Медведи в небе

Серафим Григорьев -3
АВИАЦИОННАЯ БЫЛЬ

      Как могла система ПВО США и Канады прозевать наши СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ в небе возле своего побережья?! Почему не были подняты по тревоге  истребители перехватчики  F-18?  Они тенью обычно следуют за нашими ТУ-95, приближаясь настолько близко, что иногда бывают касания крыльев. А это – смертельно опасный трюк  для истребителя. А в этот раз – тишина! Однако всё по порядку.
      Впервые за пятнадцать лет работы в «ВОЕН-ТВ» я получаю редакционное задание  - отснять видеосюжет о ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ и вылетаю в командировку на дальний Восток. Моряку море,  как вам – земля. А небо? Морская  душа неба не приемлет, как летчики проклинают море после первой же тренировки по выживанию. Пилотов в надувной лодке укачивает, они «травят смычки» (*) и предпочитают выживать в тайге.  Я преклоняюсь перед летчиками! Но в Мурманском мореходном училище имени Месяцева курсантам, которые учились на четыре и пять,  если они  на турнике крутили  «солнышко»,  давали обидную по традиции кличку: «ЛЕТЧИК»! О, сколько обид приходилось терпеть парням в брюках-клеш, которые не курили и не пили портвейна по субботам.
      Наша журналистская братия представляет собой разношерстную компанию. Снуют среди нас и новички, представляющие новомодные  газеты, журналы, редакции телевидения и радио, но есть и такие, которые недавно сняли с себя полковничьи погоны, став акулами пера демократических изданий. С этими все понятно. «Приняв на грудь» традиционные Наркомовские, они с сединой в висках и с едва заметным лиловым оттенком на кончике носа, суют его в точно избранные места, начиная с местного бара и заканчивая секторами закрытых зон. Тихо и незаметно для окружающих, мэтры военной журналистики отсылают свои сообщения в Москву, где изощренные в оборонной тематике редакторы делают из них сенсации.
      Молодые и неопытные писаки, операторы с цифровыми камерами, ошалелые от свежего воздуха и полной свободы, носятся по авиабазе в погоне за эксклюзивом, толком не зная, что снять и кому какой задать вопрос: люди не в теме. И случился казус ПЕСЕЦКОЙ, который, вполне возможно, и привел к последующим событиям не только в небе Америки, но и в недрах Пентагона!
       Начинаются учения 37-й Воздушной армии Верховного Главного командования стратегического назначения.  Мы находимся в центре событий –  на авиабазе Украинка.  Наши полки-стратеги в угрожаемый период поднимаются в небо и уходят  на аэродромы рассредоточения: Рогачёво (Новая Земля), Воркута, Тикси и Анадырь.  Уходят торжественно и красиво!
     С выносом полковых Знамен.  Возле взлетной полосы стоят командиры и семьи экипажей, на капонирах – все остальные. Их провожают,  как в последний бой. Они – с ядерным оружием на борту!
      Журналистка Территориального отделения ГТРК Ирина Песецкая пишет свой Стэндап на фоне взлетающего стратегического бомбардировщика ТУ-95 "МЕДВЕДЬ".
 Она придумала «ХОД» - метафору:
     - За моей спиной сейчас взлетает ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА! – наговаривает текст она на камеру.
 Этим самым она хотела передать ВЕС самолета. А корреспондент ИТАР-ТАСС, Иван Похмельный, понимает ее сравнение буквально и передает в Москву текст, в котором утверждается, что самолеты будут летать с ДОЗАПРАВКОЙ В ВОЗДУХЕ! Если «железнодорожная цистерна», значит танкер-заправщик. И пошла гулять эта деза по всем средствам массовой информации. В сценарии учения этого нет – топливо экономится. Но звучит! На радостях командующий отдает распоряжение, и нам вечером в столовой выделяется доппаек  с сопутствующими 100 граммами.
      В каждый ТУ-95 садится оператор. Мы распределяем роли. Федеральные каналы отказываются делиться снятым материалом, и нам приходиться объединиться с Песецкой, которая согласна на все, лишь бы загладить свою вину. Её оператор летит на Японию. Нам достается самый долгий и трудный маршрут – к берегам США и Канады. Прощаюсь со своим оператором. Лёша Ветренцев, в прошлом – мастер спорта, соглашается на многочасовой полет.  Надо отдать ему должное, без страховки, которой у нас на Студии никогда не было.
      Идут утомительные часы ожидания возвращения оператора. Уж лучше бы я был с ним. Но в таких случаях берут только одного человека – лишнего места просто нет. Пьем с Песецкой кофе. Возвращается из полета на Японию её оператор. Возбужденный  и радостный – он запечатлел на камеру облет наших стратегов Ф-18-ми! Ночь, темень, «глаз коли». И подходят, крадутся,  мигая огнями, истребители-перехватчики. Смотрим пленку. В кадре видно, как напряжен командир нашего ТУ-95. Лицо искажено до неузнаваемости. Руки  крепко вцепились в штурвал. Команды молодой майор, в раз постаревший,  отдает резким, отрывистым голосом. Видно, остальным членам  экипажа  тоже становится не по себе. Касание крыльев! Вибрация. Броски из стороны в сторону. Тяжелый бомбардировщик все же устойчиво стоит на курсе. А  иностранный истребитель отлетает в сторону и вниз.
      Песецкая радуется явному успеху её оператора –  видеосъемкам  воздушного инцидента.  Её пленку расхватывают корреспонденты всех федеральных каналов и представители спецслужб. Рейтинг ее зашкаливает!  Однако когда возвращается «мой» стратег, настроение   наше резко меняется: Лёша ничего не снял. «Не было перехвата»!
      - Как же так? – вопрошает недоуменно Песецкая, не веря в искренность  оператора Военного телевидения.  – Мою пленку все разобрали. А мне взамен – ничего?!
       Старший офицер Пресс-службы ВВС, переговорив с летчиками, начинает её успокаивать.
      - Вы меня тут все за дуру держите! - обиделась и заплакала Ира.
      Она так и уезжает с чувствами недоумения и разочарования в военных. 
      Однако доклады наших пилотов о странном поведении истребителей-перехватчиков Объединенного командования ПВО США и Канады (NORAD) срочно пошли на самый ВЕРХ. Итоги учений Минобороны признает весьма успешными – Стратегические бомбардировщики ТУ-95 прошли незамеченными вдоль границ США и Канады! Мы с оператором решаем, что наши применили какое-то секретное средство РЭБ (**).
      В Москве мы узнаем, что в Пентагоне разгорается скандал из-за поднятой шумихи вокруг незамеченного пролета наших СТРАТЕГОВ. А виновата во всем оказалась Ирина Песецкая из далекой Амурской области. Это она записала STEND-UP  о взлетающей ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЕ. А Ваня Похмельный из ИТАР-ТАСС дал сообщение о танкере-заправщике ИЛ-78. И пошла писать губерния!
      В связи с этим NORAD ждал российских «МЕДВЕДЕЙ» на большем радиусе действий. Где-то в другом месте!..
      С ДНЕМ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА РОССИИ!
 • «травить смычки» - тошнит
 • РЭБ – Радиоэлектронная борьба.

фото из Инета