Тайна сокровищ хана Кучума

Борис Углицких
Тайна сокровищ хана Кучума

Признаемся себе честно: ну, просто до неприличия поверхностно мы знаем свою отечественную историю. То, что пережили наши предки в прошлом или позапрошлом столетии – это мы ещё худо-бедно, используя школьные познания, пытаемся осмыслить и понять. А вот, что было до этого, для большинства из нас – тайна за семью печатями. Ну, вот взять, к примеру, кто-нибудь возьмётся объяснить: каким это  образом Россия приросла такими гигантскими территориями, как Сибирь и Дальний Восток? Да что там – Сибирь… в совсем уж вроде бы неблизкой нам Америке наши сородичи деловито обживали тамошние северные территории.
… И всё таки лично для меня странно другое. Что значит – обживали? Кто туда наших сородичей посылал? Зачем они нам эти глухие места были в те времена нужны? Как нам удавалось туда заселяться, не вызывая неприязненных конфликтов с местным коренным населением?
А ещё осталось много загадок, связанных с судьбой этого коренного населения. Как народности Сибирских территорий сохранились до наших дней? Сколько их осталось? И, наконец, куда подевались несметные золотые сокровища, которыми, судя по многочисленным документальным письменным источникам, владели их властители?


1. Сибирское ханство Кучума

В учебной и популярной исторической литературе все сведения о Сибирском ханстве ограничиваются обычно периодом правления хана Кучума. Все русско-сибирские контакты действительно начинают попадать в фокус внимания историков с 50-х годов XVI века, или именно с начала появления во главе Сибирского ханства Кучума.
Поскольку этот хан находился у власти более 40 лет, до ликвидации Сибирского ханства и его присоединения к России, то получалось, что кроме него иных ханов и иной истории у Сибирского ханства не было. А история этого этнического образования на самом деле уходит корнями в более далекие времена. В начале первого тысячелетия н.э. на территорию Западной Сибири пришли степные кочевники – угры, которые, смешавшись с местными племенами, дали жизнь новым сибирским народностям - ханты, манси, ненцам, селькупам.   
В VI-IX веках происходит смешение сибирских племен с новыми пришельцами - алтайскими и центрально-казахстанскими тюрками. В XIII веке сформировавшиеся культурно-этнические группы опять изменяются, на этот раз под влиянием тюрков-кипчаков, вытесненных из степей татаро-монголами, а затем и под влиянием самих татаро-монголов, лавиной прокатившихся по Южной Сибири, частично там и осевших. Так к XV веку формируется новая этническая группа - тюркоязычные татары Западной Сибири, чаще называемые сибирскими татарами.
Образовавшееся в ХIV веке татарское государственное объединение и стало Сибирским ханством, связанным с Золотой Ордой вассальской зависимостью. Его территория простиралась фактически на всю Западную Сибирь от восточных склонов Уральского хребта до рек Надыма и Пима. В его состав входили обширные бассейны Иртыша.
Но надо отметить, что при всей огромности территории население ханства составляло в XVI веке всего около 30,5 тысяч человек.
В 1563 году  пришедший к власти Кучум решил, что в силу дальности расстояния до Москвы и невозможности контроля он может позволить себе прекратить платить дань, которую до этого начал было платить его предшественник  русскому царю Ивану IV. Чтобы это было совершенно ясно, он убил московского посла, приехавшего с напоминанием о своевременном сборе дани. Более того, Кучум стал преследовать манси и хантов, продолжавших дань платить.
А, окончательно утвердившись на ханском троне, Кучум стал досаждать набегами захвативших Пермскую землю в собственность уральских купцов Строгановых, которые вынуждены были нанять для охраны своих владений казаков. С того момента и появляется первое упоминание имени предводителя тех казаков – Ермака.


