«Любовь зла, полюбишь и козла!» (русскоязычная народная мудрость)
Проводимый мною анализ проблемы адаптации сравнительно немолодых русскоязычных ученых и специалистов при переезде в Израиль начался с жалостливой тональности доклада на конференции в поле ответственности принимающего Министерства. (1. Актуальные уроки неудачи)
Множество известных мне примеров из личного общения и публикаций показывают – одиночному изобретателю с «эпохальным» изобретением в Израиле, как правило, «не светит». С более приземленными изобретениями проще найти и заинтересовать государственного или частного предпринимателя.
Для «эпохальных» идей возможен, в принципе, путь через образование проектных групп, достаточно наполненных носителями взаимодополняющих профессиональных компетентностей.
Вокруг варианта технического решения актуальной для Израиля проблемы формируется Проект как организационная структура с функцией создания и продвижения системы полезных решений и соображений в проектную деятельность израильских государственных институций по сооружению искусственных островов.
Предполагаемый выход и цели Проекта:
1. Включение в проектную деятельность израильских государственных институций (по сооружению искусственных островов) – полезных решений и соображений, если таковые будут наработаны в коллективах при Минабсорбции.
2. Обретение отдельными репатриантами, оказавшимися способными и имеющими желание к этому, - занятости, включением в штат или по конкретным договорам, в государственных институциях или частных компаниях.
Используя приведенный над текстом рисунок, попытаюсь обсудить некоторые аспекты такого проекта.
«ПОКРОВИТЕЛЬ» ПРОЕКТА
От «покровителя» зависят вводимые в проект ресурсы, в первую очередь не финансовые, а административные, политические (связи), имиджевые (государственная и общественная авторитетность), информационные... Выделенные бюджеты, конечно, тоже сильно влияют на объем и уровень проработанности технических решений, их продвижение, но эффективность их использования в большей мере зависят именно от названных ресурсов иного рода.
Проект начинается как форма в рамках деятельности Министерства абсорбции. При репатриации ученых и специалистов представители Министерства выясняют:
A. возможности встраивания ученого или специалиста – с его знаниями и опытом – в деятельность израильских государственных, общественных и частных организаций,
B. потребность вовлечения ученого/специалиста в привычную для него среду – в клубном варианте при Минабсорбции. Цель – обеспечить взаимно комфортное пребывание репатрианта в новой для него израильской среде.
Репатриант, не заинтересованный в продолжении своей профессиональной деятельности, «абсорбируется» в новой среде иным путем и, при необходимости, получает поддержку иного рода от Министерства абсорбции – вовлечение в досуговые мероприятия, лечение, жилье …
Понятно, что в отношении ученых или специалистов, побужденных как-то продолжить сопричастность привычной деятельности, Министерству проще всего практиковать вариант (В) – для русскоязычных уже существуют Академия ИНАРН, «Институт адапатации» в Нетании и подобные учреждения в других городах. Проводятся мнимо научные конференции и семинары, издаются «научные» журналы на русском языке …
Вариант (А) встраивания ученого или специалиста – с его знаниями и опытом – в деятельность израильских государственных, общественных и частных организаций, возможен при наличии воли, объективной самооценки и способности выстраивать доброкачественное сотрудничество. На способности выстраивать доброкачественное сотрудничество приходится акцентировать внимание поскольку, как показала практика, воспитанникам советской культуры свойственно сочетание:
- изначального самомнения при соотнесении себя с людьми «загнивающего капитализма»
+
видение своего будущего в «капиталистической» среде по модели «предприниматели гоняются за изобретениями и продуктивными людьми, а исполнители поддерживающих функций (информаторы, патентоведы, рекламисты, …) с восторженной готовностью обслуживают великие произведения великих людей»
+
соответствующие глуповатые и в нагловатых формах – предложения в общениях.
