Служебная командировка в бандитскую постель

Виктор Комосов
                (Боевые будни предпринимателя 90-х годов)

                ч.1

   Дорога предстояла дальняя – трое суток в пути. Ничего особенного – эта коммерческая тропинка уже хоженая. Направление северное. Обычные рутинные будни предпринимателя 90-х годов. Моя задача – безопасно доставить коммерческий груз нашего частного НПП (Научно-производственного предприятия). В пункте назначения нужно дождаться оплаты и вернуться домой с «мешком» денег, в целости и невредимости.  Словом, в эту поездку, в одном моём лице, должны удачно совместиться черты: экспедитора, охранника и инкассатора.  Своей легковой машины у меня тогда ещё не было, наша служебная была занята на другом маршруте, поэтому этот караван «КАМАЗов» я сопровождал в кабине одного из них.

   Всё бы ничего, но к нашим дорожным напастям в виде местных «братков»,  добавилась ещё одна опасность – заезжие мобильные бандитские группы чеченских охотников за новенькими «КАМАЗами». Груз их не интересовал, деньги за проезд территории в воровской «общак» они не собирали. Их тактика была предельно проста – выслеживали одинокий «КАМАЗ» или «МАЗ», а за тем его либо блокировали на пустынном участке трассы, либо захватывали во время вынужденной остановки. В последнем случае они проявляли недюжинную изобретательность, чтобы спровоцировать неожиданную, для водителя, стоянку. Затем хозяина грузовой машины убивали, тягач отцепляли от груза, в чистые бланки, с подлинными печатями своей республики, вписывали номер кузова и мотора, цепляли свои госномера, и ехали спокойно домой, уже на «своей» собственной машине. Теперь по документам всё было законно. Свидетелей нет. Вот такой новый бандитский промысел свалился на плечи торгового проезжего люда. В этом месте хочу отметить, что преступная суть не имеет национальной принадлежности. К сожалению, в любом народе встречаются отщепенцы. Для них на «большой дороге» нет земляков.

  В нашем автомобильном караване был только один новенький «КАМАЗ», чтобы не было с ним проблем, мы решили держать его в центре колонны и постоянно за ним присматривать в пути.   

                ч.2

Всё-таки группой ехать безопаснее. Первый световой командировочный день промчался километрами шоссе без особых приключений. До наступления темноты мы успели доехать к расчётной точке - город N-ск. Первая ночёвка была запланирована перед постом ГАИ. Была в те времена такая защитная тактика дальнобойщиков. Вереницы грузовых машин выстраивались до или после милицейского поста, находясь от него в прямой видимости. Мобильных телефонов тогда ещё не было и в помине, поэтому соседство вооружённых сотрудников ДПС было, как нельзя кстати. В крайнем случае, они могли по стационарному телефону или рации вызвать подкрепление, а то и, в случае необходимости,  скорую медицинскую помощь. Но, за всё время наших дорожных скитаний, до таких ужасов, к счастью не доходило. «Братки» предпочитали не связываться с сотрудниками милиции в прямых столкновениях. Бандитам было гораздо сподручнее «общаться» с одиноко ночующими экипажами водителей, которые по каким-то причинам не смогли дотянуть до спасительной будки ГАИ, которую в дневное время им не раз приходилось проклинать за милицейские поборы – то служивым бензобак лишним покажется, то груз не так оформлен, то рисунок шин не соответствует техническим нормам…

    Из соображения безопасности, днём в пути мы не делали остановок возле придорожных кафешек. В этом месте был очень вероятен контакт с местной босотой. Они могли открыто подойти к водителю и потребовать денег в воровской «общак» за проезд их территории или могли подстроить техническую поломку транспорта, которая проявит себя не сразу, а после начала движения грузовика. В последнем случае, дальнобойщик оказывался совершенно один на один с нападающей стороной. «Неожиданная» техническая остановка «посреди поля» происходила вдали от населённых пунктов и наличия свидетелей. Поэтому, вопреки советам великого полководца Суворова: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу», мы свой ужин не «отдавали врагу», а превращали его в вечерний обед с водителем-напарником. В каждом нашем  КАМАЗе, под днищем прицепа, был смонтирован железный ящик, содержащий целый кухонный походный комплекс: газовая горелка, набор кастрюль, чайник, сковородки, разделочные доски, ложки, вилки, тарелки…  Готовить борщи и жарить котлеты мы в дорожных условиях себе  не могли позволить, но вот лёгкий супчик, сытный походный кулеш или картошка с тушёнкой были вполне нам доступны.

