Арсений Первый-галактический император. Ч. 4 Гл. 7

Владимир Никитюк
Глава седьмая. Изучение легенды

На следующее утро, за завтраком, Олег заявил:
- Всё, хватит пустяками заниматься! Настало время серьёзных дел!
На удивлённый взгляд Арсения он пояснил:
- Аттестат зрелости пора получать!
На заявление попаданца, что он ещё к этому не готов, Олег уточнил:
- А я и не говорю, что вы его завтра получите! Но финишная прямая уже начинается.

Оказывается, эта процедура планировалась из трёх этапов. Первый – выдача “внутреннего” аттестата. То есть выданного службой представительства императора.
- Стоп! – прервал Олега Арсений. - А можно отсюда чуть поподробнее? Что, ваша служба ещё и документы об образовании может выдавать?
- Может. Есть определённая процедура. Правда, действующая только в особых ситуациях. Но ведь ваша ситуация – безусловно особая! Вы ведь не будете спорить?
- И что, это будет настоящий документ? Официальный?
- Самый настоящий и самый что ни на есть официальный!
- Но раз есть второй и третий этапы, значит в этом аттестате всё же будет какой-то изъян?
- Конечно. Недостаточная достоверность самой процедуры сдачи.
- То есть если кто-то начнёт мой аттестат проверять, то обнаружит, что я реально ничего никому не сдавал?
Олег поморщился:
- Нет, что вы! Обнаружат, что вы сдавали экзамен, живя в маленьком сибирском посёлке. Почти в глухой тайге. Но были таким тихим и незаметным, что вас никто толком не помнит.
- А архивы? В них во всех я тоже окажусь?
- Само собой. Это-то как раз проще всего.
- Так в чём же тогда изъян?
- В том, что, если долго и вдумчиво работать со свидетелями, могут появиться некоторые сомнения. А третий этап все эти сомнения разрешит. Вы совершенно официально пойдёте в центр самообразования для взрослых. Совершенно официально подадите заявку на пересдачу аттестата с целью улучшения оценок. И спокойно всё пересдадите. После этого новый аттестат будет абсолютно безупречным – не только формально, но и фактически.
- Это третий этап. А где тогда второй?
- А второй – подготовка экзаменов с нашими преподавателями. Хотелось бы быть уверенным, что, когда пойдёте их сдавать, будете всё знать по крайней мере на твёрдую “пятёрку”. Чтобы максимально походить на человека, решившегося на пересдачу. Ну как, теперь понятно?
- Да вроде бы… - протянул Арсений.
- А раз понятно, то прошу приступить к работе. Времени у нас мало.
И Арсений приступил…

Сначала надо было выполнить первый этап – получить “внутренный” аттестат. Но даже это отнюдь не было пустой формальностью.
В этом первоначальном аттестате вполне допускались “тройки”. Более того, они даже были желательны, так как создавали правдоподобный мотив для дальнейшей пересдачи. Но вариант “круглого троечника” тоже был не очень хорош – такие люди обычно аттестаты не пересдают.
Казалось бы, что тут такого – сдать аттестат примерно поровну на “тройки”, “четвёрки” и “пятёрки”? Со способностями-то Арсения?
Но уж больно много надо было выучить за ограниченный промежуток времени! Так что уже на первом этапе нужно было очень хорошо постараться.
Подготовка к каждому экзамену проходила в два этапа. На первом этапе шёл собственно процесс обучения. Когда весь материал был пройден, наступало время первого экзамена. Принимал его всегда тот преподаватель, который вёл занятия.
Если Арсений получал пятёрку, предмет считался предварительно сданным. При любом другом варианте назначалась пересдача.
Теоретически на пересдаче можно было не только увеличить полученную оценку, но и “остаться при своих”. Или даже уменьшить полученную оценку. Но последнего варианта никогда не происходило. Арсений к экзаменам относился очень серьёзно, поэтому после пересдачи оценка в основном увеличивалась. И лишь иногда – оставалась прежней.
Допускались две пересдачи. После второй вопрос считался исчерпанным. Что получил – то получил.

