеченских ополченцев я знал лично, некоторых мне приходилось хоронить. Ставили у надгробного камня длинные шесты – знак гибели в борьбе против неверных.
 Тоже ведь грустная примета своего рода гвардейца – других наград ни их семьи, ни они сами не имели. В 1950-ые годы на чеченских кладбищах ещё сохранились подобные деревянные шесты погибших против Деникина, установленных сорок лет назад. Хотя вопрос спорный кто из них неверный: христианин, белый генерал Деникин или красный безбожник Орджоникидзе.

По рассказам уцелевших чеченских ополченцев могу заверить граждан России, что у них есть воинский потенциал – это бойцы русской армии. Бисмарк прав – после выстрела в русского солдата надо его ещё свалить. Только не нужно совершать гнусное предательство – использовать его любовь к Родине.

Чеченскую революцию задумывали романтики, а фанатики и негодяи подло использовали в своих целях безграничную преданность Отчизне и Аллаху отважных чеченских парней.

  И воины федеральных войск, и чеченские борцы за независимость Ичкерии героически сражались, и вели себя, как достойные враги!
Генерал Рохлин своим примером попытался сохранить лицо гвардии. Он отказался получить звезду Героя за войну против граждан своей страны – сепаратистов и «бандитов». Кому-то это очень не понравилось. Рохлин погиб в собственном доме, убит в собственной постели, при загадочных обстоятельствах – ибо гвардия не сдаётся, гвардия умирает!

  А вот его коллега, Владимир Анатольевич Шаманов – не отказался от лавр «победителя» - получил Орден Мужества и золотую Звезду Героя. Не зря его назвали «второй Ермолов»! А ещё его называют «мясником» и «проклятием чеченского народа». Серьёзное расследование показало бы прямую вину Шаманова в совершении военных преступлений.

  Тем не менее, Шаманов – депутат Государственной думы VII созыва от партии Единая Россия, и председатель комитета по обороне.
 – А почём кровь русских солдат и слёз их матерей, товарищ депутат?
 – Никогда Шаманов на своей территории не воевал с мирным населением – говорит сей генерал-депутат. Врёт, и не краснеет! Возможно, он просто не считает за людей беженцев, которых он запрещал выпускать из зоны боевых действий. А может быть, подвергая беженцев бомбардировке и обстрелу, он совершал героический подвиг?

Возрождение:
В 2017 году, по приказу Верховного Главнокомандующего России, начато формирование 8-й гвардейской общевойсковой армии. Входит в состав Южного военного округа. Штаб армии расположен в Новочеркасске.
Позвольте спросить, а вот зачем эта армия нужна в наше мирное время? В 1942 году – это ясно, стратегически необходимый приказ № 227 – «ни шагу назад», когда Чуйков произнёс знаменитую фразу: «За Волгой для нас земли нет!».
Товарищ Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации – разрешите обратиться?!

Какой Сталинград нынче надо защищать? У нас же есть современные Воздушно-космические силы – умнейшие "кинжалы!" Зачем нам древние броне - копытные войска? И притом, в Новочеркасске – на Кавказе, в глубоком тылу! Одолевают смутные сомнения… неужели надо будет штурмом брать Махачкалу?
А там, у дагестанских мужчин, давно в жилах кровь застыла – с 1859 года, когда гроза Кавказа, уроженец тех мест имам Шамиль, ушёл к русскому царю в почётный плен, бросив своих чеченских нукеров на произвол судьбы.

А чеченцы не только драться умеют, они ещё любят хорошую музыку. Вот, например, был случай в моей жизни. В 1972 году, на тридцатилетний юбилей нашей армии, в Германию приехал министр маршал Гречко, и заодно провожали в запас последних офицеров и сверхсрочников.

Ежегодный праздник 8-й гвардейской армии – 10 июля, установлен Директивой Ставки ВГК № 994103 от 10 июля 1942 года.
Не знаю была ли другая армия в Советском Союзе, которая была удостоена такой высокой чести, как выпуск медалей к юбилею своего формирования? Но 8-я армия заслужила такой почёт, и министр обороны СССР привёз целый чемодан медалей, для награждения ветеранов 8-й армии.

Наш образцовый полк по такому случаю подготовил сводный батальон из тех, кто умеет хорошо петь. Майор – полковой дирижёр – устроил прослушивание каждой роты. Командовал: «Рота! На месте, шагом марш. Запевай!»
 Дирижёр, тонкий знаток музыки, быстро улавливал кто в роте «композитор»:
– На месте, стой! Раз-два! Ты, ты и ты, выходите из строя!
Вы не поверите – я оказался одним из трёх бойцов с талантом оперного певца. К сожалению, так и не реализовал своё огромное дарование!
Неделя репетиции, и мы на плацу, при полном параде. Весь личный состав полка провожал последних ветеранов Отечественной войны, которые на коленях прощались со знаменем, которое отличалось от обычных знамён своими боевыми орденами и ленточками, кистями.

Потом они поднялись на трибуну, а там плечом к плечу выстроились и наши ветераны: офицеры, старшины, сверхсрочники, с высокими гостями, во главе главкома ГСВГ маршала Советского Союза Куликова.
А наш сводный батальон песенников прошёл последним – торжественным шагом, чтобы земля гудела, как просили накануне ветераны, и с песней! Направляя взгляд на трибуну, где фронтовики стояли, отдавая честь, не вытирая слёз:

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат
В серой шинели рядового шёл солдат.
Шёл солдат – слуга Отчизны,
Шёл солдат во имя жизни,
Землю спасая, смерть презирая,
Шёл вперёд солдат.