                ч.3

   Для своего водителя-напарника я оказался дурной компанией потому, что не признавал «газовую» кулинарию, если позволяло место и время, то  в лесной посадке обязательно обустраивал походный костерок, на котором каша получалась рассыпчатой, и чай был ароматней. Бытовой природный газ из баллона сгорает не полностью, часть его летучих соединений обязательно смешаются с содержимым котелка, что вряд ли будет полезной пищевой добавкой. При сгорании сухих дров, вредных примесей выделяется значительно меньше – такая пища, за счёт этого будет гораздо полезнее. Плюс ко всему, в блюдо добавляется ароматная натуральная вкусовая приправа в виде романтического походного запаха кострового дымка. Температурный режим - тоже немаловажный фактор для приготовления вкусной пищи. Газовая горелка греет только днище посуды. На костре возможны варианты теплопередачи. Например, кашу можно правильно довести томлением на тлеющих костровых углях. Своего водителя-напарника, этими изысками, я быстро обратил в  свою туристическую веру. Парень просто стал адептом моей походной кулинарной «религии». Его пристрастие стало доходить до смешного. Если нужно было быстро приготовить еду или шёл дождь, то он, соорудив навес возле кухонного ящика, по моему совету, теперь готовил всю пищу, подкладывая небольшие сухие веточки между горелкой и котелком. Таким образом, он достигал привкуса кострового дымка.  Всё бы ничего, но он не смог отделаться от такой манеры приготовления, когда приехал домой. Его жена, при встрече, жаловалась мне, что какой-то придурок надоумил её муженька тыкать под кастрюли веточки. Одно дело поход, но в квартире на газовой плите?! Это выглядит, по меньшей мере, уже странно. После приготовления еды приходится чистить от копоти кастрюли и потолок. На это мне приходилось «дипломатично» отмалчиваться. Ведь не признаваться же, что я и есть та дурная компания. От «братков» на трассе уворачиваться – это одно дело, а вот от хозяйки, у которой на кухонной стене висит дюжина сковородок разных мастей, тут особая сноровка нужна.

                ч.4

    Первая наша ночёвка обошлась без приключений. Подъём был ранним. Мы все отлично выспались. Впереди нас ждёт путь-дорожка, которая этим утром стала на одни сутки короче. Умываемся из походных баков с технической водой. Готовим лёгкий кофейный завтрак. Перед отъездом внимательно осматриваем свои «КАМАЗы», на предмет возможного ночного «дружеского технического гостинца» от проезжих «братков». Убедившись, что всё в порядке, прокачиваем воздух тормозной системы и трогаемся в путь. Река шоссейной ленты стремительно потекла нам на встречу, решительно ныряя под днище нашего грузовика. Но вижу, что сегодняшний день командировки не будет таким, как вчера. За ночь с моим водителем-напарником произошли разительные перемены. При прохождении населённых пунктов, он стал ёрзать на месте и вертеть головой по сторонам.

     Всё прояснилось, когда нам попалась, идущая навстречу, молоденькая девчонка-колхозница. Она гнала на выпас свою корову, и была тщательно замаскирована от мужского глаза выцветшей фуфайкой, но ей это не помогло. Не защитили её и грязные кирзовые сапоги. Мой напарник, словно рентгеном, высмотрел все её прелести, а что не увидел, то дофантазировал.  Поравнявшись  с ней, он, оживлённо жестикулируя, запрыгал на своём сиденье, отчаянно сигналя девчонке громким автомобильным клаксоном. Что-то подобное мне приходилось видеть в, мало интеллектуальных, диснеевских мультиках. Мы пронеслись мимо. Впереди нас ждёт дальняя дорога. На мой вопрос, водитель-напарник пояснил, что он, дескать, любвеобильный парень, который уже целые сутки обходится без женского тепла. По своему жизненному опыту знаю, что те, кто об этом много говорят, скорее всего, выдают желаемое за действительность. Реальные мужчины-сердцееды, усмехаясь, помалкивают себе, руководствуясь принципом из анекдота про Ржевского, где поручика спросили:
«…— Почему вы не танцуете?
— А мы себя в постели покажем-с!...».

  Забежав вперёд по тексту, вынужден отметить, что в такой «танцующей» манере мы теперь ехали весь остаток пути. Ничего не поделаешь -  каждый скрашивает монотонность долгой дороги по-своему. Это ещё хорошо, а мог подвернуться доморощенный певец-дальнобойщик. Был у меня один такой попутчик, так мне тогда и аудиоплеер мало помог.

                ч.5

    Второй день поездки прошёл практически без приключений. Машины были загружены под самую завязку, поэтому их, видавшие виды, покрышки, иногда испускали «дух». Тогда весь караван останавливался на обочине, и ждал перебортировки пострадавшего товарища. В основном, наши грузовики были не новыми, поэтому приходилось устранять и мелкие технические неисправности: то шланг лопнет, то лампочка габаритная погаснет…. По этой причине, к вечеру, мы немного выбились из намеченного графика. На ночлег стали уже поздней ночью. На скорую руку пообедали потому, что времени на сон осталось мало. Толком, не отдохнув, утром следующего дня тронулись в путь.
 
  Любая, даже самая длинная, дорожка имеет свой конец. И вот, позади три дня монотонного пути. В пункте разгрузки произошла заминка – один из «КАМАЗов» они не могут принять здесь, поэтому нужно ехать ещё  дальше. Особенного выбора у меня не было. Заказчик готов оплатить неустойку и солярку до нового пункта назначения. Это значит, что мне ещё предстоит целый день дополнительного пути. Принимаю решение ехать дальше на своём головном «КАМАЗе», а все остальные машины разгрузить и отправить домой. Тем более, что им подвернулась выгодная попутная загрузка.

