Эссе Мой Екатеринодар-Краснодар

Владимир Мочалов
Мой Екатеринодар – Краснодар

Эссе

Мой Екатеринодар, мой Краснодар, сколько раз приходилось прощаться с тобой и встречаться вновь с неизменной радостью ощущения родного дома и с волнением, чуть ли не как первого свидания. Как любил я после недолгого расставания с тобой пройти с утра по малолюдной, всегда такой свежей и красивой, твоей жемчужине, центральной улице Красной (название не имеет ничего общего с краснюковским политическим; тут аналог русское пре-красная девица; ул. Красная в смысле парадная, красивая, выходная В.М.). Это сегодня я иду по твоей в выходные дни пешеходной мостовой и почти не встречаю знакомых и не здороваюсь с каждым встречным, а половину века назад шел по Красной или просто стоял в компании друзей и приятелей и редко с кем не здоровался. Теперь одних уж нет, а иные Бог знает где!

На самой улице Красной, да и в любом другом месте города меня будоражат разные личные и исторические воспоминания. В душе, как на ладони, твоя богатая история, мой Екатеринодар-Краснодар. Вот дом Толстопята, из романа моего друга, писателя Виктора Лихоносова «Мой маленький Париж». Роман ода бутурлиновско-воронежского сибиряка казачьей столице Кубани. А вот дом Бурсака, а вот Фотиади, вот дом Богарсуковых, вот дом Шкура (отца генерала Шкуро), а вот … Куда ни пойдешь все напоминает твою историю, мой город.

Это сегодня, улица Красная протянулась от Городского Сада до к/т Аврора, а раньше казачье укрепление располагалось к Карасунском Куту, в месте впадения реки Карасун, в Кубань, где сейчас железнодорожный мост и до района нынешнего Городского Сада. Это потом рядом с крепостью и вместе со статусом гражданского города был основан Городской Сад место отдыха и культурной жизни первых екатеринодарцев. А от крепости на север первым городничим Екатеринодара Данилой Волкорезом была проложена борозда Ростовского тракта, будущей улицы Красной.


В конце XIX-го века в Екатеринодаре еще одним городничим Екатеринодара был  деятельный Василий Климов. Благодаря ему город превратился из военизированной станицы  в собственно красивый благоустроенный город Российской империи, центр Кубани, ее казачью столицу. Деятельная натура Климова оставила свой ощутимый след в градостроительстве и городском благоустройстве. Город обязан ему водопроводом, дорогами, электрическим освещением и трамваем, а также благоустройством Карасунских озер, протянувшихся через весь город от станицы Пашковской.


 В период его управления появились в городе 4 крупных православные храма, первые кирха, костёл и синагога. Планировалось строительство мечети. В 1898 году Климов принял участие в торжественном открытии первой каменной мечети Кубанской области в ауле Шенджий, построенной на средства Екатеринодарского купца и мецената Лю Трахова, уроженца аула. После освящения, Трахов пригласил гостей - высших должностных лиц Кубанской области за стол. Во время застолья Климов поднял чарку и выступил с речью, отмечая вклад Трахова в благоустройство Екатеринодара и Кубанской области и также желая дружелюбия русским и адыгам.


Большая заслуга Климова в поддержании национальных традиций всех жителей города. Я уже писал, что тогда в Екатеринодаре было четыре общины: - казачья, русская иногородних, греческая и армянская и никогда не было ни одного межнационального конфликта, все острые вопросы разрешались на уровне советов общин.

 После смерти главы города, обнаружили, что все свои средства он тратил на благотворительность и хоронить его не на что. На похороны скидывались все жители города от наказного атамана до последнего торговца на рынке. Гроб сопровождали высшие лица области и почти десять тысяч граждан города. Люди весь день несли цветы - живые и искусно выкованные из металла. Среди них был терновый венок - символ безответного служения обществу.

