Смысл жизни

Герда Грау
      — В таком возрасте — и ни о чем не думать!
      Ольга бросила стопку тетрадей на учительский стол и обвела взглядом притихший класс.
      — Ну неужели никому из вас не показалось интересным пофантазировать, порассуждать? — горестно спросила она учеников.
      Те ответили ей хмурыми и даже в какой-то степени недоуменными взглядами, один попробовал даже демонстративно сползти под парту. Сползающего она нарочно окликнула:
      — Семенов, встань! Не хочешь письменно, давай рассуждать устно, вместе со мной, прямо на уроке. Вот ты человек, так?
      Семенов в мятой футболке кивнул, неохотно поднимаясь. Волосы у него стояли торчком, а в ухе болталась серьга.
      — Ну, так, — привычно согласился он.
      — Зачем ты живешь?
      Семенов поморщился, запустил руку в голову, вытащил ее и начал разглядывать ногти.
      — Перестань чесать голову, я спрашиваю, зачем ты на свет появился, как по-твоему? В чем ты видишь смысл своей жизни? — Ольга добавила в голос строгости, чтобы выглядеть серьезной, а не просто расстроенной. — Ты же смотришь все эти свои фильмы с супергероями, не поверю, что ты о себе ни разу не задумался. Вот давай, поделись с нами своими мыслями.
      — Э, — Семенов переступил с ноги на ногу. — Я живу… точнее, я родился…
      — Ну? — подбодрила его Ольга.
      — Чтобы ипотеку погасить, — выпалил Семенов.
      Класс заржал.
      — Не смешно, Семенов, — с жалостью произнесла Ольга. — Какую еще ипотеку?
      — Родительскую, — снисходительно ответил Семенов. — Я второй ребенок, за меня материнский капитал дали.
      — И я тоже второй, — кривляясь, крикнул с задней парты Горобчук. — Человек-ипотека, тадам-тудум! Нас тут много таких.
      Семенов обернулся к нему и «дал пять», после чего сел на место, не дожидаясь разрешения. Ольга растерялась.
      — Антон, — она обернулась к отличнику Беленькому. — А ты что скажешь?
      Антон солидно поднялся, пожал плечами и поправил очки.
      — У меня мать человека сбила, — сказал он.
      — Господи, как, когда? — испугалась Ольга.
      — Давно еще, — успокоил ее Антон, — меня на свете не было. Не насмерть.
      — Тогда зачем ты меня пугаешь? — рассердилась она. — Зачем сейчас про это говоришь, я же тебя о другом спрашивала.
      — Так я и отвечаю, — возразил Антон. — Вы же спросили, зачем родился. Родили, чтобы она отсрочку приговора до моего совершеннолетия получила.
      — Я же… Мы же не об этом.
      — А о чем? — искренне удивился Антон. — О смысле жизни ведь?
      Он с осуждением покачал головой и сел.
      — Леся, — Ольга положила руку на плечо веснушчатой девочке. — С мальчиками трудно, давай с тобой попробуем поговорить. Зачем ты живешь?
      Девочка покраснела так, что веснушки утонули в румянце.
      — У меня сестра-инвалид, — еле слышно прошептала она.
      — И ты живешь, чтобы ей помогать? — торопливо продолжила ее мысль Ольга. — Это хорошая, светлая цель, помогать слабым.
      — Я донор костного мозга, — поправила ее Леся.
      — А меня для бабушки родили, — пискнул маленький Артем.
      — Меня потому что часики тикали! — подала презрительный голос красивая Юля. — Матери полтос стукнул.
      — А меня, чтобы папаша из семьи не ушел к любовнице! — гаркнул Пахом. — Так что насчет смысла жизни у нас порядок, Ольга Юрьевна. Имеется!
      Ольга опустила руки и как-то по-новому взглянула на сидевших в классе. Воспользовавшись тишиной, те достали телефоны и смотрели в экраны с отсутствующими лицами. Ольга не стала делать им замечания, попросила посидеть тихо и вышла в коридор, чтобы уткнуться лбом в холодное стекло.