                ч.6

  И вот, перед нами, северный путь снова стелется дорожной лентой. Всякий раз, отправляясь в такие поездки, вынужден с удивлением отмечать, что более прозрачного воздуха мне нигде не приходилось видеть. Создаётся такое впечатление, что зрение улучшается до 150% , настолько далеко и чётко всё видно вокруг.  Цвета сочные и яркие. Обычные огни светофоров и габаритных автомобильных ламп светятся празднично, словно их спиртом промыли и добавили вольтаж. Визитной карточкой такого пути является полное отсутствие придорожных столбов линии электропередачи потому, что можно много часов пути преодолеть и не встретить ни одной деревеньки. За окном кабины, слева и справа, радуя глаз путника, бескрайними просторами стелется пёстрая белоснежная берёзовая изгородь, вперемешку с елями.  Встречные и попутные машины тут попадаются редко. Северная дорога узкая, её обочина предательски увлажнена топкими болотами. Поэтому машины не спешат уступить друг другу дорогу, и разъезжаются, что называется «на спичках».

    Трясина таит для путника ещё один сюрприз – рано или поздно, но любому «всаднику» необходимо спешиться со своего «коня» по нужде. Хорошо ещё, если она будет малой, но держись прохожий человек, если «постучится» в теле большая нужда. Тут пригодится особая таёжная тактика. Её суть в том, что мало выскочить из уютной кабины грузовика, прихватив с собой рулончик туалетной бумаги, нужно ещё и ножик с собой захватить. Дальнейшие действия путника будут соответствовать рекомендациям из анекдота о том, как в тайге нужно правильно по туалетам ходить. Только в нашем случае, вместо дрына, которым можно от медведей отбываться, в руке должен быть веер из срезанных веток. И нужен он будет не для того, чтобы аристократично подгонять ближе к носу свежий хвойный аромат.  В умелых руках бывалого лесного путешественника, этому аксессуару будет более важная роль отведена – средства ПВО (противовоздушной бороны). А иначе, как без него отбиваться от лютых комариных эскадрилий. Всегда удивлялся тому, как много кровососущих насекомых может таить в себе квадратный метр густой травы, поджидая редкого путника. Если верна теория о том, что нападают только самки комаров, то тут и двойное удивление допустимо будет. Где набралось столько вампиристых особей женского пола?  Словом, за этим лесным физиологическим занятием, любителям читать газетки, долго рассиживаться не приходится. Да и после процедуры человек забавно будет выглядеть. Заскакивает в кабину, облегчившийся водитель, а у него из штанов продолжают комарики вылетать. Вот такие они, эти несколько дополнительных слов о походном быте северных дальнобойщиков.

   За стоповыми фонарями нашего старичка-грузовичка остался трёхсуточный путь, накрученный на спидометре, напряжёнными дорожными километрами. Устал не только водитель, но и техника захотела отдыха. Поэтому, всё чаще нам приходится делать вынужденные остановки, чтобы «залатать» технические «дырки» в железном теле «КАМАЗа». Эти заминки существенно выбили нас из расчётного графика движения. Нам нужно было успеть, до темноты, попасть в пункт назначения, но с каждым новым километром пути это становится всё менее вероятным. Впереди остался предпоследний населённый пункт, но за окнами нашей кабины уже вовсю хозяйничает ночь, залившая звёздным голубым светом дорожный пейзаж. Водитель жалуется на усталость и предлагает остановиться на ночлег, но нас, перед выездом,  категорически предупредили о том, чтобы мы не останавливались в этом посёлке потому, что могут возникнуть проблемы с местными «братками». 

                ч.7

     В скором времени, дальнобойщик начинает  кунять за рулём, да так цепко, что мне несколько раз пришлось будить его окриком и, перехватывая руль, выворачивать машину из направления на дорожный кювет. Ситуация сложилась очень напряжённая потому, что остановиться для отдыха негде – обочина дороги узкая и топкая. Оставаться на проезжей части нельзя – в темноте может налететь попутный транспорт. Пришлось включать аварийное мигающее освещение и останавливаться, не заглушив мотор. Водителю устроили освежающие водные процедуры из баков с технической водой, сварганили крепкого горячего кофейку. Это дало короткий положительный результат, но перед въездом в предпоследний населённый пункт дальнобойщик опять начал вырубаться. Всё, ехать дальше опасно – так можно попасть в серьёзную аварию. Принимаем решение в посёлок не въезжать, а перекунять пару часиков на небольшой грунтовой площадке, расположенной перед въездом в этот населённый пункт. Ложимся спать, не раздеваясь. Будильник ставим на предрассветный час, чтобы до подъёма солнца успеть тронуться в путь, незамеченными местным контингентом.  В предрассветной тьме нас из топкой глубины сна вырывает трезвонная канонада верного будильника, но он зря старался помочь своим хозяевам спастись – одинокий прикорнувший «КАМАЗ» всё-таки оказался вычисленным бдительными гоблинами.

