2 Моя жизнь в пустыньке под Елгавой

Галина Ларская
Продолжение

1970 год

11 августа. Я живу в пустыньке под Елгавой. Настоятель архимандрит Таврион Батозский.

«Надо так любить Бога, чтобы просить страданий за Него», - сказал батюшка. Это мне не по силам. Я слаба, труслива, до такой любви я не дожила ещё.

12 августа. На службе смотрю на батюшку и вижу, как он тихо вздыхает, хотя бодро руководит нами. Он очень устаёт.

13 августа. Душа забывает Господа, когда Он долго не приходит и не касается души моей. Когда же Он возвращается, душа тотчас вспоминает Его и узнаёт. Вместе с Его появлением ко мне приходит смирение, благодарность и удивление. Но в душе действуют два духа — где-то глубоко сидит Змей Горыныч.

14 августа. Батюшка на службе попросил меня почитать акафист святому Пантелеймону. Сначала мне было трудно его читать, потом пришла помощь свыше.

15 августа. Батюшка сказал: «Нам некогда думать. Непрестанно молитесь!».

16 августа. Батюшка говорит мне: «Живи в страхе Божием. Терпи. Живи тихо, смиренно, просто. Меньше говори».

17 августа. Батюшка в проповеди сказал: «Подчиняться воле Божией, в искушениях терпеть. Во всех обстоятельствах вспоминать Слово Божие и жить по Нему».

18 августа. Я ищу Бога тихого и кроткого. Мне не по себе громкое церковное пение и пышные службы. В пустыньке из-за постоянной работы и общежития у меня мало минут, когда я одна.

19 августа. Кажется мне, что у меня монашеский склад души — Бог и я. Сейчас я почти мертва для мира, почти бесстрастна.

20 августа. День моего отъезда. Мало виделась с батюшкой. Он подарил мне на прощанье три иконы, большую просфору, напоил чаем и компотом у себя в келье, перекрестил на дорогу.

1976 год.

11 июля. Батюшка говорил нам на проповеди, что мы часто ходим в храм, исповедуемся, причащаемся и — не меняемся, потому что не просим у Бога помощи, не молимся Ему.

Если Бог не исполняет наших просьб, то Он наш должник, и то, что мы у Него просим, хранится у Него. Он думает: «Когда же мне отдать им то, что они просят?».

12 июля. «Вы приехали в пустыньку для святости. Вы должны воспитывать в себе святость словом Божиим», - сказал батюшка.

Мы так должны проникнуться словом Божиим, чтобы ребёнок во чреве матери исполнялся бы Духом Святым. «Нас не было ещё, но мы уже были в Слове Божием».

13 июля. Батюшка говорит, что Господь любит нас, называет нас детьми Божьими. «Господь Сердцеведец, Он знает каждого из нас. Если вы будете читать слово Божие, это разъяснит сложные жизненные вопросы, поможет человеку найти себя. Человек увидит, каков он есть и в чём его призвание. Есть три пути: священство, монашество, супружество». А как же одинокие люди, живущие без семьи, вроде меня?

14 июля. Отец Таврион — великий человек. Он сказал: «Надо молиться с юности, тогда всё будет хорошо. Тогда у человека чистое представление о себе. Мы священники и цари. Миропомазание при крещении делает нас царями. Вы ученики Христовы. Проповедуйте Евангелие и исцеляйте. Почему вы этого не делаете?»

15 июля. «Бог знает, какое бремя мы несём, и что с нами будет», - сказал батюшка.

16 июля. «Наше причащение способствует благу мира, избавляет его от тления. Что вы спрашиваете о правилах, о постах? Думайте о том, что Бог возлюбил вас. У вас есть два оружия — слово Божие и молитва. Кто имеет любовь и желание — причащайтесь. Наше причащение — послушание Богу, потому что Он сказал: «Сие творите в Моё воспоминание».

17 июля. «Перед причащением испытывайте себя. А как испытывать себя? Как это делал мытарь: «Боже, милостив буди мне грешному». Далее — блудный сын и разбойник на кресте. С такими чувствами надо идти к причащению. Причащайтесь каждый день, но без слёз — не причащайтесь»

18 июля. «Вам нравится быть в греховности, в бестолковости». Кто-то говорит батюшке: «У меня молитвенник украли». Он отвечает: «И слава Богу! Будет кто-то за тебя молиться Богу… Горячей молитвой мы должны восполнять холодность и расслабленность других».

