Рецензии на книгу Слово об Олесе газета

Федоров Мистик
 Рецензии

Т.Ц.
Олеся! С праздником светлой субботы!
Все-таки рецензия-письмо поэтессы Татьяны Царевной пульсируе, бьёт ножкой, и требует появления на свет, к моему ужасу. Это не оглашение чужого письма, и не похваление отношений с Вами, у меня к Вам самые трепетные и деликатные чувства, это рецензия на книгу  и ''письмо из романа Достоевского'', из которого можно делать роман.
Мы с ней встречаемся в храме. Очень молодо, пугающе молодо, выглядящая красивая, утонченная женщина, имеющая взрослую дочь, ''пережившая'' двух мужей ( они живы). Выпустившая книжки четыре о страданиях и смерти. Побывавшая там. Обладавшая многоочиим духовным зрением, тяжело болящая, очень много работающая, не отходящая от компьютера, деятельность связанная с книжной торговлей, учебниками. Какое- то время я писал отзывы на ее печально-заупокойные стихи, которые ''работают, помогают'' в хосписах. Мы даже начали проявлять внимание друг к другу. Потом она страшно оскорбилась, когда не называя ее имени, я опубликовал рецезии, суть, которых сводилась к тому, что как Омар Хайям воспевал вино, так Татьяна запойно воспевает смерть. Я подарил ей книгу, и вот ответ.


Христос Воскресе! Сергей, начала читать Вашу книгу. Собственно, многое уже ведь читала до этого в интернете, поэтому она изначально мне оказалась «знакома». Если честно, то позавидовала Вашей любви, пусть такой немного придуманной, но искренней к автору. Конечно, Вы себе придумали идеальную Женщину- поэтессу-кумира, но дело не в этом. Подкупает искренность Вашего восхищения и открытости Ваших чувств. Я то сама давно живу без любви и стала злая, не умеет человек без любви жить, засыхает… Ну да ладно. Подумалось о такой огромной разнице между людьми, которую я увидела… пока вы с Олесей сидели на облаке и пели на клиросе я пробиралась по Дантову Аду, по кромешным дебрям и закоулкам, по придорожным канавам… и  тем страннее и удивительнее, что пришла к Богу. То, что Олеся с Богом и Вы с Богом- не удивительно, закономерно, а вот я каким боком - тут и правда неисповедимость путей Господних.
Что касается самих стихов Олеси- они хороши, несомненно. Академически выверены и изобилуют сложносочиненными образами, придраться не к чему, но почти не цепляют за душу. В стихах я почти не увидела ее саму, хотя, наверное, она пишет о том, что видно с того самого облака, на котором она живет. У меня по-другому- душа мясом наизнанку вырывается. Кричит о своей боли, и нет почти никаких облаков и небесных птиц- только тот ад, что пройден, та боль, что застряла нарывающей занозой в груди, и не писать было нельзя, потому что иначе бы- смерть.
Нет у меня специального образования и регалий, но смею называть себя поэтом, что-то позволяет мне такую дерзость допустить. Да и хорошо, наверное, что нет «академических» знаний. Иначе бы я думала не то, о чем я пишу, а как бы поровнее и поправильнее уложиться в стихотворный метр. И все волшебство, вся алхимия творчества на этом бы закончилась.
Ну да ладно это я просто пустилась в философию.
Наверное, Богу нужно и то и другое, а кающийся грешник Ему дороже ста праведников (это я себе в утешение), не смею судить ни свое творчество, ни чужое, потому как это некая субстанция не слишком- то зависящая от человека. Это как Дух Святый – как он коснется сердца- так и пишется, так и выходит. Но все-таки, кажется, писала Вам об этом раньше или собиралась написать- мне кажется, что стихи нельзя вот так просто «препарировать». Вы пытаетесь каждую строчку, каждый образ как-то расшифровать, как-то свести к математике, разложить на простые числа, свести к химии- и разложить  на атомы - Поэзию. Все волшебство и заключается в недосказанности, в образах, за которыми каждый видит свое, каждый примеряет на себя. Кстати, надо попробовать почитать стихи Олеси без комментариев, возможно, я тогда их увижу по-другому.
Ну а сама книга- конечно, достойный труд, наверное, Вам это очень дорого  и зачем-то было необходимо, наверное, и Олесе книга понравилась.  В любом случае Вы большой молодец и еще раз преклоняюсь перед Вашей искренней любовью к поэтессе.

С.Ф.
Воистину воскресе. Вы меня ошеломили, даже огорошили. Спасибо за такую мощную рецензию. Мне тоже жизнь достается кровью. По поводу разборов. Конечно, Вы правы. Но это элементы ремесла, которые остаются на уровне подсознания. Подряд четыре повторения, и внимание отключается. Подобное, когда автор даже не думает об этом, но знает. У каждого свои творческие тайны. Я уже начинаю чувствовать себя виноватым перед Вами, то что переживаю такие чувства. Некоторые фрагменты о седении на облаках и продирании тропами ада, требуют стихотворного воплощения. Конечно у Вас свой путь, и своё подлинное чувство. И по другому, будет фальшиво. Заставили задуматься, насколько я компроментирую Олесю?