    Выскочив из кабины, мы сразу заметили «технический» подвох – несколько колёс нашего прицепа были спущены. Не умываясь, спешим прокачать шины, но не успеваем – за своей спиной слышим плавный шелест, подъезжающих легковушек. На площадку въехал «Мерседес» и «Восьмёрка», под завязку набитые бравыми «братками». Получилась излишне представительная команда босяков для двух дальнобойщиков, но нам тогда было не до зазнайства. Дальше события развивались в традиционном жанре. Местная орава вывалила в полном составе из легковушек и развязной походкой направилась к нам. Было такое впечатление, что возле «КАМАЗа» они видели только меня. Каким-то профессиональным звериным чутьём они почувствовали, что именно этот чувачок спортивного телосложения, облачённый в классную чёрную кожаную куртку, имеет самое непосредственное отношение к грузу. И то, правда – я никак не вписывался в пыльную «шинельку» бродяги-дальнойбойщика. Из «дружелюбной» толпы выделился крепенький мужичок с цепким волевым взглядом, он подошёл ко мне и спросил, куда я в такую раннюю пору путь держу.

    Сейчас вспоминая этот момент, сам себе удивляюсь, но тогда я на этот вопрос ответил твёрдым уверенным тоном, спокойно глядя в глаза блатного бригадира. Ему явно приглянулось то, что я выдержал его тяжёлый волчий взгляд. Думаю, что не многих он таких видел на своём веку. Похоже, что это был непростой бригадирчик на подхвате, тут на лицо явно ранг повыше, и мне «повезло» встретиться именно с такой неординарной уголовной личностью. Признаюсь честно, что в тот момент, холодная волна страха «продырявила» чёрный «панцирь» моей кожаной куртки, но меня спасло то,  что была заведена привычка, бояться после наступления неприятного события. Иногда, это давало несколько микросекунд для принятия единственно верного решения.

    Так произошло и в тот злополучный момент. Внешне я выглядел ненапуганным и спокойным. Моя уверенная в своих силах персона вызвала уважение у бригадира. Ему, как профессионалу и просто смелому человеку, надоело видеть сплошной людской «кисель» страха. Сильной личности был интересен достойный соперник, а в те лютые годы 90-х, беззащитное общество жило по принципу, который когда-то был озвучен легендарным Уинстоном Черчиллем после Мюнхенского сговора 1938 года: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну». Повседневные будни  граждан, в лихие 90-е, превратилась в «бои» местного значения за выживание.

   Бригадир пригласил меня сесть в «Мерседес», для разговора. Его интересовал мой груз. По-хорошему, тут было два варианта развития событий. За проезд территории, подконтрольной этим «браткам», торговый люд должен был отдать процент от стоимости груза. Мзда бралась деньгами или товаром. По-плохому, груз забирали полностью, водителя и экспедитора наказывали физически, в соответствии с ситуацией. Могли и вовсе, где-нибудь прикопать в топких болотистых лесах, чтобы спрятать концы в воду.

  Наше, недавно созданное, частное НПП только начало развиваться, и каждая копейка была на счету, а, если точнее, то и там ничего не было – все средства пускались сразу в оборот и на оплату накладных расходов. Если оплачивать всем желающим за «законный» проезд их территорий, то никаких денег не напасёшься, но это «братков» не интересовало – выкручивайся, как хочешь. Поэтому для такого «торжественного» случая у меня был припасён отдельный пакет документов, заготовленный специально для уголовных «бухгалтеров». Это вещь рискованная, но, если ловко  её применить и не попасться на вранье, то можно отделаться лёгким денежным испугом, за счёт фиктивной дешевизны опломбированного в фуре груза. Тут главное быть убедительным и вести себя уверенно потому, что, при малейшем подозрении, «браткам» ничего ни стоит сорвать пломбы и глянуть на груз. Так называемый, беспредельный рэкет так и поступал. Их тактика предельно проста – схватил одноразовый куш и вали в бега.  Завтрашним днём они не живут. «Братки», работающие по понятиям, старались выстраивать с «барыгами» долговременные отношения, поэтому соблюдались определённые правила поведения.

   В кабине «Мерседса» я предъявил документы на поставку недефицитного и недорого груза. При этом я вывалил на сидение всё содержимое своего бумажника-дубликата и сказал, что это вся сумма, которая осталась у меня к концу поездки. Её явно не хватало на покрытие проездного процента за груз, хотя тут были и мои личные командировочные средства. Бригадиру я сказал, что готов отдать все эти деньги, чтобы хоть как-то компенсировать проезд по «его территории». В пункте выгрузки нас должны заправить соляркой, обратно мы поедем порожняком, продукты на дорогу у нас ещё остались.

   На все эти мои дипломатические манипуляции, бригадир ответил щедрым жестом – согласился на мои условия, удовлетворился предложенной суммой денег, и, мало того, но он ещё оставил нам несколько купюр на хлеб и сигареты. Небывалый случай, но при этом, уголовный бригадир ещё и извинился передо мной, сказав, что не в его правилах забирать последнее, но его не поймут «коллеги», если он совсем ничего не возьмёт с меня за проезд. Прямо, как по Киплингу получилось: «пей с глубины, но не со дна». Этим принципом и я предпочитаю пользоваться в жизни. Судя по всему, мне тогда действительно встретилась неординарная личность, и первое впечатление об этом человеке подтвердилось. Я его так расположил к себе, что он даже предложил ссылаться на него, если у меня возникнут проблемы в городе, где нам предстояло выгрузить груз. Для этой цели он назвал свою кличку и объяснил, как его можно разыскать, в случае необходимости. При расставании, бригадир окончательно меня удивил – предложил свою «Восьмёрку» для нашего сопровождения до города, чтобы помочь отыскать склад выгрузки. Это была слишком опасная любезность, от которой я поспешил отказаться. Вскоре «братки» уехали, а мы продолжили накачивать, спущенные колёса. Тем временем на нашу площадку стали подъезжать грузовые машины и легковушки с прицепами. Вокруг нас стали собираться люди. «Безопасная» грунтовая площадка, перед посёлком, оказалась территорией выездного сельскохозяйственного рынка. Да! Более безопасное и незаметное место для ночёвки, еще нужно было поискать!