19 июля. «Причастившись — углубитесь в себя. Господь пришёл в сердце — просите Его…. «Что ты хочешь, дорогой мой?», - говорит Бог. «Господи, страсти меня мучают». «Я всё для тебя сделаю, только останься верен любви Моей к тебе».

20 июля. Батюшка рассказывает о том, что происходит в нас: «Вот постигла беда, и мы уже сходим с ума». Он говорил о том, что надо выполнять послушание, которое тебе поручено, а не кидаться к другому делу, иначе получаются неприятности и неразбериха. Если в сердце нет молитвы и слова Божия, то его наполняют бесы.

Наша молитва и наше причащение освящают всех людей. «Не надо быть жестокими, будьте милосердны». 

21 июля. «Не надо воспитывать детей, а надо им показывать пример… Хотите быть здоровыми — причащайтесь. Хотите, чтобы у вас всё было благополучно — причащайтесь. Хотите, чтобы вашим близким было хорошо — причащайтесь. Хотите, чтобы вашим усопшим было хорошо — причащайтесь. Причащение избавляет мир от гнили».

1977 год.

7 июня.  Я приехала в пустыньку со своими друзьями — Никитой Любимовым, Толей, Валерией.

Батюшка слабеет. Канон вместо него читал чтец. «Вы хотите быть живыми могилами», - говорит отец Таврион. Он сказал, что будут страшные времена, вера гаснет, число верующих уменьшается, неверующие будут радоваться.

9 июня. Я узнала от Никиты, что надо собрать деньги для одного больного человека по имени Георгий. Я посоветовала своим друзьям, прежде чем собирать деньги, сходить к батюшке, чтобы он благословил их. Они меня послушались. Батюшка дал им денег для Георгия — каждому по 25 рублей. Они пришли ко мне и показали деньги. Я сказала: «А теперь пойдите и отдайте 50 рублей Георгию». Они передали деньги Георгию.

Отец Таврион сказал Никите и Толе: «На все вопросы ответы в Евангелии… Вы знаете больше того, что надо знать».

Прощаясь со мной, батюшка подарил мне икону Спасителя, Который стучится в дверь. Это была моя последняя встреча с ним на земле.

В 1984 году я приезжала в пустыньку, чтобы помолиться на могиле батюшки. Его присутствие, его любовь я сильно ощутила около его могилы. Он жив, он с нами.  Богу нашему слава!


Дополнение:

Протоиерей Владимир Волгин вспоминал: "Я несколько раз приезжал в Спасо-Преображенскую пустынь под Ригой, где отец Таврион был духовником в женской обители. Конечно, каждый старец обладает какими-то своими свойствами, да? В душе, в характере. Отец Таврион был невероятный труженик. Он собственными руками воздвигал кельи, дома, не гнушался никакой работой. В своё время и он просидел в тюрьмах и лагерях. Это был человек огненный, человек, растворяющийся в любви.

    Отец Таврион был ежедневным совершителем Божественной литургии. Он по нескольку раз за службу выходил к народу с проповедью. Обычно он закрывал глаза и начинал её словами: «Чада мои! Какую любовь нам Господь явил!» Затем говорил краткое слово, преисполненное любви. Обычно в этих проповедях раскрывался его дар прозорливости, потому что каждый, кто стоял в храме, слышал ответ на свой вопрос.

    Знаю то, что он болел тяжело, у него был рак. Знаю, что он отказался от операции и мужественно переносил боли (которые каждый болящий этой болезнью испытывает), с благодарностью к Богу и таким образом подготовил себя к отшествию из сего мира.

    Таким мне запомнился отец Таврион. Он был жертвенным человеком. Всегда, когда мы от него уезжали, он выносил деньги нам «на дорожку». Эти деньги поддерживали нас еще и по возвращении домой. Отец Таврион был человеком божественной любви, которая распространяется на весь мир, как по слову Христа: "Солнце светит и над добрыми, и над злыми".

Викопедия Таврион Батозский