Князь Игорь и Святослав

Сергей Купин
Первое летописное упоминание о князе Игоре связано со смертью его отца Рюрика.

Автор «Повести временных лет» под 879 годом записал: «Умер Рюрик и, передав княжение своё Олегу, родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот ещё очень мал». Родился он, вероятно, в 875-ом, и Олег долгое время был при малолетнем князе регентом.

Вторично Нестор-летописец упоминает Игоря под 882 годом, рассказывая о взятии Олегом Киева. Здесь он предъявил Игоря киевским князьям Аскольду и Диру:

«Вот он сын Рюрика».

После этого, убив князей, Олег провозгласил:

«Да будет Киев матерью городам русским».

В 903-ем, через 21 год после захвта власти Олегом, Игорь женился на Ольге, которая по одной из версий была псковитянкой, по другой родом из Болгарии.

Народные предания рассказывают о встрече Игоря с будущей супругой, происшедшей на псковской земле, на реке Великой.

«Житие Ольги» повествует, что Игорь сначала принял её за удалого гребца-мужчину и попросил перевезти на противоположный берег. Но потом увидел, что в лодке сидит красивая девушка, а когда обратился к ней с глумливыми словами, она дала ему достойный отпор.

Мужественная и неприступная, Ольга поразила сердце Игоря и он послал к ней Олега передать предложение венчаться. После свадьбы молодые построили «теремной дворец», а место для него выбрала Ольга на киевских горах, подальше княжеского двора. «Позади церкви святой Богородицы» сообщает Нестор-летописец. Фундаменты сооружения, которое отождествляют с дворцом, обнаружены киевским археологом Викентием Хвойкой во второй половине XIX столетия.

Начало самостоятельного правления Игоря летопись относит к 913 году.

После смерти князя Олега некоторые местные племена отказались подчиняться киевскому правящему дому. Эти события показали, насколько непрочно и политически нестабильно молодое киевское государство, нуждавшееся в сильном и жёстком правителе. Первыми вышли из подчинения древляне, отказавшись платить дань князю. Игорь долго не решался начать активные действия против непокорных племён.

Властная Ольга потребовала от мужа немедленно выступить против «спесивых полещуков». Об этой первой возглавленной Игорем военной кампании рассказывает Нестор: «И затворились от Игоря древляне по смерти Олега… Пошёл Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой». Но это был недальновидный и неразумный поступок, и его трагические последствия сказались через много лет.
Примеру древлян последовали уличи, вышедшие из-под киевского протектората.
Трёхлетнее противостояние закончилось тем, что они оставили Среднее Поднепровье и ушли в междуречье Днестра и Южного Буга.

Нестабильное положение государства осложнялось приближением кочевых племён печенегов. Впервые они появились у южных границ Руси в 915 году. Понимая опасность военных действий с племенами, Игорь заключил мирное соглашение, после чего печенеги отошли к Дунаю. Однако уже в 930 году соглашение было нарушено.

Какая из сторон первой нарушила мирные условия – не знаем. Исходя из византийских источников, можно заключить, что в обострении русско-печенежских отношений повинна византийская дипломатия. Вот что писал византийский император Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», являвшемся поучением сыну и наследнику Роману II (959-963): «Знай, что пачинакиты (печенеги) стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Росию, нанося ей значительный вред».

Опасаясь усиления Киевской Руси, Византия постоянно подстрекала печенегов на военные конфликты с Русью. В Киеве не сразу разгадали коварство императорского двора, и вплоть до 30-х годов X столетия русско-византийские отношения оставались стабильными. Но потом двойная игра византийской дипломатии была раскрыта, между сторонами произошёл разрыв.

В 941 году Игорь предпринял первый поход на Византию, избрав для нападения благоприятный момент, когда греческий флот ушёл воевать с арабами в Средиземное море, а лучшие армии находились во Фракии, Македонии и Малой Азии.

Лишь спустя несколько месяцев, в сентябре 941 года, подоспевшие с востока греческие войска атаковали русов. В морском сражении возле входа в Боспорскую гавань русский флот был разбит. Нестор пишет, что греки встретили их «в ладьях с огнём и стали трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись». Оставшиеся в живых русы возвратились домой и ещё долго рассказывали о том, похожем на молнию, «греческом огне». Греки держали в тайне секрет этого смертоносного оружия, которое они впервые применили ещё в 678 году. Это были бронзовые трубы-сифоны, через которые под давлением выбрасывалась смесь нефти, смолы и серы.

