Поклонники

Георгий Ананьев
                Поклонники (стар. рус. – паломники).

  Я давно собирался написать об этой поездке. Поводов было много. Во-первых, это была первая моя поездка с прихожанами в статусе приходского священника. Во-вторых, это было настоящее приключение! Вдевятером на девятиместном автобусе без кондиционера и солнцезащитной тонировки на окнах, без нормальной навигации (наш водитель ехал туда в первый раз), да ещё и в июльскую жару (для справки: на юге Европы июль – один из самых жарких месяцев), да ещё и на расстояние почти в 3000 км в одну сторону! Но событий за эти десять дней было так много, что впечатления и эмоции от поездки улеглись и сформировались в стройные ряды гораздо позднее, чем остыл двигатель нашего «боливара». Осознание того, что написать всё-таки придётся, преследовало меня на протяжении нескольких лет. Уже далеко позади остались Корфу, Грузия, Кипр, но время и силы описать то, что было впервые и сразу так ярко, нашлись только сейчас.

 Нашей целью был Бари -  город в Апулии, на юге Италии, где почивают под спудом мощи одного из самых почитаемых в мире святых – святителя Николая чудотворца. В этом городе, немаленьком даже по русским масштабам, кроме всего прочего есть и подворье Русской Православной Церкви с двумя храмами и гостиницей для паломников. Подворье красивое и ухоженное, в самом центре современного города, было построено ещё до Октябрьской революции. Советская власть от его содержания отказалась, что привело комплекс зданий подворья и, некогда восхитительный, сад в плачевное состояние. Совсем недавно местные власти вернули его законным владельцам  - Русской Церкви. Теперь здесь оазис чистоты, свежести и благолепия. По праву это место горожане считают  одним из великолепнейших украшений своего замечательного города! 

 Но, всё по порядку. Выехав из Клайпеды рано утром, на обед мы остановились уже где-то в Польше. Просто увидели на обочине яркую рекламу некоего придорожного кафе: «Наши пироги – наилепшие!».   Пироги, так пироги. Долго выясняли у официантки какого размера пироги у них, да с какой начинкой. Официантка растерянно раздвигала пальцы на руке, пытаясь изобразить размер их «пирогов». Оказалось, что придётся немного подождать – готовых пирогов у них не было. Что делать, - самые голодные уселись ждать. Остальные, не выдержав давления со стороны цен в меню, возмущённо потянулись на улицу. Каково же было наше изумление и даже радость, когда «пироги», наконец подали. Пресловутыми пирогами оказались самые обычные русские вареники! Сколь неожиданно это было, столь и приятно. Вареники всё же лучше усваиваются в нашем, «стремящемся к бесконечности» возрасте.
 
 Первое испытание паломника нас ждало километрах в пятидесяти от вышеописанной точки общепита. Одна из женщин-паломниц, так и не решившаяся вкусить польских «пирогов», вдруг обнаружила, что забыла в том кафе на спинке стула свой старый, но горячо любимый плащ. В резкой, почти ультимативной, форме водителю было объявлено, что мы должны развернуться и вернуться за плащом. Автобус зашумел. Некоторые были против возвращения, другие, сжалившись над бедной женщиной, наоборот её поддержали. Короче, последнее слово было за мной. Признаюсь, мне не хотелось возвращаться, более того, внутри себя я был оскорблён и внутренне  осудил рассеянность этого человека. Но, что поделаешь, я – священник,  группа наша – паломническая и надо было держать «марку». Мы вернулись.

 Вторым испытанием стал наш водитель. Человек неплохой, но большинство из нас не было готово к тому, чтобы каждые пятнадцать минут останавливаться на «перекур». Да ещё и двигаться с «черепашьей» скоростью, преодолевая расстояние, на которое мы так простодушно согласились. Ехать со скоростью более девяноста километров в час наш «кормчий» категорически отказывался, ссылаясь на преклонный возраст своего авто. В результате, в первый день нашего турне, пределов Панства мы так и не покинули. Остановились на ночёвку в гостеприимном придорожном мотеле в Ченстохове. Отужинав и помолившись ко чудотворному образу Божией Матери Ченстоховской, мы благополучно окончили первый день нашего пути с надеждой на, более интересный и близкий к нашей цели, день второй.

 Второй день оправдал наши ожидания на неожиданности и незабываемые приключения. Нам предстояло за этот день пересечь сразу несколько европейских государств. Точнее три из них: Чехию, Австрию и Словению. В Словении мы задумали сделать остановку на второй ночлег. Используя мобильную связь, заранее забронировали номера в недорогом мотеле в горах, недалеко от границы с Италией. Но нашим планам не суждено было сбыться. Как говорится, человек предполагает, а  Бог располагает. Господь всё расположил таким образом, что нам не удалось на всём пути минуть ни одного города. Навигация наша была настроена таким образом, что мы точно въезжали в центр любого города, отмеченного на пути. Затем, перенастроив прибор, на другой населённый пункт, мы разворачивались и, часто повторяя, какое-то время, предыдущий путь, двигались навстречу следующим впечатлениям.

