Все обстоятельсва задает Америка

Владимир Шенк
Военный обозреватель газеты “Маарив” Таль Лев-Рам полагает, что принятая в начале текущей недели поправка к закону, позволяющая преьмер-министру объявлять войну – без утверждения этого решения членами кабинета министров – противоречит существующей в Израиле системе правления.

На фоне воздушных операций в Сирии и обнародования иранского ядерного архива почти незамеченной СМИ и общественностью прошла поправка к 40 параграфу Основного закона, определяющему, кто обладает полномочиями объявлять войну. Поправка позволяет “в особых обстоятельствах” принимать подобное решение двум людям – премьер-министру и министру обороны. Однако кто решает, что такое “особые обстоятельства”, задается вопросом Таль Лев-Рам.  Сама формулировка вызывает недоумение. Во-первых, она совершенно невнятная. Во-вторых, она в значительной степени протворечит принятой в Израиле системе правления. В истории государства  было достаточно “особых обстоятельств”, в соответствии с которыми главы правительств могли бы самостоятельно принимать решения о начале военных действий, некоторые из них занимали одновременно и пост министра обороны. Однако до сих пор этого не происходило.

Основной закон об армии, принятый 41 год назад, подчеркивает, что армия подчиняется всему правительству. Согласно этому закону, напоминает автор статьи в “Маариве”, полномочия, позволяющие задействовать армию (тем более, когда речь идет о судьбоносных решениях – таких, как война), даны правительству в целом, а не одному лишь премьер-министру. Министр обороны также может задействовать армию в широком масштабе лишь с разрешения правительственного кабинета.


Система правления в Израиле отражает волю избирателя. Правительственная коалиция состоит из различных партий. Понятно, что невозможно принимать важные военные решения при участии 30 разных министров. Именно с этой целью обычно создается “узкий кабинет” по вопросам безопасности, который в последние годы стал слишком “узким”. А теперь еще одна поправка, которая фактически передает судьбоносные полномочия в руки одного человека (или двух).


итак


Все обстоятельсва задает Америка.Если возникнет потребность. Но, война объеялена не буде, а будет идти под прикрытием.