Русская земля - X век

Далее встречаем замечательное выражение — Русская земля, которое попадается здесь в первый раз: знак большей твердости в отношениях к стране, теснейшей связи с нею. (Соловьёв Сергей Михайлович. История России с древнейших времён)

РАЗГРОМ ХАЗАРИИ РУССКИМ КНЯЗЕМ ИГОРЕМ

Поражение русских дружин, бросавшее тень на княжеский род, не охладило Игоря, и уже в 943 году он стал готовиться к походу на Каспій.

Походи русів на Каспійське море треба розглядати в контексті протистояння Хозарського каганату з мусульманськими державами на узбережжі Каспійського моря.
Адже саме Хозарський каганат контролював річкові шляхи, що вели до Каспійського моря, — шлях по Дону контролювала фортеця Саркел, а по Волзі — столиця каганату Ітиль.

Саме в Ітилі існувала біржа, яку разом з Хазарією пізніше розбив син Ігоря Святослав.

 У вересні 943 року він проводить великий похід на Каспійське море. Союзниками русичів виступили алани (черкеси) та лезгини. Як описав азербайджанський поет Нізамі, русичі, діставшись берегом до Дербента, завантажились на кораблі і з моря увійшли в гирло ріки Кури. Рікою їхня флотилія досягла середини Албанії (території нинішнього Карабаху).

Розбивши війська, князь Ігор зайняв столицю Карабаху — велике і багате місто Бердау і в ньому розмістив свою ставку. За короткий час він фактично опанував всю країну. Через півроку епідемія дизентерії у війську, викликана надмірним вживанням субтропічних фруктів, примусила таки його повернутися на Русь. З багатою здобиччю Русь, як свідчить літопис, «попливла назад, і ніхто не смів перейти їй дорогу».

К весне 944-го новая рать, в составе которой были дружины от всех племенных княжеств, а также союзные Киеву варяги и печенеги, двинулась на Дунай.
 
«Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев – и нанял печенегов – и пошёл на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя».

Вести о приближающейся опасности достигли Константинополя и греки не решились вторично искушать судьбу. Навстречу русским дружинам было послано императорское посольство с предложением перемирия:

«Не ходи, но возьми дань, которую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани». Игорь созвал свою дружину на совет. Летописец в таких словах передает мысли дружинников: «Если так говорит царь, то чего нам ещё нужно, – не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто – кому одолеть: нам ли, им ли?»
Было решено пойти на мир.

Вскоре после возвращения русской рати в Киев прибыли послы византийского императора Романа I. Это была большая победа русской дипломатии, приближавшая Русь к равноправным отношениям с великой империей, поскольку первая посольская встреча по поводу выработки нового мирного договора проходила не как обычно в Константинополе, а в русской столице.

После подписания договора, состоявшегося уже в Константинополе, огромный караван из русского и византийского посольства направился на Русь. Как сообщает летописец, Игорь, его бояре и дружинники в присутствии византийского посольства скрепили договор клятвой на холме у языческого капища Перуна. По традиции к его ногам русы сложили своё оружие, щиты, золото. Другая часть Игоревой знати, исповедовавшая христианскую веру, принесла присягу в церкви Ильи на Подоле.
Текст договора был составлен на двух языках. В нём были подтверждены основные положения русско-византийских договоров 907 и 911 годов, подписанных князем Олегом, хотя некоторые статьи ограничивали права русичей. Русь и Византия взяли на себя равные обязательства посылать друг другу военную помощь в случае военных действий одной из сторон. По своей сути договор 944 года был равноправным соглашением о мире, дружбе и военном сотрудничестве между двумя странами.

В 944 году Игорь осуществил также поход в Закавказье. Однако дальнейшему продвижению дружины на Восток помешала эпидемия, вынудившая начать отступление. С богатой добычей они вернулись домой.

Частые военные походы опустошали государственную казну. Возместить потери князь рассчитывал, увеличив дань с подвластных племен, которая собиралась путём периодического объезда страны (так называемое полюдье). Именно тогда, как сообщает летописец, «стал он замышлять поход на древлян, желая взять с них ещё больше дани». Вероятно, Игорю без особого труда удалось удвоить норму полюдья, которое взималось с древлян. На следующий год по инициативе своей дружины Игорь снова пошёл в древлянскую землю за данью и «прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними (древлянами) мужи его».