2. Российский Робин Гуд – Ермак

 На Волге Ермак появился где-то в середине 70-х годов ХVI века. В те времена великая русская река являлась главной торговой магистралью, ведущей из Центральной Руси на юго-восток, в Среднюю Азию, Персию и на Кавказ. Вниз по Волге сплавляли на судах русские меха, английские и фландрские разноцветные сукна, оловянную посуду, кожу. Из Персии везли шелка, роскошные ковры, специи и красители.
Здесь, на волжских просторах и развернул свою бурную деятельность Ермак. Летописи тех лет, весьма скупые при оценке личных достоинств казацких атаманов, говорят о Ермаке, как о человеке, обладавшем недюжинной физической силой, природным умом, способностями организатора, железной волей и большим даром убеждения. Они же утверждают, что «он грабил только богатых, наделяя сим богатством бедных… не умерщвлял и не ранил ни одного человека, разве что, защищая самого себя». Согласно летописям он был «роста среднего, широкоплеч, лицо узкое с темной бородой и с густыми слегка вьющимися волосами, глаза серые, весьма подвижен и скор в движениях». В те, описываемые летописями времена, ему было 35 – 40 лет.
Почти вся нижняя и средняя Волга от Астрахани до Казани находилась под контролем Ермака. Царь Иван IV, перечисляя в одной из грамот «вины» Ермака и его казаков, гневно указывал, что они побили на Волге ногайских послов, чем осложнили отношения с Ногайской ордой, грабили и побивали русских купцов. Да и царскую казну  не гнушались «шарпать».
Чтобы покончить с казаками, царь отправил на Волгу большое войско под командованием воеводы И. Мурашкина, который получил указ повсюду, где возможно, хватать «воров», пытать их и вешать.
Ермак, имевший по всей Волге свои «глаза и уши», счел за благо укрыться от преследователей.  Вот тут-то  к нему очень своевременно в стан и прибыли послы от купцов Строгановых.


3. Ратная  служба казацкой вольницы

…Строгановы встретили казаков «с честию и даяху им дары многи и брашны и питии изобилно их наслаждаху». Давно не гуляла так шумно и беззаботно казацкая вольница! Однако купцы свое дело знали. На казаков возложили защиту пермских вотчин от набегов враждебных соседей, но при этом никакой платы, кроме хлеба, казакам не полагалось. Они должны были добывать себе на пропитание тем  же способом, каким  добывали его на Волг: им дозволялось совершать походы в «любых направлениях и добывать саблей мягкую рухлядь и продовольствие у хантов, манси и башкир».
И надо сказать, казаки добросовестно взялись исполнять такую «лихую» службу. Осенью 1580 года казаки провели крупный поход на север Урала в область, заселенную манси. Летучие отряды Ермака на лыжах доходили до мансийских поселений на восточном склоне Уральских гор. «За Уралом вогуличей воевали и обогатели,- замечает летописец. – А хлебом все ж кормились от Максима Строганова».
Сибирский хан  Кучум, уставший, по-видимому, от давления беспокойного казачества на границы своих владений, спровоцировал хантыйские и мансийские племена на военное выступление против русских владений на Каме. Летом 1581 года пелымский князек Бегбелий Агтаков, собрав до 700 человек манси и хантов, неожиданно («безвестно», «украдом») появился у стен Строгановских поселений. Бегбелий «брал в полон» мужчин, женщин и детей, а непокорных убивал на месте. Вот где Ермак со своим войском оказался кстати. Несмотря на численное превосходство, Бегбелий был разбит, а сам раненым взят в плен. Казаки отбили награбленное добро, в свою очередь забрав в плен много манси и хантов.
Вероятно, успешная кампания против Бегбелия подала мысль Ермаку о возможности сокрушить Сибирское ханство. Строгановы же его всячески в этих намерениях поддерживали: становилось все опаснее держать такую своевольную рать в своих владениях.
Сибирские летописи дают разные сведения о численности дружины Ермака, но чаще всего называют 540 человек.
…На минуточку. Получается, что эти-то вот полтысячи вольных казаков безо всякого напутствия  российского цари-батюшки, как говорится, на свой страх и риск, и пошли завоёвывать Великую Сибирь?  Получается, что Ермак, отважившись воевать с многотысячным ханством Кучума, и начал то великое дело по освоению Сибири, какое потом довели до логического конца русские цари?
Разные цели вели людей Ермака в Сибирь. Одних соблазняли сибирские пушные богатства, других влекли авнтюризм и вольная жизнь.  Грабеж мирных племен, попадавшихся на пути следования  дружины, не противоречил представлениям казаков о справедливости и не считался преступлением.
Первый серьезный бой Ермак принял у Епанчин-городка (ныне г.Туринск). Разбив наголову  мансийское войско,  дружина вошла в городок, разграбила его и сожгла. Историки, обеливая Ермака, обычно обходят молчанием подобные «негуманные» факты. Но, как говорится, что было – то было…
Уже к началу августа  дружина Ермака подошла к городку Чимги-тура (ныне  г.Тюмень) и без особого труда завладела им. Жестокость оправдала себя: Прибрежные селения сдавались без боя, казаки долго не встречали никакого сопротивления.
Получив известие о Ермаке, Кучум и его окружение потеряли покой. В ханскую столицу Искер стекались князьки, мурзы и уланы со своими ополченцами. Люди рыли глубокие рвы, кузнецы ковали сабли, копья  и наконечники для стрел. Какими войсками располагал хан, историки не знают. Но в любом случае его войско имело многократный численный перевес над дружиной Ермака. Первый бой с воинами Кучума Ермак  принял  близ устья реки Тавды. В лице племянника хана Маметкула, который стоял во главе татарского войска, Ермак нашел достойного противника. Однако казаки оказались удачливее: татары,  не выдержав напора, побежали и были разбиты. Заняв в конце сентября 1582 года  Карачинский улус, Ермак стал готовиться к решающей схватке с Кучумом. 
Появление казачьей флотилии на Иртыше не было неожиданностью для татар. Казаков ждали с часу на час. Чувашский мыс, укрепленный снизу засеками, а сверху земляным валом с бойницами, угрюмо и грозно смотрел на плывущую дружину. Первая ночь на берегу Иртыша была тревожной. Опасаясь нападения, казаки не сомкнули глаз. С чувашского мыса ветер доносил чужую речь: воинственные возгласы татар перемежались молитвами. У казаков стали сдавать нервы: «Можно ли одному биться против 10,20 и даже против 30 воинов?». И сами себе отвечали: «Это верная смерть».
Но бой состоялся. Напрасно хан и его муллы призывали на помощь аллаха. Казаки разгромили основные силы врага и осадили Искер. А еще через несколько дней уже без боя вошли в оставленный татарами город.
По законам Востока, свергнувший хана сам становился ханом. На этом основании бывшие вассалы Кучума потянулись в Искер с изъявлением покорности новому владыке. Уже на четвертый день после занятия ханской столицы к Ермаку явился хантыйский князь Бояр со своей свитой. Слух о добром приеме распространился по всем улусам. К Ермаку с приношениями потянулись многочисленные делегации со всей Сибири.
 Три года продолжался поход Ермака. Три года человек с репутацией «вора» и «разбойника» правил огромной территорией, превосходящей по размерам  территории многих европейских стран.  В 1585 году  коварный Кучум все же подстерег Ермака и, воспользовавшись малочисленностью охраны, перебил остатки казачьей дружины. Сам Ермак утонул в Иртыше. Ханство Кучума было восстановлено.


