Музыкальная школа как карьерный стимул

Анастасия Колесниченко
     В апреле-мае начинается набор в музыкальные школы на будущий учебный год. Туда поступят дети, которые после нескольких лет занятий, может быть, задумаются: «Зачем это мне?» Часто ученики не видят, как музыкалка может помочь им в будущей карьере. Сами старшеклассники рассказали, как она способна — или не способна — построить их профессиональный путь.

Зачем пианино, когда нужен скальпель

Багдан Мухаметянов, 15 лет, г. Уфа
9 лет в музыкальной школе

     Оказалось, пианистам легче поступить в медицинский вуз. Когда Багдан узнал об этом от знакомого из приемной комиссии, он обрадовался: только ради портфолио он участвовал в конкурсах. Знакомый сказал Багдану: пианистов в меде любят, — а чем они лучше гитаристов или, допустим, флейтистов, не сказал, и Багдан так и не узнал эту тайну.
     Другие знакомые говорили Багдану, что вообще музыкантам проще работать врачами благодаря развитой мелкой моторике и хорошему слуху, хотя, зачем в медицине музыкальный слух, Багдану неизвестно. Главное, не зря он тратил столько сил и восемь лет учился играть на пианино.
     Кроме того, что музыка поможет Багдану поступить в вуз и работать хирургом, она лишь успокаивает его душевно. Сейчас других функций у музыки нет.
     Багдан учится в 10-м классе общеобразовательной школы и, по его словам, ничего не видит, кроме ЕГЭ. Он ходит в музыкалку на уроки курая (башкирский/татарский духовой инструмент, вид флейты — прим. ред.), играет в оркестре на фортепиано, хотя официально окончил отделения этих двух инструментов. Еще Багдан учится в классе гитары — но в третий раз окончить музыкалку до поступления в вуз он не успеет.
     Все главные сложности позади: ежедневная игра на инструменте по часу-полтора, подготовка к конкурсам, отвращение к фортепиано и необходимость получить диплом, — и инструментальная нагрузка не превышает профессиональную, нужную для медицины.

Зачем пианино, когда его еле терпишь

Аня, 15 лет, г. Уфа
7 лет в музыкальной школе

     Дедушка настаивает: вдруг Аня еще станет великим музыкантом. Она думает, дедушка надеется зря. Аня хочет стать ветеринаром; это началось с ее детского желания открыть приют для бездомных животных. От сознания, что она находится в музыкалке, ей хочется плакать. Она окончит музыкальную школу и будет заниматься танцами и вокалом: она мечтает об этом с детства.
     Учительница Ани утверждает: фортепиано понадобится в будущем, выпускницы приходят к ней и говорят: «Нас просят сыграть на работе!». Нет, Аня не будет играть на работе, пусть ее даже пригрозят уволить. Попросят спеть – споет непременно, а на фортепиано будет только аккомпанировать себе. И Сарабанду сыграет, если не забудет ее спустя столько лет.
     Сарабанда (старинный испанский танец — прим. ред.) — единственное произведение из Аниного репертуара, которое ей по душе: лирическое, в миноре и на «легато». (Легато — связанно, плавно — прим. ред.) Другие композиции нужно играть торжественно или весело — эти рамки не нравятся Ане, а душевных сил играть что-то еще, что-то другое, нет. К тому же, уже семь лет она играет на нелюбимом инструменте: на отделение фортепиано Аню отдали родители, хотя она хотела играть на скрипке или гитаре.
      В музыкалке у Ани по всем предметам пятерки. Только по специальности она не знает своей оценки, настолько ей все равно. В первой четверти была «пять». Анина учительница не ставит ей тройки (хотя Аня признает: «Надо бы»), говорит, что у нее «давненько таких учеников не было».
     Целую четверть Аня обычно не играет на фортепиано дома, начинает — за две недели до экзамена. Сдает на «отлично». Признает, что это способности и говорит: «Если бы я действительно занималась, у меня бы все получилось».
     Музыкальная школа, как считает Аня, не поможет ей в будущей карьере ветеринара. Музыкалка — скорее, просто способ социализации: у Ани есть подруги, которые поют с ней в хоре, уроки сольфеджио проходят весело из-за шуток добродушной учительницы и ребят, иногда Аня поет под свой аккомпанемент в историях в «Инстаграме».

         От трех аккордов до консерватории
    
Таня Хисматулина, 16 лет, г. Москва
7 лет в музыкальной школе

     Гитаристами были Танин дедушка и какой-то парень из ее двора. Они играли по-уличному, в три аккорда, и мама Тани хотела, чтобы дочка умела так же. Ее отправили в музыкалку.
     Сейчас в музыкальной школе Таня проводит больше времени, чем в общеобразовательной. Она уже решила стать профессиональным музыкантом: выучиться в коллежде на педагога гитары, потом поступить в консерваторию. Если этот замысел не удастся, она станет музыкальным журналистом или критиком.
     Музыкальная школа обеспечивает все условия для будущего, которое Таня выбрала. Ни один урок там ей не кажется лишним: благодаря сольфеджио Таня разобралась в теории музыки, на хоре научилась музыку чувствовать, чисто петь. На ее исполнительстве это сильно отразилось: она стала понимать, о чем играет.
     Несколько раз в год Таня участвует в конкурсах. Недавно она выступала в Доме Музыки. Почти все участники того концерта учатся в музыкальной школе при консерватории. Одна Таня — из простой музыкалки. Она говорит, те дети гениальные и имеют по 16 лауреатских грамот. Среди них Таня чувствует себя «своей».
     За это выступление в Доме Музыки — и за другие — Тане платят стипендию Фонда Спивакова, шесть тысяч в месяц. Эти деньги она копит на новую гитару, тысяч за 60. Старая уже слишком разыгранная.
     Каждый день Таня играет на гитаре по четыре часа. Летом занималась восемь — с большими перерывами, ведь сидеть так долго на одном месте тяжело. Очень редко дни без гитары случаются, и Таню потом мучает совесть. На следующий день она встает в пять утра и играет.
     Бывает, из-за конкурсов или концертов Таня пропускает уроки, а из-за занятий гитарой — не успевает сделать домашнее задание. Это, как говорит Таня, не страшно: иногда ее и не спрашивают.
     Музыкальная школа поглощает большую часть Таниного времении и вместе с тем обеспечивает ей нужную среду, связи с музыкантами, дает ей огромную и необходимую теоретическую и практическую базу. Музыкалка гарантирует ей желаемое будущее.

Вывод

     Музыкальная школа — важный социальный лифт — и не только для детей, которые хотят заниматься музыкой профессионально. Она, например, может помочь будущим врачам. Стоит уточнять в приемной комиссии и у знакомых работников вузов, какие преимущества при поступлении дает диплом об окончании музыкалки.
     Однако, скорее всего учеба «из-под палки» не будет способствовать профессинальному развитию. Степень старания в этом случае прямо пропорциональна карьерным возможностям, которые дает музыкальная школа. Только стоят ли 5-7 лет учебы этих стараний?

Анастасия Колесниченко