I-1-1. Концепция духовной основы личности

Екатерина Истоомина 2
 (Из опыта преподавания авторской программы "Основы духовной культуры").               

                Суть концепции выражена в словесно-логической структуре (СЛС):
               
              • ЧЕЛОВЕК — это живое существо, которому дарована высшая форма бытия — духовная жизнь.

              • Природа человека едина: ТЕЛО (организм), ДУША (психика) и ДУХ (сознание).

              • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ — это особая ипостась, присущая только человеку и связанная с духовным миром вне человека.

              • СОЗНАНИЕ человека — это категория духовная, оно не просто производное мозга , его природа до сих пор наукой не раскрыта. В 1970 г. канадский нейрохирург У.Пенфилд пришел к выводу, что энергия сознания отличается от энергии мозговых нейронных импульсов. Не в духе ли человека обитает сознание?

«Господь, распростерший небо, основавший землю, образовал дух человека внутри него». Зах. 12:1.

              • ДУХОВНОЕ НАЧАЛО личности заложено в духовной природе человека при рождении как потенциальный «образ и подобие Божие». Из этих духовных начатков в процессе социального взаимодействия развиваются духовные потребности, или не развиваются — при отсутствии качественного общения.

              • ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ человека — это необходимость верить, размышлять, стремление к истине, добру и красоте, желание творчества и свободы выбора личностных ориентиров. Из этих потребностей в процессе воспитания, обучения и самообразования формируются основополагающие качества личности.
                В природе животного не заложено духовное начало, поэтому никакие усилия человека «по очеловечению» домашнего животного не выявят в нем личностных качеств. Перечисляя в 39 главе Книги Иова многих представителей животного мира, Бог резюмирует: "... потому что Бог НЕ ДАЛ ему МУДРОСТИ и НЕ УДЕЛИЛ ему СМЫСЛА". 39:17.

              • Мы выделяем семь компонентов ДУХОВНОГО НАЧАЛА ЛИЧНОСТИ, определяющих целостную личность во всем ее богатстве и многообразии самовыражения.

                Для лучшего запоминания обозначим их аббревиатурой ВИДИК ТВ:  ВЕРА, ИНТЕЛЛЕКТ, ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА, ТВОРЧЕСТВО, ВЫБОР.

                = ВЕРА является исконным состоянием духа человека. Именно она порождает в нем ощущение связи с источником мистических переживаний. Для ребенка верить так же естественно, как и дышать. Можно ли подавлять в нем это интуитивное знание о мире? Не понимая сути духовного, люди обычно смешивают понятия религия и вера и, как говорится, с водой выплескивают и ребенка.

              Вера — это живая связь конкретного человека с Богом, это образ жизни, объединяющий людей, независимо от места их обитания, от смены эпох, культур, учений и идеалов. Религиозное же мировоззрение основано на чувственном восприятии бога или богов, которые в сознании человека приобретают различные образы и формы. Поэтому существует так много разных религиозных верований и учений.
              Религия — это, на наш взгляд, — феномен культуры определенного народа.

                = ИНТЕЛЛЕКТ — способность мыслить в образах и понятиях и выражать мысли в речи. Он дарован только человеку и является инструментом сознания. Интеллект ребенка развивается только в общении с людьми.

                Вера и интеллект - это способы восприятия и осмысления жизни

                = ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА — это абсолютные духовные ориентиры. Они непостижимым образом присущи человеку от рождения, стремление к ним почти неистребимо. И только сильное внешнее влияние может направить внимание ребенка к искаженным ориентирам.

                = ТВОРЧЕСКИЙ потенциал человека проявляется в изначальном стремлении к созиданию: не только произведений высокого мастерства и искусства, но и человеческих отношений и собственной личности. Творческий потенциал ребенка проявляется очень рано, важно не упустить этот момент в его развитии.

                = СВОБОДА ВЫБОРА — условие личностного существования. Это право дано человеку свыше и определяет его достоинство. Но свобода духовного выбора требует ответственности за последствия выбора, поэтому некоторые люди «бегут от свободы», по меткому выражению психолога Эрика Фромма.

                Творчество и свобода выбора - это формы личностной активности

                Как из СЕМИ цветов радуги и из СЕМИ нот рождаются бесконечные цветовые и звуковые художественные образы, так и эти СЕМЬ духовных составляющих определяют разноцветье и богатство личности человека. Не все духовные задатки каждого человека развиваются одновременно и одинаково.          

              • ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ — это внутренний процесс целенаправленного развития духовного начала личности в стремлении к совершенству, к идеалу и к абсолютным ценностям.

              • Судьба человека зависит от того, каким духом были исполнены те люди, которые стояли у колыбели его жизни, и каким духом была пронизана общественная и культурная среда, в которой ребенок развивался до 10-12 лет.
                Подростки психологически уже должны быть готовы осмысливать свою жизнь и делать самостоятельный выбор между добром и злом. С момента этого выбора и начинается ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ личности.

              • Только в процессе духовной жизни и на основе духовного (личностного) начала - человечество создало основные формы духовной культуры: РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, МОРАЛЬ, НАУКА, ИСКУССТВО, ДИЗАЙН, ПРАВО.
 
                Роль родителей и воспитателей заключается в том, чтобы создать ребенку условия не только для физического и психического становления, но и для развития духовного начала личности, не навредить активным вторжением в его внутренний мир. Подход к ребенку как к духовному существу поможет достичь более глубокого взаимопонимания с ним и вывести подростка на новый уровень самосознания и осмысления своей жизни. Считаю, что без учета духовной сущности природы человека, само понятие «духовное развитие» теряет смысл, а педагогические усилия в воспитании и обучении не достигают глубин человеческого духа, где только и происходит развитие личности.

                «Видели ли вы когда-нибудь счастливого взрослого?» — вбрасывал педагог Леонид Жаров вопрос в школьный зал. Поднималось две-три руки.            А остальные? Неужели не видели маму и папу в хорошем настроении, не радовались чему-то вместе? Оказалось, большинству ребят трудно такое припомнить. И чтобы в ближайшем будущем дети уже этих, сидящих в зале школьников подрастали рядом со счастливыми молодыми родителями, с ними нужно разговаривать. Учить слышать друг друга, обсуждать все, что их волнует, и постигать науку быть счастливыми.

              • ФАКТОРАМИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ человека являются и реальные силы духовного мира, и социокультурная среда, и свободный выбор самого человека: какой силе доверить свой дух. В духовной борьбе за человека нет нейтральной полосы.
СМЫСЛ  ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА состоит в духовной жизни, а не в биологической.

              • ДУХОВНОСТЬ — это уникальное, индивидуальное проявление духа конкретного человека. Это естественное состояние развивающейся личности. Духовно развитая личность является источником духовной культуры человечества. Ценность произведения искусства и культуры в целом напрямую зависит от того, какой дух питал творчество человека: Боговдохновенно оно или БЕС-духовно.
            
                Концепция духовной основы личности находится в согласии с современным педагогическим принципом: от педагогики формирования — к педагогике саморазвития. 
               ДУХОВНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ - это высшая ценность любого общества.

                «Какой дар можем мы принести обществу, лучший и больший,
                как не образование и воспитание юношества?». Цицерон.

              • В таком контексте СУТЬ ОБРАЗОВАНИЯ состоит в возрождении «образа и подобия Божьего» в человеке, по которому он и был сотворен. А духовное начало этого образа даровано человеку от рождения.

                «Вы — свет мира. … Так да светит свет ваш
                пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела
                и прославляли Отца вашего Небесного».      
                Мф. 5:14,16.

  http://proza.ru/2014/05/15/1250