                ч.8

     В город назначения мы приехали к началу рабочего дня, но, так видно повелось в конце этой командировки, там нас ждал очередной «технический» сюрприз. У принимающей стороны нет собственного автотранспорта и общего склада, поэтому нам нужно своей громоздкой фурой, незаметно (???!!!) развезти груз по торговым точкам, разбросанным по всему городу. Ключевое слово в этом «милом» задании – незаметно!!???  Это, как? Мало того, что громоздкая фура должна ювелирно вписаться в узкие внутренние пространства дворов многоэтажек, так ещё и при этом, мы не должны привлечь к себе внимание городской босоты!? Мол, местные предприниматели не хотят платить «братский подоходный» налог за этот груз. Особенного выбора нам не оставили – моя задача разгрузиться и забрать всю сумму за поставку товара.

    В провожатые, нам в помощь, дали симпатичную девушку-товароведа. Она должна была показать точки разгрузки. Но то дело будущего маневрирования в городских «джунглях», а сейчас она успешно показала себя во всей красе, ослепив моего водителя. Всё в ней было мило мужскому глазу. Для нас бродяг, «одичавших» в долгом пути, она, словно сказочная фея, появилась в кабине запылённого «КАМАЗа».  Всё в ней было ладно: и внешний вид, и одежда. Но особенно мне приглянулось в этой молодой женщине то, что она была неглупа и остра на язычок.   Всю городскую дорогу у моего водителя не закрывался рот, из которого сыпались остроты и комплименты. Местная фея легко парировала эту словесную тираду. Мой водитель, правда, тоже оказался не лыком шитый – ему удалось разжалобить доброе женское сердце своим рассказом о том, что уставшие запылённые путники, соскучившиеся по уюту, мечтают о горячем душе и ароматном домашнем супе. Оказалось, что это был единственный шанс продлить наше мимолётное знакомство с этой женщиной. Все другие настойчивые попытки назначить ей свидание были разбиты в пух и прах, и мой водитель-ловелас, на какой-то миг, даже потерял уже всякую надежду. В разговоре, выяснилось, что наша фея недавно развелась с мужем, у неё есть ребёнок и двухкомнатная квартира, в которой она выделит нам, для ночлега, одну пустующую комнату. Мы можем помыться с дороги в её душе и переночевать, если будем вести себя прилично. О приставаниях велено было забыть напрочь. На таких условиях она готова была нас гостеприимно приютить и накормить домашним супом. От таких посулов с водителя усталость, как рукой сняло. Мы быстро развезли груз по торговым точкам. Перед входом в первую из них, я предупредил нашу фею, чтобы она не боялась случайных встреч с местной «братвой» потому, что мы уже заручились поддержкой уголовного бригадира. Она спросила у меня его кличку и ответила, что знает о таком человеке. Ну, знает, так знает – это ещё лучше! Я не удивился – мир тесен.

  Разгрузка прошла без приключений. Окрылённый присутствием красивой женщины, мой водитель показал высший пилотаж вождения громоздкого автомобиля в замкнутых пространствах городских дворов. В конце рабочего дня, мы поставили свою пустую фуру на платную стоянку и пошли в ближайший магазин за продуктами. Купили курицу, овощи, вино и конфеты. Фея-хозяйка встретила нас радушно, но она был не одна – к себе, для компании, она пригласила соседку с ребёнком. Полная подружка феи была говорлива, теперь её рот не закрывался, и моему водителю-ловеласу только и оставалось, что поддакивать. Но нас всех это не напрягало. В квартире воцарилась весёлая непринуждённая атмосфера. Каждому нашлось занятие. Фея с подружкой принялись хлопотать на кухне, мой напарник вызвался им помогать, а я занялся жизнерадостной ребятнёй. Мы играли в активные детские игры. Между «делом» я научил эту детвору вырываться из захвата рукой, встряхиванием кисти в нужном направлении. Приём абсолютно эффективный и не требует специальной подготовки человека. Не нужна тут и особенная сила, если неожиданно, но правильно выполнить освобождение от захвата, то у ребёнка появится возможность убежать от похитителя. Правда есть в этой методике защиты и побочный эффект – теперь мамам этих детей будет труднее силой увести их за руку из отдела детских игрушек.

                ч.9

   Ужин оказался под стать прелюдии к нему и прошёл в дружеской непринуждённой обстановке. Было по-домашнему уютно и хорошо, словно за столом собрались старинные друзья. Думаю, что всему виной -  легендарное сибирское гостеприимство и традиционное радушие местных людей. На жизненной тропинке мне много попадалось хлебосольных хозяев, но так, расслабленно и комфортно, я ощущал себя только в гостях у Милорада (Черногория, г. Будва), и в деревянном бревенчатом доме славной бабушки Насти (д. Софрино).