 Северная и Южная Моравии, в Чехии, порадовали видом маленьких и спокойных городков с великолепными храмами, где проповедовали некогда святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Где-то здесь жила и правила известная чешская святая – княжна Людмила. Австрия запомнилась виноградниками и лозой с наливающимися гроздьями вдоль дорог и тротуаров – дань чистой эстетике. Это просто красиво и, действительно, необычно! По крайней мере, для нас. Закончились плодороднейшие австрийские долины неожиданно – горами. Это были Альпы. Горы взяли нас под свой контроль ещё в Австрии и не отпускали уже в Словении и в северной Италии. Альпы – очень знаменитый горный массив и очень красивый! Красоту этой дороги передать словами невозможно. По крайней мере, у меня эпитетов точно не хватит. Первое наше общее фото мы сделали именно здесь. На фоне заходящего солнца в этих прекрасных и зелёных горах.

 Но, вместе с заходящим солнцем, улетучивалось и то драгоценное светлое время суток, что мы могли бы потратить на успешный поиск места нашего ночлега. Навигатор уверенно вёл нас вглубь Словенских Альп через многочисленные горные деревушки. Уже изрядно стемнело, а мотеля мы не могли найти. При этом наш электронный проводник утверждал, что мы уже совсем недалеко. Каких-то семь или восемь километров – и мы у цели. Но тут случилось непредвиденное. Узкая, в одну полосу, асфальтированная дорога, проходящая в густом лесу, приобрела вдруг такой угрожающий угол подъёма, что наш «микрюкас», в полном бессилии, остановился. Даже в салоне завоняло горящим сцеплением. Водитель, в панике выскочив из машины, заголосил, что дальше не поедет, так как не хочет «угробить» в этих горах свой авто «со всеми вытекающими». Было понятно, что этот подъём нам не осилить. Мы все вылезли наружу, на дорогу. Темень, «хоть глаз выколи». Только уханье филинов и дальний вой не то собаки, не то волка. Стало немного жутковато и, вместе с тем, весело! Такого мы не ожидали точно. Заблудиться в лесу, в центре Европы, - звучит смешно, но для нас это стало пугающей реальностью! Решили развернуться и ехать в Италию, а там будь, что будет.

 Дальше было хуже. Началась гроза, сильный ливень не давал никому расслабиться. Мы все превратились в одну большую пару глаз, которая зорко вглядывалась в дорогу для того, чтобы вовремя скомандовать водителю, как правильно держаться нашей дороги. Долго это было или коротко, уже и не вспомнишь. Только остановились мы, окончательно выбившись из сил, на какой-то, едва различимой из-за дождя, бензоколонке. Все, как сидели, каждый на своём месте, так и уснули…

 Очнулся я ото сна первым и, аккуратно, чтобы никого не разбудить, выбрался наружу. То, что я увидел, меня поразило. Я до этого такое видел только в кино. При этом, не в обычном кино, а в вестернах. Огромный, выше человеческого роста, кактус на обочине. Наш микроавтобус, как некое инопланетное тело, на стоянке у маленькой заправки, на крыше которой – огромный муляж ковбойской шляпы. Не хватало только одного  - музыкальной заставки в духе «дикого» Запада! Внутри самого помещения колонки, перебирая какой-то товар на полках, передвигалась высокая женщина в коротких шортах. В воздухе стоял стойкий аромат замечательного кофе. Завидев меня, хозяйка заведения улыбнулась во весь рот и произнесла: «Бонджорно, синьор!». Я понял, что мы в Италии.

 Путь по Италии был особенно впечатлительным. Слева, ниже дороги, бирюза Адриатического моря. Справа, высоко вверху, замки и дворцы из белого мрамора. Кругом цветы и благоухание. Италия по праву гордится лучшими пейзажами в Европе, а может даже и в мире!

 Уже после обеда, на третий день нашей дороги, мы были в Бари. На подворье нас встречали неподдельным восторгом и, почти, аплодисментами. В такую жару у них никто никуда не ездит. Правило сиесты (послеполуденного отдыха) здесь соблюдают неукоснительно. С обеда и до вечера закрываются все заведения и офисы. Народ отсиживается дома или под зонтами на пляжах. Город словно вымирает и, только к вечеру, когда дневной зной уменьшается, некоторые из учреждений (по большей части кафе и рестораны) открываются. Я сказал «некоторые» потому, что, скорее всего, непросто вернуться с пляжа у прохладной (по сравнению с воздухом) воды в душное, нагретое запредельной жарой помещение. Из-за этого, ни на одном заведении в городе, мы не видели табличек с графиком работы. Надо сказать, что и на русских, которые здесь живут очень давно, этот стиль жизни оказал значительное влияние. Настоятель русского подворья, отец Андрей, на мой вопрос, во сколько утром литургия, сам переспросил: – А во сколько вы бы хотели? Впоследствии я понял, что это являлось и частью гостеприимства. Так как мы, в это время, оказались единственными посетителями этого святого места, хозяева просто хотели нам угодить. Вообще, отец Андрей на меня произвёл сильное впечатление. Очень образованный, вдумчивый и молитвенный. Немногословный и аристократичный, я бы сказал. Внимательный и заботливый. К нуждающимся – милосердный. В общем, такой  каким, по моему мнению, и должен быть настоящий пастырь.