С мехами, мёдом, воском и другим добром Игорь в сопровождении вооружённых всадников возвращался в Киев. Однако собранного ему вновь показалось мало, и он решил возвратиться. Обратился к своим дружинникам со словами: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». Этот последний вояж Игоря закончился для него трагически. По свидетельству летописи, «древляне же, услышав, что (Игорь) идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьёт его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря». Согласно византийским источникам, древляне жестоко расправились с Игорем: привязали его между двумя деревьями и разорвали на части.

Эта драма явилась переломной вехой в развитии древнерусской государственности. После жестокой расправы над древлянами, вдова князя Игоря – Ольга, унаследовав власть в Киеве, установила порядок сбора дани, регламентировав его размер и сроки сбора, что было закреплено законодательно. А имя князя Игоря заняло своё место среди государственных деятелей Древней Руси периода становления её государственности.

РАЗГРОМ КНЯЗЕМ СВЯТОСЛАВОМ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории».

По словам академика Б. А. Рыбакова: «Походы Святослава 965—968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».

3 июля – ДЕНЬ РАЗГРОМА КНЯЗЕМ СВЯТОСЛАВОМ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Сокрушительный разгром Хазарии, ставшей раковой опухолью на земле, переоценить просто невозможно! Не будь этой великой победы, история нашей цивилизации пошла бы совсем другим, более драматическим путём...

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым «вещий Олег» собирается «отмстить неразумным хазарам». В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утверждённом списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными («Иду на вы!» и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Пока мы, руськие, славяне живы, мы должны помнить и славить Великие Победы наших предков.

3 июля 965 года дружина князя русов Святослава одержала убедительную победу над войском Хазарского каганата, порабощённого иудеями и превращённого в гнездо паразитизма на планете.

Святослав, князь киевский, — сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством (до ее смерти в 969 году), поскольку князь все время проводил в военных походах.

В 964—66 годах (в 22 года) Святослав предпринял первый самостоятельный крупный поход: освобождение вятичей от власти хазар и подчинение их Киеву. Затем последовали походы на Волгу и Северный Кавказ, разгром Хазарского каганата.

Столица Каганата – город Итиль – была взята войском Святослава и разрушена до основания. Затем были взяты и разрушены ключевые крепости иудейской Хазарии, составлявшие основу её паразитической власти.

1. Начало похода. Сражение у Итиля

Хазарский каганат (650 - 969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесён князем Святославом, сыном Игоря.

В 964 г. князь Святослав "идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: "Кому дань даете?" Они же реша: "Козаром по щьлягу от рода даем".

В 965 г. "идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сътупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и БелуВежю взя. И ясы победи и косогы".

Это все, что в русских летописях говорится о войне князя Святослава с хазарским каганатом.

Молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал поход против хазар летом 964 г. Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии - города Итиль.

Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы.
Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада.

Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Хазарский Каганат – паразитическое государство, которое жило исключительно за счёт работорговли, ростовщичества и контроля над торговыми путями, так называемым «великим шелковым путём»

Столица Хазарии располагалась на огромном острове (19 км в ширину), который образовывали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга. В городе стояли каменная синагога и дворец царя, богатые деревянные дома рахдонитов. Была и каменная мечеть, ведь с мусульманами там обращались вежливо.
 Воины Святослава отрезали все пути из Итиля. Но его жители наверняка знали о приближении русских, и большая часть хазар-аборигенов убежала в дельту Волги. Волжская дельта была естественной крепостью: в лабиринте протоков мог разобраться только местный житель. Летом невероятные тучи комаров, появлявшихся с закатом солнца, победили бы любое войско. Зимой же Волгу сковывал лед, и дельта становилась недоступной ладьям. Острова дельты были покрыты бэровскими буграми - огромными холмами высотой с четырехэтажный дом. Эти бугры и дали убежище настоящим хазарам.

В ином положении оказалось еврейское население.