    Вечерние посиделки закончились дружным мытьём посуды, в котором мне не довелось участвовать по причине того, что я был облеплен детьми, как новогодняя ёлка. Им совершенно не хотелось идти спать и завершать весёлый вечер. Природный инстинкт самосохранения подсказывал ребятне, что прятаться от «преследователей», в лице мам, им будет надёжнее на «дереве», но они не учли силу материнского притяжения, которое лёгким, но настойчивым «ветерком» сдуло драгоценные «плоды» с приезжих «веток». Всё рано или поздно имеет свой конец. Шумная компания разбрелась в разные стороны. Вслед за напарником, я принял душ и мы стали укладываться в своей комнате. Она оказалась, действительно, совершенно пустой. Там лишь лежали два матраса с подушками и одеялами, но для дорожных бродяг – это было неслыханное уютное разнообразие. Наконец-то наши тела, распаренные после купания, могут растянуться в приятной неге на чистых домашних простынях.

    Моему напарнику этого показалось мало, и он решил продолжить радость вечернего общения в комнате хозяйки. В простецком «дружеском» наряде, состоящем из одних семейных трусов, он, на цыпочках, отправился «в гости» к фее, но просчитался -  дверь её комнаты была закрыта на задвижку, а в ответ на его осторожный стук, ему порекомендовали угомониться и ложиться спать, потому что завтра всем рано вставать. После чего нам всем ничего не осталось, кроме крепкого безмятежного сна, так мы тогда думали, но жизнь полна сюрпризов.

                ч.10

    В два час ночи раздался громкий сук во входную дверь. Затем я услышал приглушённый торопливый голос нашей хозяйки, эмоционально вплетаемый в басовые интонации мужского голоса. Нас не позвали на помощь. Не иначе,  как бывший муженёк пожаловал в гости?! Бужу своего напарника и понимаю, что мы оба находимся в самом дурацком положении, которое можно было только предположить в подобной ситуации. «Не солоно хлебавши», по факту, два заезжих мужика лежат в одних трусах в квартире хорошенькой женщины. Поди тут докажи кому, что мы целомудренно умудрились «солоно похлебать» только куриного супчику,  да душ горячий принять с дороги. Ещё есть щекотливый момент в нашем положении – мы не имеем полного права на полноценную самооборону, так как это чужая квартира, в которой нападающая сторона, скорее всего ещё прописана. Это, на языке закона, может означать, что любые физические действия хозяина, по отношению к пришлым мужичкам, будут расцениваться, как необходимая самооборона при защите жилища. Поэтому совершенно непонятно, как вести себя дальше. Встать и одеться сейчас будет выглядеть с нашей стороны, как трусость, а оставаться под одеялами в одних трусах - тоже глупая манера. Мне совершенно не улыбалась перспектива вялых тактичных отмахиваний от разъярённого муженька. Отчётливо замаячила «забавная» оказия очутиться в одних трусах и босиком на чужой лестничной клетке. В это время, ночные события стали развиваться стремительно и не управляемо. В какой-то момент голоса стихли, но вскоре раздался резкий грохот, и на пол упало что-то железное. По звуку было понятно, что сильным ударом ноги были сорваны крепления дверной цепочки, через которую наша хозяйка вела ночные «переговоры».

    Мы резко вскочили со своих матрасов. На короткое мгновение всё опять стихло. Внезапно, без лишних слов, распахивается дверь в нашу комнату, и на пороге появляется «наш старый знакомый» - уголовный бригадир.

   Как и в прошлую встречу, его «дружелюбный» взгляд прикован только ко мне. У меня даже коротко успела мелькнуть ироничная мысль о том, что нужно было бы мне постучаться в комнату хозяйки, и она, может быть, впустила меня к себе в постель – так бы я сейчас живописнее выглядел. Но, думаю, что мне этой ночью хватит и того, что моя кожаная куртка сейчас «благополучно» висит на стуле в комнате хозяйки. Бригадир был действительно человек неординарный, он привык руководствоваться головой, а не эмоциями. Ярость застилала ему глаза, но он нашёл в себе силы, выдержав небольшую паузу, сказать мне: «Привет, борода!». Ему в ответ я пробормотал, что мир тесен.

  Бригадир выдержал ещё одну короткую паузу и сказал мне, что мы завтра поговорим, я знаю, как его найти. Потом он развернулся и, ни слова не говоря, решительно вышел из квартиры. С этого момента, наш «уютный отдых по-домашнему» можно было считать законченным. Мы стали торопливо собираться. При выходе я извинился перед хозяйкой, что так получилось, и заверил её, что обязательно завтра разыщу бригадира и постараюсь ему объяснить, как всё было на самом деле. На что она мне устало улыбнулась и сказала, что, скорее всего, ей нужно просить у нас прощение за внезапное вторжение её бывшего мужа. Я и подумать тогда не мог, при нашей первой встрече, что она настолько хорошо знает этого человека, когда я называл его кличку. А по поводу нашей завтрашней встречи, хозяйка решительно наказала мне никуда не ходить – она сама с ним поговорит и всё уладит. В ответ мне оставалось только, как говорят, пожать плечами и, простившись удалиться из помещения, прихватив своего излишне инициативного напарника. Если бы не его неуёмная активность, то мы бы сейчас благополучно дрыхли бы в кабине своего уютного «КАМАЗа» и «в ус не дули».

