Михаил Казиник

Людмила Дементьева
Михаил Казиник – один из самых эрудированных людей нашего времени. Родился он 13 ноября1951г. в Сант – Петербурге. В 1953г. семья переезжает в Витебск. Мальчик рано начал читать. В 3,5 года он уже читал детям сказки. Воспитатели могли оставить группу  на Мишу, и он читал детям сказки Пушкина. Любил Миша читать и «Муху – цокотуху». Сначала читал текст по книге, а во второй раз рассказывал её наизусть.

Музыкальным руководителем в детском саду была бабушка Саши Рыбака. Она – то и посоветовала родителям учить мальчика музыке. Для себя он решил, что будет учиться игре на скрипке. Родители были расстроены – они мечтали научить его игре на фортепиано. Но сын был непреклонен: он сказал, что слышал  Интродукцию Ойстраха и будет  играть только на скрипке. Преподаватели успокоили взволнованных родителей, объяснив, что изучение музыкальных инструментов идёт по классам: 1 класс – скрипка, второй – скрипка и фортепиано.

С 1958г. Миша учится в Витебской музыкальной школе по классу скрипки, с 1968г. продолжает обучение в музыкальном училище.  В 1970г. он поступает в Белорусскую Государственную консерваторию в Минске, которую закончил в 1975г. по классу профессора М.М. Гольдштейна. Удивительна требовательность его к себе и своему мастерству: параллельно он берёт уроки в Петербургской консерватории у профессора М.И.Ваймана, участвует в региональных и Международных конкурсах.

Лекторскую деятельность, так поразившую меня с первых же слов Казиника, он начал с 15 лет. Его стали приглашать  города – Витебск, Минск, Петербург, Прибалтика, регионы Восточной и Западной Европы и США.  С 1975 – 1990г.г. выступления стали проводиться в форме регулярных лекций. – концертов в  17 городах Советского Союза.  Какую задачу ставит перед собой Михаил Казиник? – «Моя задача духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, испорченный приёмник. Я его ремонтирую».

Думаю, мы согласимся с мнением Казиника:»Беда человечества в том, что мы недостойны собственной культуры». Как проводит он свои встречи со слушателями? – Обязательно при свете!  Он должен видеть  их глаза. А каждый свой концерт заканчивает словами : » Я обнимаю Вас музыкой!»  Какого результата достигает великий музыкант – просветитель? В результате его работы «слушатель из ранга любителя музыки  переходит в ранг «гения восприятия классической музыки».

С 1991г. Михаил Казиник  резидент Швеции,  где его называют «Апостолом Культуры».  Живёт он в Швеции. Казиник – главный эксперт по Нобелевскому концерту. Он предлагает свои учебные программы, в которых все предметы преподаются через восприятие классической музыки. На радио «Серебряный дождь» идёт цикл «Тайные знаки культуры», по  телевидению цикл передач «Свободный полёт». В своих рассказах Михаил Казиник демонстрирует феноменальные знания. Они живут в душе его. Посмотрите и послушайте, как он ведёт концерт «Звёзды нового столетия»! А помните, как он мечтал учиться только скрипке? Шведы считают, что скрипке надо учить лет с десяти а Казиник считает, что надо учить раньше, пока ребёнок  не чувствует, что это сложно. А когда почувствует – будет поздно: он уже играет! Высочайший знаток музыки и литературы, творчества награждён почётными  степенями:

1960 – Первая  премия на конкурсе молодых исполнителей в Витебске.
1970 –первая Премия на международном конкурсе Министерства культуры Белоруссии, посвященного  200- летию со дня рождения Бетховена.
1986 – Всесоюзное музыкальное общество под председательством Ирины Архиповой присваивает  Казинику звание  Музыковед Высшей Категории.
2012 – Звание Почётного члена Европейской Славянской Академии Литературы и Искусства Болгарии.
2010 –Вице –президент МАПП – Международной Ассоциации писателей и публицистов.
2012 – Почётный Доктор рижской Международной Высшей Школы Экономики.

Дорогие друзья!  Отныне мы можем искать материалы о творческом пути Михаила Казиника,  находить  афиши с его выступлениями и приблизить мечту: «Вот какими мы должны обладать знаниями и чувствованиями музыки.