Изучать волжские протоки еврейским купцам и их родственникам смысла не было: евреи  для того и создавали свою монополию внешней торговли и ростовщичества, чтобы жить в комфорте искусственного ландшафта - города. Евреи были чужды коренному населению - хазарам, которых они эксплуатировали. Естественно, что хазары своих правителей, мягко говоря, недолюбливали и спасать их не собирались.
В осажденном городе евреям бежать было некуда, потому они вышли сражаться со Святославом и были разбиты наголову. Уцелевшие бежали к Тереку и спрятались в Дагестане.

2. Взятие Семендера

После взятия Итиля Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазарских евреев - Семендер. В городе и окрестностях было четыре тысячи виноградников. (Ныне это пространство между станицами Червленной и Гребенской) Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь.

3. Взятие Саркела

Уже по дороге домой Святослав взял еще одну хазарскую крепость - Саркел, находившуюся около нынешней станицы Цимлянской. Саркел был построен византийцами в период их короткой дружбы с Хазарией, и создал его грек - архитектор Петрона. В Саркеле Святослав встретил гарнизон, состоявший из наемных кочевников. Князь одержал победу, разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Саркела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.

В результате похода 964-965 гг. Святослав исключил из сферы влияния хазар Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но не все военно-политические задачи были решены. На Кубани, в северном Крыму, в Тьмутаракани иудеи под именем хазар по-прежнему удерживало свои главенствующие позиции и сохраняло финансовое влияние. Однако основным достижением похода, бесспорно, явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость.

Хазарский каганат был сокрушён Святославом.

Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племён. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Между тем, такие выдающиеся отечественные историки как Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилёв и М.И. Артамонов не раз указывали на то, что эта поистине грандиозная победа стоит в ряду наиболее значимых событий русской и мировой истории. И это неудивительно, ведь хазарские евреи были не только первым серьёзным врагом нашего тогда совсем молодого государства, но и в лице правящей иудейской верхушки фактически подчинили своему влиянию средневековую Европу (прежде всего, в финансовом отношении).

Результаты же похода Святослава против паразитарного каганата были совершенно исключительны:
- пути на Восток были расчищены,
- Крым стал русским,
- целый ряд сателлитов Хазарии перестали быть для Руси враждебным заслоном,
- освободились от иудейского гнёта и ряд европейских государств.

Историческая роль в превращении Хазарии в мощное, хотя и совершенно паразитарное государство принадлежит евреям.

Иудейские общины издавна жили в этом регионе, а со второй половины VIII века сюда начали интенсивно мигрировать еврейские выходцы из Византии и Ирана.

Иудеи быстро заняли в Хазарии руководящее положение, расселяясь исключительно в городах (тогда как большинство аборигенов было, разумеется, кочевниками). При этом никакого обращения хазар в свою веру за редким исключением евреи, как последовательные прозелиты, не допускали.

Гумилёв отмечает: «Иудаизм – это культ народа, "избранного Яхве", и потому редкие новообращённые считались "проказой Израиля". Иудаизм приняла лишь верхушка хазарской знати…»

В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну.

Положение кагана вряд ли можно назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее.

В ущемлённом положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии – по иудейской терминологии «гои», «недочеловеки».

Религиозный фанатизм еврейской верхушки был настолько силён, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное. Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в Крыму.

Бек Песах напал на Русь, «пошёл на Хельгу» (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников.

Вынужденный союз русов с хазарами обошёлся первым очень дорого – в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Историческая роль разгрома паразитарного государства принадлежит князю Святославу Игоревичу (964-972 гг.) – бесспорно, одному из величайших полководцев Древней Руси.

Эпическое «Сказание о мести» описывает князя, как доблестного, мужественного и мудрого рыцаря. Ещё мальчиком он снискал уважение своей дружины. Воеводы почтительно говорят о нем:

«Кънязь уже почал. Потягнем, дружинно, по кънязи!».

Военная деятельность Святослава при своём небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: «Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом…»

«И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя», – лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались.

Гибель иудейской общины Итиля ДАЛА СВОБОДУ ХАЗАРАМ И ВСЕМ ОКРЕСТНЫМ НАРОДАМ
ВСЕ ПАРТИИ, ОПИРАВШИЕСЯ НА ПОДДЕРЖКУ АГРЕССИВНОГО ИУДАИЗМА, УТРАТИЛИ ОПОРУ

- Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам,

- халиф Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями,

а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.