                ч.11

   Решительный наказ нашей феи, лично у меня, вызвал саркастическую улыбку – вполне очевидно, что завтрашняя встреча с бригадиром состоится гораздо раньше, чем мы это себе можем представить. Наверняка, он сейчас, по горячим следам, собирает по телефону оперативную «гостеприимную» группу для оказания нам особенных «почестей». По этому поводу, принимаю решение не сидеть, сложа руки, а действовать, чтобы удовлетворить привычку сражаться до последнего патрона.
 
   Ночь встретила нас прохладой и освежила разгорячённые эмоциями мозги. В сознании, мысль застучала ритмично и чётко. При выходе из подъезда, внимательно осматриваю двор. Удостоверившись, что никого нет поблизости, выходим на улицу и идём по направлению к автомобильной стоянке. Во время ходьбы несколько раз оборачиваюсь, чтобы проверить отсутствие незваных «попутчиков». Всё это может быть напрасным «жеманством» потому, что стоянок для большегрузных автомобилей, не так уж и много, в этом небольшом городке, а, посему, нас могут уже спокойно ждать возле нашего грузовичка.  Забыл отметить, что мы попали в период предательских белых ночей. Северный народ привычен к этому явлению природы, а приезжий люд это очень даже напрягает – трудно ложиться спать при «дневном» свете. А залетевшим дальнобойщикам, нелегко прятаться белыми ночными улицами – всюду видимость, как днём, словно в пасмурную погоду.

    Издалека видим, что возле нашего «КАМАЗа» никого нет, садимся в кабину, прокачиваем воздух в тормозной системе, осторожно выезжаем со стоянки и едем ночными улицами к выезду из города. Хвоста за нами нет, но что толку – в этот город ведёт одна единственная дорога и других нет. Это значит, что даже, если мы понесёмся на всех «парах» по шоссе, то далеко уехать нам не дадут – любая легковушка догонит фуру или нам будет устроена «тёплая» встреча за посёлком, в районе «безопасной» рыночной грунтовой площадки, которую нетрудно будет «браткам» организовать по телефону, тут и гнаться нет нужды.

                ч.12

    Приходится опять применять нестандартный подход к отступательному манёвру. В очередной раз, нас выручила привычка изучать окружающую обстановку при въезде в каждый населённый пункт назначения. Вчера я заметил на окраине города  один примечательный тупичок. Сейчас, для возможных преследователей, он будет незаметен потому, что обычная логика испуганной добычи – убежать, как можно дальше. А посему, нас будут стремиться догнать на трассе, и никому в голову не придёт, что мы, в момент опасности, остались в городе. Невидимость тупичку обеспечит автомобильный знак «кирпич», гласящий о том, что на эту короткую асфальтированную дорожку въезд запрещён. Даже, если какой-то смышлёный «браток» кинет свой пристальный взгляд в этом направлении, то он увидит, хорошо просматриваемую небольшую пустую асфальтированную площадку для разворота перед воротами АТП (автотранспортного предприятия). И всё! Только тут есть одно «но» -  мой напарник должен опять показать своё водительское искусство. Ему нужно заехать на площадку, развернуться и задним ходом глубоко загнать между берёзками нашу громоздкую фуру. С этим сложным заданием мой напарник справился блестяще. Высший водительский пилотаж был проявлен в кратчайшие минуты. Машина была припаркована так искусно, что её кабину, прикрытую ветвями, можно было увидеть только с самой площадки, а со стороны дороги всё выглядело абсолютно целинно. Для соблюдения приличия, мы подошли в КПП АТП.

                ч.13

   Тут мы попросили у сторожа разрешения постоять некоторое время в тени деревьев. Узнав, что мы скрываемся от «братков», он заверил, что разрешит стоять здесь сколько угодно и передаст нас следующей смене. Дед оказался бывшим дальнобойщиком, сейчас он на пенсии подрабатывает, но дух водительского братства в этом заведении в почёте. Поэтому мы спокойно можем обращаться, в любое время, за кипятком, а при желании и душ принять в бытовых помещениях. Подумалось тогда, где-то мы это всё недавно слышали. В довершении ко всему, на КПП есть стационарный служебный телефон, по которому, в случае необходимости, можно и милицию вызвать для подкрепления. Просто, полный северный пансион какой-то получился! А ещё говорят, что «дорогу осилит идущий», оказывается, что возможны исключения из любого правила, и иногда дорогу может осилить только временно уклонившийся от неё.