4. Окончательное завоевание Сибири

К этому времени умер Иван IV, а новый царь – Федор I еще не знал о гибели Ермака и бегстве своих воевод из Сибири. Не получая никаких известий из Сибири, Борис Годунов, управлявший фактически  государственными делами, принял решение послать в ханство Кучума нового воеводу и новый военный отряд.
Но теперь тактика скоропалительных военных походов была изменена на тактику последовательного строительства на реках крепостей и оставления в них постоянных гарнизонов.  Все это вынудило Кучума, фактически вытесненного из наиболее привлекательного района Сибири, откочевать со своими ордами на юг. В августе 1598 г. войско Кучума было разбито наголову отрядами воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, а его семейство захвачено в плен. Сам же хан едва спасся и позднее был убит в Ногайских степях.
Эта последняя битва русских войск с отрядами хана Кучума, которой завершилось ведшееся в течение двух десятилетий завоевание Сибирского ханства, не носила никакого эпического, грандиозного характера и даже не имела сколь-нибудь значительных военных масштабов В ней с русской стороны участвовало 404 человека, а со стороны Кучума - около 500 человек, которые к тому же не имели даже огнестрельного оружия.

5. Кто же он был – поверженный хан Сибири?


А вот теперь давайте и зададимся этим вопросом: а кто же он был – хан Кучум, поверженный правитель Сибири? На эту тему существует немало учёных статей, из которых ясно одно: он был человеком целеустремлённым, властолюбивым (и, кстати, женолюбивым), с сильным и волевым характером.
Родился Кучум предположительно в 1510 –1520 годах на Северном побережье Аральского моря, в улусе Алты аул. По своему происхождению он являлся, скорее всего, этническим каракалпаком.
В 1563 году, в отмщение за смерть деда, Кучум убил сибирского хана Едигера  и занял город Кашлык, который впоследствии переименовал в Искер, став владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу.  Будучи правоверным мусульманином, Кучум многое сделал для распространения ислама в Сибири. Жители, которые не хотели добровольно по закону магометанскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые упорно сопротивлявшиеся были казнены. Введение новой веры сопровождалось многочисленными мятежами населения.
Кучум со временем значительно расширил границы своего правления.  Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племен, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.
… По свидетельству отдельных историков, после окончательного разгрома ханского воинства, воевода Воейков, руководствуясь указаниями Бориса Годунова, через посредников предложил Кучуму перейти на царскую службу. На что получил категорический отказ.
Он еще 3 года скитался с остатками отряда в Ишимской степи, пока его не убили обиженные однажды им калмыки.