 У мощей, в базилике Санта-Никола, летом службы два раза в неделю. Мы из подворья выходили заранее, так как путь был неблизким, где-то около трёх километров. Нагретые за день мраморные тротуары, да и сами здания, за ночь почти не остывали и продолжали щедро делиться теплом в то время, когда солнце ещё только всходило. Зато, когда возвращались со службы обратно, казалось, что нас жгут паяльной лампой – такой нестерпимый жар шёл от небесного светила! Господи помилуй! Мы старались держаться в тени зданий, что помогало только отчасти. Спасали, часто встречавшиеся на пути, фонтанчики и краны с питьевой водой. Говорят, что вода эта – альпийская, очень чистая, то есть, да ещё и пить её можно сколько угодно, и безвозмездно. Приятно и очень кстати при таком климате!

 Вообще, сами итальянцы говорят: Италия – это до Рима, а то, что ниже Рима (чисто географически, конечно) – это уже Африка. Верно подмечено! Достаточно обратить внимание на почву, чтобы понять, что в этой шутке есть значительная доля правды. Те небольшие клочки земли, что не были заложены камнем (как всё вокруг), были кирпично-красного цвета и выглядели совершенно безжизненными. Деревья и цветы росли здесь, по большей части, в кадках. Это наверняка позволяло хозяевам растений экономить воду при поливе. Зелень, по большей части, украшала большие и маленькие балконы многоэтажных зданий. Ночью, на подворье, приходилось спать с открытыми окнами и дверями, чтобы хоть какое-нибудь движение воздуха могло принести нам живительную прохладу. Увы! Всё было тщетно. Ночи проходили в прослушивании громких итальянских пересудов с улицы и в борьбе с назойливыми комарами. Активность местного населения в это время многократно возрастала.

 Неудобства, бытовые и температурные, с лихвой перекрывало наше ежедневное участие  в службах на подворье и в базилике святителя Николая. Там тоже было душно и жарко. Мощные вентиляторы не справлялись со своей задачей из-за большого числа молящихся. Ветру, как говорится, просто негде было разгуляться. Но общий молитвенный настрой и возможность лично каждому приложиться к мраморному престолу, под коим хранятся мощи чудотворца, каждого из нас поддерживала и возвышала. Мы не чувствовали от радости ног под собой и течения времени, не чувствовали жары и духоты, а тем более голода. Несмотря на то, что служба, из-за огромного наплыва паломников, изрядно затягивалась, нам не хотелось отсюда уходить. Так святой Николай являл нам очередное чудо! Мы чувствовали себя подобно апостолам Петру, Иоанну и Иакову, когда те находились на горе Фавор со Спасителем. Нам было там хорошо!

 Яркие моменты подарили нам и кафедральный собор Бари (катедро чентрале ди Бари), где находится чудотворный лик Божией Матери «Одигитрия». Авторство этой иконы приписывают самому Луке – апостолу и евангелисту. Здесь же, в стеклянном саркофаге, нашла свой покой святая Коломба – мученица второго века, а глубоко под землёй мы осмотрели катакомбы древнейшего христианского храма (Iв.) с мозаиками и другими атрибутами нашей христианской культуры.

 На обратном, уже из Бари, пути мы посетили «инопланетный» город Альборобелло, где нужно было навестить мощи святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана. Город этот необычен своей «неземной» архитектурой. Люди здесь живут в, так называемых, «труллях» - выложенных из булыжника остроконечных «вигвамах». Говорят, что очень спасает от жары. Вполне возможно. Для нас же спасением от небывалой жары явилось ежечасное удаление нашей экспедиции на север.

 Мы неуклонно стремились домой. Так получилось, что перед нами, примерно на час, опережая наш транспорт, двигался мощный ураган, который ломал всё на своём пути, буквально вырывал с корнем деревья. Последствия его разрушительной силы мы увидели уже в Польше, во время второй ночёвки, когда съехали с автострады в близлежащий городок. Казалось огромный великан здесь «повеселился», разбрасывая  беседки, скамьи, обломки огромных сосен.  Нам ничего не досталось. Только горячий ужин и отдых в приветливой придорожной гостинице.

 Так милость Божия и заступничество Чудотворца  спасли своих поклонников от возможной гибели. После этой поездки мы поняли одно: настоящее паломничество – это когда долго и трудно! Только так, через испытания и лишения, человек проверяет себя на наличие необходимых для христианина качеств, главное из которых – любовь!
               
Клайпеда-Бари-Клайпеда  (апрель 2018)