Грех и покаяние. Белоруссия. Легенда. Сказка!!

Олег Данкир
      
      Эту сказку или легенду, каждый раз я эту историю то так, то эдак понимаю, я услышал от двух своих сотоварищей по какому-то бизнесу, сейчас уж и не помню.
      Один был поляк, Бернардом себя называл, другой был белорус, Богданом звался. И вот пошёл у нас разговор о том, что больше русских сказок никто в мире не придумал. Начали они мне рассказывать разные истории, я им тоже, домой добрался пешком, метро уже не ехало.
      Однако теперь, когда я стал к сказкам относиться серьёзно, мне припомнилась одна история, которую оба мне сказывали, один польский вариант, другой белорусский, но оба по русски. Как смог я ниже изложил этот сумбур письменно.
==========================

      Жили были пан с панёнкой.
      Как-то пан ехал через лес и заблудился. Вот он долго блудил по лесу и тут как раз повстречался ему чёрт. Стал просить пан чёрта, чтобы тот указал ему дорогу.
      Тот черт сказал ему:
      — Дай мне обещание на письме, что на двенадцатом году отдашь мне то, чего дома не знаешь.
      Ну пан подумал, что всё он знает в своём дому и во дворе, в сараях, и даже на селе, и дал чёрту расписку письменную, как он просил. Думал, что тем самым он перехитрил старого чёрта. Да не тут-то было.
      Приехал пан домой, чёрт вывел его из лесу, а оказалось, что пан проблудил в лесу чуть ли не год. За это время его жена родила сына.
      Пан этот схватился за голову, что он должен был оказывается своего сына отдать чёрту на двенадцатом году жизни. А известно где черти кучкуются, в аду конечно, значит и сын туда же попадёт.
      Как пришло время, сын и говорит:
      — Что же делать отец, пойду я в ад, чтобы чёрт отдал мне отцову расписку.
      Взял он воды освящённой, взял и Евангелие. Приходит ко дверям ада и начинает той освящённой водой святить дверь адову.
      Тут как раз выходит чёрт и пытает сына панского:
      — Кто тут такой?
      Он и говорит:
      — Я пришёл за тоей распиской, что ты взял у моего батьки.
      Посоветовался чёрт со своей чёртовой братией и решил отдать расписку, ну его с его святыми делами, для Ада сын этот всё одно не подходит. Тут для грешников место, а не для святых.
      Пошёл сын пана домой, и шёл он как раз через лес, а в том лесу стоит домик, а в нем жил разбойник.
      Заходит сsн панский в дом, здоровкается. И тут разбойник пытает его:
      — Где ты был, мальчонка?
      Тот ему и говорит:
      — В аду был.
      Тогда разбойник и говорит мальчику:
      — Коли ты знаешь туда и оттуда дорогу, то вернись сызнова в ад, спроси там, что мне будет, за то, что что я целый век всё людей режу.
      Сын пана стал с разбойником спорить и говорит:
      — А вот не пойду я в ад!
      — Как это так пойдёшь? Я тогда всех людей твоих побью и тебя забью, коли не пойдёшь.
      Что делать, делать нечего, пошёл сын пана в ад снова. Приходят ко дверям адовым и спрашивает у чертей, что же этому разбойнику будет, за то, что он людей режет? Черти сказали ему:
      — А вот как он людей режет, так и его резать в аду будут.
      Вернулся мальчик назад, приходит к дому разбойника и рассказывает ему, что с ним будет в Аду:
      — Как ты людей резал, так и тебя резать будут!
      Задумался разбойник и видя, что мальчик стоит с Евангелием, решил у него прямо тут исповедоваться.
      Мальчик и говорит:
      — Я ведь не священник ещё, чтобы тебя исповедовать.
      Снова начал ругаться разбойник:
      — Коли ты не станешь меня святостью Божией пеленать, то я тебя сейчас зарежу!
      Что делать с этим вредным разбойником, хоть мальчик не обучен в исповедовании был, но, как мог, начал исповедовать разбойника сего.
      Разбойник попросил, чтобы сын пана ему епитимью дал на всепрощенье.
      Тогда мальчик пошёл с ним в лес, там нашёл самую сухую яблоню и сказал:
      — Вот чтобы ты получил епитимью Божию, носи из колодца у твоего дома воду во рту своём, да на коленях иди, с тем и поливай сию яблоню, вплоть до того времени, пока она не оживёт и на ней не станут расти яблоки. Сколько ты душ загубил, пусть столько там и вырастет яблок.
      Сказал мальчик сии слова, оставил разбойника и пошёл своею дорогой домой к отцу с матерью.
      Пришёл мальчик домой, увидел пан, что сын его, панёнок, сильно разумен стал после своего путешествия в Ад, и отдал его пан в учение. Мальчик выучился, потом выслужился и посвятился в священники.
      Вот как-то едет сын злополучного пана домой через тот самый лес, где был разбойник, и слышит по запаху, что яблоками с лесу пахнет. Стал он искать яблоню, что источает столь приятный и необычный для этого леса запах. Через некоторое время сын пана нашёл ту самую яблоню, которую мальчик указал поливать водою разбойнику для получения епитимьи.
      Обошёл сын пана вокруг тоей яблони и нашёл там умершего от непомерной работы разбойника. Не хватило у него сил отслужить на епитимью, столько грехов за ним числилось.
      Взял сын пана тело бедного разбойника, увёз с собой и тайно схоронил под церковью. И только мальчик этот знает, что там на Небе случилось с тем разбойником. Он частенько по святошным своим делам наведывался в Чёртову канцелярию.
++++++++++++++++++++++++++