6. Золото Кучума

А теперь давайте вспомним о разгроме ханских войск при взятии Ермаком столицы Сибирского ханства – Искера. Кучум, зная о многократном численном превосходстве своего воинства, был так самонадеян, что даже и мысли не допускал о поражении.
Когда Искер пал, ратники Ермака первым же делом бросились искать золото, которого, по сведениям местных жителей, было «что звёзд на небе». Но их ждало разочарование: основная часть сокровищ куда-то бесследно исчезла.
 …  Уже четыреста с лишним  лет бродят легенды о подземном хранилище, надёжно   хранящем тайну золотого клада. Местные жители тех мест упорно поддерживают слухи, будто на городище Искера видели загадочный провал, в котором Кучум и укрыл свои сокровища.
По другим преданиям, которые исходят от старых татар, золото Кучума сокрыто  в окрестностях Тобольска в нескольких старых городищах. Будто бы есть некий остров Золотой Рог, находящийся в недоступном месте среди топких непроходимых болот. Путь преграждают поваленные деревья, поросшие мхом. И на этом острове есть подземный ход, ведущий глубоко под землю. «Это такая выложенная кирпичом труба, - пишет на одном из сайтов, посвященных этой теме один из приверженцев легенды о золоте Кучама (имя его я не афиширую по известным причинам), - И некоторые смельчаки пробирались туда и видели этот ход. Если кинуть туда камень, то звук от падения слышен через довольно длительное время (сколько-то секунд), настолько глубоко. Пытались даже спуститься, но там оказался сильно разреженный воздух. А может быть выходят подземные газы? Но еще говорят, что настоящий вход в подземный замок с сокровищами где-то немного подальше, в нескольких десятках метров. Там должна быть потайная железная дверь. Но она надежно замаскирована. Будто бы какие-то мужики из деревни Худяковой были на этом острове и даже откопали какой то деревянный сундук, но он тут же от старости развалился и оказался совершенно пустым. И вдруг неожиданно возник человек во всем черном. Мужики перепугались и пустились наутек. А возможно все это байка.
На Золотом Роге побывал журналист из Тюмени Александр Черняев. Его проводником был житель деревни Ахманай, что километрах в 20 от острова. Дело было зимой, пошли на лыжах. Посреди болота стоял холм, довольно крутой. Они раскопали снег в определенном месте, увидели кирпичную трубу. Кирпичи в два раза больше обычных и на каждом клеймо с изображением птицы, похожей на орла. Поднялась метель и Черняев ничего не сфотографировал, но в газете написал какую-то статью. Позднее, уже летом, он организовал целую экспедицию на Золотой Рог. Опять тот же проводник довел их. С трудом пробрались через завалы, но как, ни искали трубу три дня, так и не нашли. А, вернувшись в Тюмень, Черняев узнал, что проводник водил их совсем на другой остров, похожий на Золотой Рог. Поиски были прекращены».


7. Послесловие

Казалось бы в истории о судьбе Кучума практически всё всем ясно. Но нет-нет и возникают вдруг информационные вбросы. Вот что опубликовала однажды на своих страницах одна уважаемая тюменская газета: «… Интересную историю рассказал один рабочий топографической партии. Он, оказавшись в той же деревне Худяково, разговорился со стариком о Ермаке, о Кучуме. «Вот ведь неизвестно доподлинно где же могила Кучума? Как он умер? История об этом умалчивает», -  спросил этот топограф старика.  «Ничего ваша история не знает! - сказал старик - Мы старые люди знаем, но не скажем никому. Передаем эту тайну из поколения в поколение. Потому как клятва была дана».
А что же говорит история? Кучум после бегства из Искера стал кочевником. Он подался на юг в Ишимскую степь…. И всё это время Кучум  постоянно вертелся вокруг Искера. Может быть, надеялся добыть припрятанные когда-то сокровища? Только в 1598 году уже престарелого Кучума разгромили окончательно. Это произошло у речки Ирмени, притока Оби. Многие воины полегли или утонули в Оби. А сам Кучум бесследно изчез. Один летописец говорит, что он бежал в казахскую орду «безо всякого живота». Где-то пишут, что утонул в той последней битве. В летописи Ремезова, что его убили ногайцы. Может быть, все эти слухи распускали татары чтобы скрыть правду?».

… На месте бывшей столицы сибирского ханства – теперь лишь руины, буйно поросшие травой и кустарником. Их нынешнее название – Городище Искер.