Когда заканчивалась история с предварительным экзаменом, наступала очередь экзамена окончательного.
Его обычно принимал сторонний преподаватель. Хотя, как полагал Арсений, все эти преподаватели тоже были из “системы”. Уж слишком спокойно они воспринимали те редкие случае, когда Арсений случайной оговоркой выдавал в себе гостя из прошлого.
Казалось бы, странный и громоздкий алгоритм занятий. Кому нужна такая многоступенчатая система?
Но в нём было два серьёзных достоинства.
Во-первых: зная, что экзамен можно пересдать, причём даже два раза, Арсений особенно не волновался. А давно замечено, что в спокойном состоянии люди обычно учатся быстрее и лучше, чем в нервном. Да, он умел лучше других терпеть стресс и цейтнот. Но это вовсе не означало, что они были для него полезны.
Во-вторых… Готовясь к каждому экзамену по нескольку раз, Арсений “вбивал” знания в свою голову с невероятной прочностью. И это было правильно. Ведь учился он не только ради получения официального документа об образовании, но и для себя. Бесполезных знаний в курсе средней школы будущего не было.
Глубоко втянувшись в процесс учёбы, Арсений и сам не заметил, как сдал последний экзамен. Просто после сдачи Олег заявил ему, что завтра, через час после завтрака, ему вручат долгожданный документ. Так что пусть он отдыхает и морально готовится.

Вручение аттестата зрелости получилось умеренно-торжественным. Высокого начальства не было, поэтому документ вручал Олег. Вместе с аттестатом Арсению был вручён новый экземпляр электронного паспорта – белой пластиковой карточки с фотографией, фамилией и именем-отчеством.
- Это уже вполне официальный документ, - пояснил Олег. – Содержащаяся в нём информационная легенда полностью выверена и вполне непротиворечива. Кстати говоря, вам надо её выучить. Да так, чтобы от зубов отскакивало!
И сказу же показал, как вывести внутреннюю информацию на обратную поверхность карточки.
- Средства защиты тоже на минутку дайте. Я вам их немного перекодирую.
Арсений снял с головы бронзовый обруч и потянул с левой руки серебряный браслет.
- Стоп! – остановил его Олег. – Никогда не снимайте с себя все средства защиты сразу. Только по очереди!
Взяв у Арсения обруч, он что-то ввёл с виртуального экрана компьютера, поднес обруч – и несколько секунд следил за тем, что происходит на экране. Удовлетворённо кивнув головой, он отдал обруч Арсению и то же самое сделал с серебряным браслетом. А потом – и с золотым колечком.
- Всё! – торжественно заявил Олег. – Теперь вы полноценный гражданин Империи Земли. Без всяких оговорок. А так как имеете среднее образование – ещё и с неплохим социальным индексом.
- Всего-навсего с неплохим? – удивился Арсений.
- Пересдадите аттестат – и будет вам индекс гораздо лучше. Так что с завтрашнего дня – снова за работу. А сегодня – праздничный обед и почти выходной.
- Почти?
- Свою легенду вам всё-таки лучше выучить сегодня. Дело настолько важное, что лучше его не откладывать.

Легенда оказалась довольно остроумной, с лёгкостью объясняя все особенности биографии Арсения.
В соответствии с ней он родился и вырос в семье так называемых “электронных отказников”. Это были люди, которые добровольно отказывались от электронного учёта. Не полностью, конечно, - это было физически нереализуемо. Но настолько, насколько это было возможно.
В общем и целом система “электронных отказников” выглядела следующим образом.
Существовали специальные анклавы “отказников”. Не во всех странах, конечно – а только в самых крупных. Но, поскольку Земля уже давно была единой, это не было проблемой. Людям со “специфическими” взглядами не было никаких проблем в другую страну переехать.
Российский анклав был единый, хотя и состоял из нескольких субанклавов. Все субанклавы соединялись специальными транспортными полосами, тоже входящими в анклав.
Крупнейшими российскими субанклавами были Беломорский, Уральский, Западносибирский, Восточносибирский, Дальневосточный.
Исходя из легенды, Арсений родился в Западносибирском субанклаве и лишь несколько месяцев назад покинул территорию анклава.
Что это давало? Очень многое.

Жители анклава имели серьёзную привилению: весь личный документооборот для них был чисто бумажным. Внутри анклава.
А для внешнего мира они как бы не существовали.
И все дети, рождавшиеся в анклаве, тоже получали чисто бумажные документы. И тоже как бы не существовали.
Аклавы ни в коем случае не были ссылкой или резервацией. Любой житель анклава с лёгкость мог перейти в обычный статус и получить обычный электронный документ.
Более того – они вполне могли временно покидать территорию анклава, даже оставаясь “отказниками.” Но для этого они должны были получить временный электронный документ – нечто вроде загранпаспорта.
“Обычные” люди (то есть не “отказники”) на территории анклавов могли жить вполне свободно – со своими обычными электронными документами. Единственное ограничение – в анклавы не допускались заключённые и судимые.
И ещё одно ограничение – в анклавах было запрещено военное производство. Так, на всякий случай.

