Снаряд- Долина забвения

Владимир Архипов 4
  День выдался неудачным. Отправленные в свободный поиск Василий и Альберт прошатались по новгородским лесам уже более половины дня, но ничего интересного не нашли. Подошло время сделать перерыв на обед. Они развели костёр, разогрели выданный им сухпай и вскипятили котелок с чаем.
Затем Альберт отошёл от костра. Не возвращался довольно долго,  Василий стал уже беспокоиться и поглядывать по сторонам в поисках товарища. Вон возвращается. Согнулся. Тащит что-то тяжёлое.

- Ты чего там нашёл? –окликнул товарища Василий.
Альберт подошёл. В руках у него был артиллерийский снаряд от  противотанковый сорока пятимиллиметровой  пушки 53-К. 
-Вот снаряд нашёл, неразорвавшийся- ответил, наконец Альберт и осторожно положил находку недалеко от догорающего костра.

   Помимо костей погибших солдат поисковики собирали оставшиеся оружие- мины от миномётов, ружья, гранаты,  лимонки, снаряды и несли их в лагерь. Там оружие скапливалось в специальном огороженном месте, а потом его сапёры вывозили на полигон и подрывали. Но не тащить же такой тяжёлый снаряд в такую даль!
-Взорвём ? –предложил Альберт.
 Будь они заняты раскопками, вряд ли пришла бы в голову такая идея. Но отсутствие занятости, как известно, порочно.
Василий помолчал, подумал.
-А, была не была –наконец, сказал он.

  Место было удобное, глухое. В десятке метров от костра находился полузасыпанный окопчик с бруствером. Есть где спрятаться. Они приготовили сухого валежника, положили в костёр снаряд и засыпали его дровами.
Ждать пришлось долго, пока разгорелся костёр и снаряд нагревался. Они высовывали голову время от времени, ожидая когда же рванёт. Наконец лес сотряс взрыв.     Снаряд, выпущенный из пушки почти пятьдесят лет назад, наконец, разорвался. Выполнил своё предназначение, достиг уготованной ему цели.
  На головы поисковиков посыпались, будто срезанные острым лезвием тонкие берёзовые ветки. Ветки потолще и стволы берёз выстояли с застрявшими в их плоти острыми осколками разорвавшегося металла.
  Уши слегка заложило. Василий и Альберт встали и пошли посмотреть место разрыва снаряда. Костра не было и в помине. На его месте зияла небольшая воронка.
-Нормально так, можно костры тушить-пошутил Василий. Они быстро собрались и поскорее покинули место взрыва.
  Навстречу им уже бежали обеспокоенные поисковики.
-Ребята, вы взрыв слышали? Где? Что это там рвануло?-спросил на ходу один из встречных.
-Слышали, вон там –ответил Василий и показал в сторону отличную от  места взрыва.

   Вечером в лагере только и разговоров было, что о происшедшем взрыве.
После ужина командиры отрядов собрались как обычно в общей палатке, чтобы отчитаться об итогах дня и получить распределение на поиски на следующий день. 
- И ещё раз, призываю всех к максимальной осторожности-сказал в заключение руководитель Вахты памяти от комсомола.
- Я так думаю, что это сделали «чёрные» копатели. В виде предупреждения нам, чтобы не совались глубоко. Но мы всё равно продолжим свою работу. Только, всё же держитесь вместе, не упускайте никого из виду во время поиска-
    «Чёрными» копателями называли неорганизованные группы поисковиков, приезжавших в долину в поисках оружия и сохранившихся остатков различных военных акксессуаров. Особенно ценились немецкие пряжки от ремней с выбитой надписью «Gott mit uns» («С нами бог»), ну и конечно, ордена и медали. Василий много слышал о них, но встречать как-то не приходилось. Встретились однажды местные, обвешанные лимонками. Но никому они не угрожали и не прятались. И также собирали кости солдат. Ну а всякие вещи попутно находимые –кому же они не интересны! И поисковикам тоже. Интересно же, как люди жили в то время. Находили они и кошельки с сохранившимися монетками, и эмалированные кружки-точно такие и сейчас выпускают, и  фляжки с котелками. Однажды на дне вычерпанной воронки нашли стеклянную (!) фляжку с заткнутой пробкой. Внутри фляжки находилась какая-то прозрачная жидкость. Спирт!?
  Поисковики открыли пробку, понюхали. Из фляжки пахнуло гнилой, застоявшейся водой.
Василий, присутствовавший на собрании, очень удивился  предположению комсомольского руководителя о предупреждении со стороны «чёрных». Самое простое и правдоподобное было предположить, что снаряд взорвал кто-то из поисковиков. А поди же ты! Какая красивая версия-они нам угрожают, а мы-герои всё равно продолжим своё правое дело. Они и мы, красные и белые, советские солдаты и фашисты, хорошие и плохие парни. Чёрно-белое мышление. Долго ещё мы будем страдать от этого. Кто не снами, тот против нас. Он вспомнил рассказываемую в этих местах байку  о том, как немецкий и русский повара брали воду из одной воронки для готовки обедов. А потом начальство узнало об этом (неизвестным осталось –нацистское или советское) и решительно пресекло эту контакты.  Да и не важно, какое начальство. Эти двое разве не являются они доказательством того, что война-  не естественное и не обыденное для человека дело. И не надо ставить знак равенства между войной и жизнью.