Как оцениваются знания

Галина Рязанова
       Оценка знаний является важным компонентом системы обучения и должна осуществляться в течение всего учебного года.  В современной системе образования очень остро стоит вопрос об оценке достижений ребенка.  Если учитель поставит низкую оценку, то почти любой ребенок расстроится. Многие воспримут такую отметку как личную обиду.  А некоторые даже потеряют интерес к школьному предмету.  Как же быть учителю в такой непростой ситуации?   Сегодня существует много нерешенных вопросов относительно школьных оценок. Это доказывает необходимость изменения порядка оценивания.  В центре внимания учителя должна стоять работа ученика, а не его личностные качества и характер.   Цель ученика -это получение знаний, а не высокая отметка в дневнике.

     Что бы ни говорили, но в головы детей еще до школы вбивается важность оценок. В итоге практически для любого первоклассника оценка уже играет решающую роль, и это несмотря на то, что оценки начинают выставлять не раньше второго класса. Таким образом реальным знаниям внимания уделяется меньше, а объективные критерии оценивая отсутствуют. Любой школьник думает не о том, насколько хорошо он усвоил материал урока, а о том, какую оценку он получит за ответ на уроке или на контрольной.





      5-балльная система оценивания была введена в российских школах в 1837 году. При этом каждый балл дублировался словесно:  "1"- "слабые успехи", "2"-"посредственные",  "3"-"достаточные",  "4"- "хорошие",  "5" - "отличные". После октябрьской революции 1918 года из класса в класс переводили не по оценкам, а по решению педагогического совета, но в 1935 году вновь вернулись к пятибалльной системе оценивания знаний. Правда, оценивали словами:  "отлично", "хорошо",  "удовлетворительно",  "плохо",  "очень плохо".

    29 февраля 1944 года наркомпросом РСФСР была утверждена цифровая пятибалльная система оценивания, то есть вернулись к тем же цифрам: "5", "4", "3", "2", "1". Этой системой оценивания мы пользуемся до сих пор, только смысл её все уже давно забыли, а между тем в постановлении были весьма четко изложены критерии.

    Балл "5" ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

    Балл "4" ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

    Балл "3" ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

    Балл "2"ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

    Балл "1" ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

    Оценки-это стимуляция для учеников.  Знание и получать оценки это совсем две разные вещи, которые сильно отличаются друг от друга.   Оценки - это субъективное мнение об уровне ваших знаний.  Положительная оценка может помочь в продвижении, но не всегда.  Вы ведь понимаете, что разница между оценкой и знаниями, как между теорией и практикой.  Субъективные оценки и субъекты, их ставящие, должны идти с вами по жизни.  В противном случае завышенная оценка, выставленная одним, будет сменяться реальной, т.е. кажущейся вам низкой, которую выставил другой. В результате вам придется испытывать психологические травмы, стрессы. Вы не сможете знать, чего вы все же стоите?

   Знания - это та информация, которую можно использовать всегда.  Если они есть, то они есть. Оценки выставляются субъективно, а наличие знаний объективно. Когда наступают моменты, требующие применения знаний, прекрасные и отвратительные оценки никакой роли не играют. Реальные знания помогут вам в трудоустройстве и получении высоких заработков, знания могут спасти жизнь. Высокие оценки этого не сделают. Вот и считайте, что полезней.

    А что мы имеем на практике?  Единицы уже давно никто не ставит.  Двойка - это крайняя мера и фактически соответствует единице, то есть двойка ставится, если ученик вообще ничего не знает и двух слов связать не может.  Тройка ставится в тех случаях, если хоть что-то в несвязной речи ученика прозвучало в тему (на самом деле это двойка).  Но даже в этом случае родители и завучи требуют натягивать оценку до четверки.  То есть тройка, даже несмотря на то, что она натянутая, уже никого не устраивает.  Тройка перестала  считаться  удовлетворительной оценкой.  Всем подавай только пятерки и четверки.  Скоро дойдет до того, что двойки запретят совсем, а тройки будут чем-то вроде двоек, а потом придется ставить пятерки уже за то, что ребенок на урок пришел. И этим образованием мы гордимся?  Куда мир катится.  Неужели самим не противно от такой лжи и лицемерия?!