Велики ли были анклавы? Не очень. Например, Российский анклав занимал чуть менее полпроцента её территории. А больше было и не нужно – “электронных отказников” на свете было не так уж и много.
Зато его субанклавы находились в самых разных местах. И попасть из одного в другой можно было по внутренним дорогам, не покидая территории анклава.
Правда, здесь было одно ограничение: только наземным транспортом. Для того, чтобы вылететь за пределы анклава, “отказник” должен был получить временный электронный документ.
Это ограничение на самом деле было не очень серьёзным, так как скоростные поезда ходили просто с невероятной скоростью.

Тут Арсений не мог удержаться от звонка Олегу.
Вопрос был простой, но очень актуальный: не повредит ли ему такая деталь в биографии.
Но Олег его сразу успокоил: “электронные отказники” считались безобидными чудаками. На них смотрели с лёгкой улыбкой.
А к их детям вообще относились вполне нормально – особенно после того, как те получали нормальные электронные документы. Мол, дети не виноваты в лёгком чудачестве родителей.

Осознав ситуацию с анклавами, Арсений двинулся дальше.
Тут уже было проще. Хотя и скучнее. Масса информации, которую надо было срочно выучить.
Особенно муторным было изучение родного городка Арсения.
Хотя в самом начале это было даже интересно. Очень-очень интересно.
Изучение проводилось с помощью спортивного велотренажёра, находившегося на пятом этаже. Правда, его пришлось перенастроить, - в соответствии с прилагаемыми инструкциями. С этим Арсений справился сам, хотя и не без труда.
Наконец, всё было сделано. Попаданец устроился на велосипедном седле, нажал кнопку, - и оказался на окраине маленького городка на западе Томской области. По легенде именно тут он и родился…
Теперь он должен был этот город как следует изучить. Поездить по улицам и позаглядывать во дворы. Попытавшись при этом запомнить как можно больше.
Вроде бы ничего сложного. Даже интересно.
Это так бы и было – если бы не многочисленные и очень муторные проверки.
В произвольный момент времени окружающий мир застывал. Буквально перед носом Арсения появлялось диалоговое окно, в котором требовалось ответить на несколько вопросов по той местности, которую только что проехали. Выхода не было – приходилось отвечать.

Ответы сразу же записывались в базу данных – и отражались на прилагаемой карте. Карта была раскрашена в разные цвета. Красный цвет – полное незнание, оранжевый – смутные знания. И так далее. Жёлтый, зелёный, голубой… Вплоть до синего – полное и детальное знание.
Вначале всё было очень грустно. Карта была залита густым красным цветом. Кое-где были оранжевые пятна. И совсем редко – маленькие жёлтые пятнышки.
Других цветов не было и в помине.
Так что у Арсения не было выхода. Он ездил по городку, внимательно глядя по сторонам и судорожно стараясь всё запомнить. Периодически отвечал на вопросы. И сокрушался, что красный цвет отступает слишком медленно.
С такой скоростью он будет до поздней ночи ездить – и ничего толком не выучит.
Но постепенно всё стало меняться. Красный цвет отступал. На короткое время появлялся оранжевый – чтобы перейти в жёлтый.
Когда карта почти целиком пожелтела, перед глазами стали появляться подсказки, предлагающие ещё раз проехаться по “красным” и “оранжевым” местам. Наконец карта пожелтела целиком.
Арсений прислушался к себе. Теперь он смело мог сказать, что неплохо ориентируется в этом городе-легенде.
И тут во всё небо была развёрнута надпись, предлагающая Арсению отдохнуть.
Арсений покинул тренажёр – и обнаружил, что пора идти на обед.

Пообедал он наспех. И сразу же побежал к тренажёру – доучиваться.
Теперь ему надо было бороться с жёлтым цветом.
Арсений вёл себя как автомат. Ездил – отвечал, ездил – отвечал.
Когда жёлтый цвет был существенно потеснён зелёным, на улицах постепенно начали появляться люди.
 
Это не были абстрактные незнакомцы. Над головой каждого висела белая табличка, на которой крупным шрифтом была расписана информация об этом человеке. Фамилия, имя, отчество. Общественное положение, в том числе место работы. Место в “легенде” Арсения. И почти везде – дополнительная информация.
Люди эти вели себя странно. Не спешили по своим делам. Не разговаривали друг с другом. Просто смотрели на Арсения очень удивлёнными глазами.
Через некоторое время проверочные вопросы начали появляться не только по самому городу, но и по людям. Это было логично – круг человеческого общения тоже входил в легенду.

Теперь алгоритм усложнился. Город – люди – проверки… Город – люди – проверки… И так много-много раз.
Постепенно карта стала наливаться зелёным. А потом голубым… и синим…
Наконец перед глазами Арсения появилась жирная белая надпись на густо-синем фоне:
“Первый этап изучения легенды закончен! Рекомендуется покинуть тренажёр.”
Что Арсений с удовольствием и сделал.