Из-за такого комплекса настроений и предложений, нередко, остаются не пристроенными обладатели действительных профессиональных знаний и умений. Общество недополучает возможный полезный вклад, а ученый или специалист не достигает полноценной личностной и профессиональной адаптации в новой для него стране. Получается брюзга, невротик …
КОНЕЦ ВСЕМУ ДЕЛУ ВЕНЕЦ
При вовлечении людей в Проект целесообразно, при грамотном и честном поведении инициаторов проекта, концептуально определить стадию завершения проекта. В этом определении обрисовываются некоторые гарантии вознаграждения для людей, вовлекаемых в проект.
Например, организованная деятельность по проекту "создание искусственной островной системы Израиля" может привести к появлению заинтересованности каких-нибудь государственных институций или частных компаний к изобретению, изобретателям или к другим специалистам – исследователю информации, менеджеру какого-нибудь направления, …
Отдача изобретения, лежащего в основе Проекта, для дальнейшей проработки такой институцией или компанией, приглашение изобретателя в институцию или компанию для соучастия в работе над их практически более перспективным решением – означает прекращение деятельности Проекта.
Остальные участники прекращенного проекта должны выходить из этой ситуации тоже с какими-то удовлетворяющими результатами для себя. Например: опыт, связи, характеристики для представительских резюме, авторские публикации, официальные удостоверения – упоминания о себе в публикациях, документах …
Конкретный пример: документ со знаками «покровителя» - министерской инстанции типа Региональное отделение Министерства абсорбции, город Ашдод – документ, размещенный на сайте Отделения, с именами активных участников Проекта, как минимум, удовлетворяет потребность в самоутверждении. А может использоваться и как свидетельство профессиональной компетентности при попытках присоединиться к другим проектам.
«НУ, ПОЧЕМУ НАС, *РУССКИХ*, НЕ ЛЮБЯТ»
СМИ переполнены сетованиями о «нелюбви к русским» за пределами России. Есть основания иметь в виду и нелюбовь к «русским» в израильской среде. Русскими здесь называют всех русскоязычных, выходцев из стран бывшего Советского Союза. И, как во всем мире, в действительности, речь не идет о биологических «русских». Под «русскими» видятся носители комплекса, порожденного в царской России и расцветшего в идеологизированной советской системе. Особого комплекса ощущения своего превосходства над другими, попыток проявления превосходства, элементов наглости и хлестаковщины.
В предыдущих главках представлены некоторые фигуры израильского истеблишмента в той части, куда адресуется предмет Проекта – концепция искусственной островной системы. Способные от природы, обладающие серьезным жизненным опытом, они еще и обучались в лучших школах управления, где существенное место занимает проблематика оценки и использования человеческого ресурса. Функцию фильтрации искателей сотрудничества они, в значительной степени, делегируют нижним инстанциям в своих ведомствах. Задача клерков - отлавливание для шефа полезностей и защита шефа от «бузы». В этой зоне отношений и формируется повод для жалоб и раздражений у «изобретателей» «замечательных» решений для Израиля и, вообще, для человечества.
С учетом этого обстоятельства, в Проекте должны присутствовать объективная самооценка и оценка наработанного материала.
В отношениях инициативного Проекта с государственными институциями и частными компаниями имеет смысл учесть и аспект военной и деловой секретности. В Проекте могут содержаться привлекательные - для институций или частных компаний - детали или конкретные люди, но выстраивать полностью доверительное сотрудничество со всем коллективом Проекта недопустимо. Тогда «добычей» Проекта в сотрудничестве с этими инстанциями или компаниями может быть:
- ориентирующие намеки со стороны компетентных инстанций или компаний для реально полезного направления деятельности проектантов,
- интеграция отдельных «полезностей», наработанных в Проекте, в реальную деятельность,
- использование активной деятельности Проекта для камуфляжа действительно проводимой инстанциями или компаниями работы или для дезориентации противников.
Работа под такую «добычу» может быть приемлемым вариантом адаптации русскоязычного ученого или специалиста, находящегося в пенсионном возрасте и практически не владеющего языком Государства Израиль. Только руководству Проекта надо найти формы корректной «упаковки» и предложения таких стимулов конкретным участникам проекта.