Т.Ц.
Спасибо и Вам, что не обиделись. Я и правда стала злой, стала часто обижать людей помимо своего желания,  как и сказала ранее - от того что нет любви.  Окаменела. И даже почти не пишу.
Последнее, что душу тронуло- Кемерово- вот последние стихи тогда и написались.
Тем острее я почувствовала Ваши чувства и порадовалась за Вас. Это  так замечательно- искренне любить кого-то.
 Ну а насчет компромата- думаю, что Олеся женщина мудрая и светлая, она понимает всё как надо. Вы же не тайно ее подстерегаете у подъезда, за углом, а открыто и честно выражаете своё восхищение – и это достойно всяческого уважения. Да и потом- у Вас ведь любовь к некой неземной «богине» - женщине-поэту, женщине-музе, женщине-совершенству, сидящей на облаке и поющей на клиросе, а в реальной жизни- она просто женщина, со своими привычками и недостатками, с разным настроением и поведением. Все это понимают и всем хорошо:)
В общем, еще раз Вас поздравляю с изданием книги – и новых творческих успехов Вам!


Куртик Геннадий Евсеевич ( Википедия)

Я успел прочитать не слишком много, но впервые прочёл вводные два-три абзаца в начале книги, которые очень многое меняют в читательском восприятии, простой исповедально доверительной, беззащитной откровенностью создают предпосылку контакту взаимопонимания, с первых же строк помогают обрести нужную интонацию прочтения. Жанр сочетания стихов с осмысленным разбором их мне видится весьма перспективным, как в пробуждении активности читательского восприятия, так и в расширении поля коммуникативности. И, кроме всех прочих достоинств, книгу просто приятно держать в руках… и правильно — однофамильство с первопечатником обязывает!
 
***

В. Ерохин в газете храма Косьмы и Домиана

От избытка сердца

Сергея Фёдорова многие у нас знают, хотя причащается он в другом храме. Шумный и неоднозначный успех имела его книга «Арбатская старушка», которую взахлёб читали и обсуждали космодамианские прихожане. Однажды наш настоятель за столом увлечённо пересказывал лирический очерк Фёдорова, напечатанный в «Приходских вестях», — о специалисте по поднятию вооружённых восстаний в тылу белых ещё в гражданскую войну, который, попав на крючок родной спецслужбы, повёл себя мужественно и умело, что спасло ему жизнь и вернуло свободу. Обе внучки революционного героя стали православными христианками.
Сергей написал несколько очерков о катакомбных монахинях атеистических времён, о выдающемся учёном и тайном монахе (это в годы хрущёвских гонений!) Никите Зволинском, с которым автор был дружен и вместе ездил к о. Иоанну (Крестьянкину) в Печоры. Надо сказать, что Фёдоров добился от столичных властей решения о том, чтобы одна из улиц Зеленограда, где жил учёный, была названа именем Зволинского.
Когда к очередному юбилею Победы по Москве стали развешивать изображения вождя всех народов, Сергей написал мэру письмо о том, что из-за портретов людоеда-кровопивца обязательно будет «заварушка», в которой пообещал непременно поучаствовать. Портреты убрали.
Много смешных и поучительных историй из церковного быта, много рисунков с изображением таинственных духовных явлений опубликовал он в нашей приходской печати. И вот новая книга Сергея Фёдорова-Мистика (так он любит себя называть) — «Слово об Олесе». Книга толстая, солидная, выпущенная в свет издательством «Волшебный фонарь». История её бесхитростна и проста.
Матушка Олеся Николаева (жена протоиерея Владимира Вигилянского) — известный и любимый читателями поэт, профессор Литературного института. Сергей Фёдоров прочитал её стихи в интернете и захлебнулся от восторга. Придя в себя, написал ей в фэйсбуке восхищённое письмо. Олеся, также электронным образом, отозвалась, и завязалась переписка, длившаяся несколько лет. Незримые собеседники делились своими новыми произведениями, обменивались мыслями о них и вообще о жизни. Из этих текстов в интернете и сложилась книга, в сущности, двух авторов, чьи тексты перемежаются, перекликаются между собой, при том, что первый голос всё-таки принадлежит Сергею. Он ловко размещает между писем-посланий свои потешные рассказы и исполненные мистикой рисунки. Он ведёт этот нескончаемый диалог двух одарённейших людей, который порой напоминает знаменитую «Переписку из двух углов» Вячеслава Иванова и Михаила Гершензона.
Двуприродность этой книги вызывает в памяти «Хазарский словарь» Милорада Павича с его неслиянностью и неразрывностью «женской» и «мужской» линий повествования.
Пристальное внимание к слову как явлению духа — проводник критического дара Фёдорова, когда он, простой читатель, делает уточённейший и неожиданно глубокий разбор творений полюбившегося ему поэта — Олеси Николаевой. А мы с замиранием сердца читаем этот роман-переписку двух сердец, переполненных данным Богом даром творчества.
Книга номинирована на литературную премию «НОС (новая отечественная словесность)».

Николай Мандрыкин



Lisianna Riven

Сергей Федоров-Мистик  А вот и Федоров-Мистик со своей мистикой))
Сергей, книга Ваша-чудо, и спасибо Вам за Вашу откровенность, это дорогого стоит. Ну, а Ваш разбор Олесиных стихов, их понимание-выше всяких похвал!.