За ужином Олег услышал о себе много интересного.
Главное обвинение попаданца заключалось в том, что предоставленный ему “почти выходной” – ни что иное, как фикция. Изучение легенды оказалось настолько трудоёмким, что весь день заняло.
- Давайте сделаем так! – улыбнулся Олег. – Если вы до ночи выучите второй вариант легенды – перенесу выходной до завтра.
- А если не выучу?
- Приступите завтра к занятиям. А легенду будете доучивать в фоновом режиме.
Арсений уже знал, что Олега переспорить практически невозможно. Поэтому решил, что обязательно закончит сегодня этот самый второй этап легенды. Так во всех отношениях дешевле обойдётся.

Вначале вход в тренажёр произошёл как обычно. Арсений поездил по улицам минут пять, наслаждаясь своим знанием города.
А потом вдруг перед его глазами развернулась яркая надпись:
“Напоминаем вам, что вы успешно прошли первый этап изучения легенды. Приступаем к второму этапу”.
После этого перед глазами Арсения появилась новая карта. На ней тоже был изображён родной (по легенде) город попаданца. Но расцветка на этот раз была совершенно другая.
Никакой сплошной заливки на этот раз не было. Вместо неё карта была покрыта большим количеством красных кружков.
Для непонятливых в верхней части карты располагался заголовок: “Дома, в которых необходимо побывать”.

Арсений такая задача очень удивила. Как можно побывать в какой-то доме, не слезая с велосипеда?
А может быть, всё же попробовать слезть?
Хотя тут была серьёзная трудность: перед тем, как включать в тренажёре режим имитации окружающего мира, Арсений жёстко закреплял ноги на педалях специальными фиксаторами. Может быть, в виртуальном режиме их можно расстегнуть?
Оказалось, что нельзя. Застёжки, такие податливые в реальном мире, в виртуальном были как цельнолитые. Ничего сделать с ними было нельзя.
Получался какой-то тупик. Надо было изучать дома. Для этого нужно было попасти внутрь каждого дома.
Но как это сделать, сидя на велосипеде?

Наконец Арсений придумал, что нужно делать. Выбрать один из отмеченных домов. Подъехать вплотную к его двери. Там наверняка подсказка и появится.
Так он и поступил. Выбрал ближайший дом, отмеченный красным кружком – и решительно покатил к его двери.
И вдруг…

Велосипед под ним как будто растаял.
Но Арсений не свалился на землю, а повис в воздухе. Примерно в той же позе, что и был. Лишь колени чуть-чуть к подбородку подтянулись, делая висящую фигуру попаданца более компактной.
Парящая в воздухе фигура человека медленно подплыла к входной двери, коснулась её – и дверь открылась.
Арсений, чувствуя себя полным идиотом, торжественно вплыл в дверь – и оказался внутри дома.
На схеме высветилась информация, что ему надо подняться в квартиру на втором этаже. И Арсений медленно поплыл вверх по лестнице, не касаясь ногами ступенек.
Вот и дверь нужной квартиры. Попаданец коснулся её рукой – и дверь распахнулась.
Вплыть внутрь квартиры было делом нескольких секунд.

Квартира не была пустой: в ней находились три человека: мужчина и женщина средних лет, а также две молодые девушки. Все четверо, бросив свои дела, с удивлением смотрели на Арсения. Но ничего при этом не говорили.
Над головой каждого человека находилась табличка. Попаданец быстренько из просмотрел. Как интересно! Одна из девушек оказалась юношеским увлечением Арсения. Другая – её сестрой. А остальные двое – их родители.
Пикантной подробностью оказалось то, что сестра тоже была влюблена в Арсения, создав “любовный треугольник”, от которого “легендарный предшественник” Арсения в своё время с трудом избавился.
Попаданец помянул недобрым словом создателей легенды. Вот накрутили!

И стал Арсений объезжать отмеченные дома.
Ну как объезжать. Скорее облетать…
Сколько домов и общественных зданий он посетил! Дом, где он жил. Школа, где он учился. Дворец школьников, где он посещал несколько кружков.
Домов своих многочисленных знакомых.
И многочисленных культурно-спортивно-развлекательных объектов.
Постепенно красные кружки меняли цвет, становясь жёлтыми, оранжевыми, зелёными… А потом голубыми и синими.
А конца всё не было. Когда же всё это кончится?
Наконец, когда Арсений уже потерял надежду, перед глазами появилось сообщение, что и второй этап изучения легенды завершён.
Слабеющей рукой он нажал вожделённую кнопку и выключил тренажёр.
Было начало двенадцатого. Он успел!