                ч.14

  Воспользовавшись служебным телефоном на КПП, я в полдень позвонил нашей фее. Чтобы узнать, как обстоят дела с нашим злым ночным гостем, и когда мне можно будет забрать деньги за груз. Фея ответила, что с бригадиром она говорила и сказала ему, что запретила мне с ним встречаться потому, что нет никакого серьёзного повода для этого. Вроде она его сумела убедить, но мне в городе, на всякий случай, пока не нужно появляться, пока он не выпустит полностью свой ревнивый «пар». Ещё бы. Получается, что «барыги» безнаказанно залезли в постель к жене блатного, и здесь совершенно неважно бывшая она или настоящая – тут дело принципа. Он, кстати, в разговоре спросил её, куда мы делись. Это может означать, что по горячим следам нас могли искать, чтобы прописать среди топких болот под двумя неприметными холмиками, ан не выгорело у них это дело – ты, поди, сыщи ушлых, да бывалых. Тут отдельное огромное спасибо нашим ангелам хранителям, за то, что надоумили правильно мозгами воспользоваться, да смекалку походную проявить. Не сказал, где мы находимся я и нашей фее, мне показалось, что так будет спокойнее нам всем. С деньгами вышла заминка – их пока нет в наличии, и мне придётся несколько дней подождать, пока их соберут в нужном количестве. Очень «мило», но опять выбора нет. Хотя это отличный повод основательно отдохнуть после дальней дороги и отоспаться, практически на свежем воздухе. Как-то в родном «КАМАЗе», после всех наших недавних похождений, оно уютнее показалось.

   За эти два дня мы успели познакомиться с местной водительской братией. Были тут и, временно прибывшие для ремонта, два экипажа дальнобойщиков из Белоруссии и Украины. В конце рабочей недели местные водители пригласили нас всех в свою сауну. Оказалось, что мы вовремя к ним приехали потому, что раньше сауна работала чаще, а сейчас только один раз в неделю. Мы отлично попарились всей шофёрской гурьбой. И тут, в разговоре, всплыл один странный международный факт. Оказывается, что руководство АТП объясняет редкий график работы сауны тем, что украинские шахтёры делают нерегулярные поставки угля для этой котельной.  На что, удивлённый украинский экипаж ответил, что им дома, в их родном АТП, начальство говорит тоже самое, только с точностью до наоборот. У них котельная на газе и тоже не каждый день сейчас сауна стала работать потому, что российские поставщики плохо газом снабжают!? Вот те на!? Выходит, что простых людей умышленно стравливают такими недостойными методами, сея межнациональную рознь. Разговор в сауне с глазу на глаз, это тебе не брехливый телевизор смотреть. И та и другая сторона была совершенно искренне удивлена услышанным. Хотя возможно, есть и более простая причина «дефицита» энергоносителей – сумятица и «неразбериха» 90-х годов. В мутной воде «перемен» нечистоплотные деляги ловили всё подряд и запихивали своими загребущими руками в свои бездонные карманы. Очевидно, что и руководство АТП решило не упустить «счастливый» шанс «порыбачить».

                ч.15

    Два дня вынужденного пребывания, в тени берёзовой рощицы, превратились в настоящий уикенд. Практически, день и ночь мы проводили на свежем воздухе. На борту нашего «КАМАЗа» был небольшой мешок картошки, несколько консервных банок тушёнки и сардин. Остались и небольшие запасы сала. Чай, сахар, кофе тоже были в нашем походном «баре». Поэтому деньги мы тратили только на хлеб и сигареты для моего напарника. Такой лесной пансион дал моему водителю возможность вдоволь насладиться вкусом костровой пищи и чайка, щедро приправленных ароматом дымка от берёзовых поленьев. Пришёл час, и я пешком мотнулся в город за деньгами. Получив полный расчёт, мы тронулись в путь-дорожку. Благополучно проскочили рыночную площадку посёлка, и забрали всю основную сумму в первом месте разгрузки. Кстати, местным предпринимателям тоже понадобилось время для сбора всей суммы так, что наш берёзовый отдых плавно вписался в логистику нашего маршрута. В пункте попутной загрузки мой водитель нашёл выгодный заказ, и мы отправились домой. Дорога назад обошлась без приключений, и, как водится в походном деле, показалась нам короче. А в архиве памяти осталась приключенческая история о том, как мы «не солоно хлебавши» по чужим постелям шастали. Просто мистика какая-то! Это же надо из всех городских постелей нам попалась именно бандитская! Действительно, мир людей очень тесен. Хорошо то, что хорошо заканчивается.
   







P.S. Это рассказ-настроение, его можно и "отдельной сагой" считать о прошлой удалой жизни. Текст бережно сохранил саму атмосферу того времени. Оно было для нормальных людей жёстким. Мы тогда перестали удивляться простреленным предпринимателям, лежащим днём прямо во дворах наших офисов. Особенно ярко мне запомнился свежий труп на ул. Гоголя. Мы вышли из своего офиса на обед и спокойно прошли мимо этого мужчины, лежащего в луже крови возле своей "девятки". Скотство того времени в том, что и другие прохожие, в этом дворе, шли буднично мимо. Милицию вызвали, но любопытной толпы возле тела  не было…
….Нормальным людям в лихие 90-е годы, как только не приходилось на хлеб зарабатывать. Это очень тяжёлый и рискованный труд.  …..  Чтобы на хлебушек заработать, нужно много пота собственного пролить, а на икорку с маслицем можно, самому не парясь, нанять чужие спинушки гнуться, ловко и в нужное время перепродать чужие акции или захватить/подмять чей-то уже налаженный бизнес. Вот и не знают «успешные» дельцы истинной цены хлеба -  он им в придачу, к «маслу» попадает. ……