Панихида прошла по улице Красной до Всесвятского кладбища со множеством остановок возле многочисленных объектов соцкультбыта, появившихся благодаря подвижнической деятельности Климова, школ, гимназий, больниц и иных общественных зданий построенных, благодаря упорству Климова. Прощаться с главой приходили до глубокой ночи врачи и учителя с учениками. На его могиле проходили ежегодные поминовения до 1920 года, а семье Климова город выдавал ежегодное пособие. Я давно не был на Всесвятском погосте, но уверен, что современные «иваны не помнящие родства»  из администрации города, края, да и сегоднящние «уважаемые»  люди не слышали о Климове, не говоря уже об уходе за захоронением. Но даже если они бы и услышат про своего великого земляка, то и не шевельнут пальцем в честь его Памяти. Как и ни одна душа современного горожанина не дрогнет при воспоминании о нем.

Первая волна революционных «цивилизаторов» после 1917 года уничтожила в Екатеринодаре все почитаемые святые для народа места: - Атаманскую и Соборную площадь с главным казачьим Собором Св. Екатерины, Городской Базар и прочие. На их месте возникли захламленные «советские скверы». Они для узурпаторов власти либерал-интернационалистов Коминтерна символизировали прообраз мистического библейского леса неминуемо вырастающего на месте прежних языческих кумирен  досоветских идолопоклонников. Таково было первое мистическое наследие революционных сатанистов в казачьем Екатеринодаре хранимое ими до сих пор. Они несут то же мистическое содержание этой преступной идеологии, как и дикарский амулет интервентов России, сатанистская кукла-терафим «ильич»  в «мавзолее» на Красной Площади Москвы, наводящая безнравственную порчу на Русский Мiръ и на весь Русский Народ.

 Уже с конца 50-х годов по всей территории «ссср» на резервации «городов», в том числе и на Краснодар, начали наползать «цивилизаторские» метастазы безликих «черемушек». Так наследники революционных сатанистов, рабовладельцы «ссср», политические «цивилизаторы», превращали «советский народ», утерявший под их интернационалистским идеологическим диктатом свое великоруское расовое имперское чувство Общинности и единение, в окончательно разрозненное «многонациональное население». Превращали в безродную толпу горожан и всего безликого населения без жизненно необходимых общегосударственных скреп.

Демократические владыки Краснодара оказались верными продолжателями дела мировых революционеров и они превратили Краснодар в каменные джунгли многоэтажек и диких автомобильных пробок. Попутно они, продолжая ветхозаветную библейскую традицию сатанистов революционеров, уничтожили почти единственное живое при советской власти место города в его центре - Сенной базар, снеся его и поставив на этом месте закрытый квартал, кубик-многоэтажку для «своих» .

И вот Мы с Вами въезжаем в город с севера от к/т Аврора, на месте которого в 50-х годах был холм и стоял большой безымянный серый камень. Старожилы выкладывали о нем две версии. Первая та, что там, на том месте, стояло орудие из которого выстрелом в 1918 году убило генерала Корнилова. Вторая, более прозаичная, что там был могильник скота и заодно жертв разных холерных и иных эпидемий. По крайней мере,когда в начале 60-х годов холм разрыли для строительства к/т Аврора, то долгое время изследовали образцы почвы, а закончили само строительство только к 50-летию советской власти в 1967 году.

Двигаемся далее на юг и доезжаем до моего родного Политехнического института, нынешнего Технологического университета и улицы Северной, когда то северной окраины города. Перед ней старинное Всесвятское кладбище. Его все хотели закрыть предприимчивые торговцы землей «демократы» (участок огромный), но не срослось. Там на юго-западе кладбища располагается военная часть захоронений Отечественной войны, на могилах, как под копирку ф.и.о. и скорбные цифры 1925-1942. Это школьная молодежь мобилизованная на защиту Краснодара от фашистов, кое как одетая тогда в 1942 в шинели, в их руках была винтовка.

 На восточной окраине бывшей станицы Пашковской (сейчас городская черта), когда то была паромная переправа через бегучую Кубань на Горячий Ключ (5 коп. перевоз) и лодка (10 коп. перевоз), где нам мальчишкам рыбакам, рассказывал пожилой лодочник о днях защиты города от немцев.

«Привезли наших ребят к переправе, немец наступал от Новороссийска, и расположили рыть окопы. А тут прилетел самолет разведчик «Рама» и в него ребята постреляли из винтовок, погрозили кулаками – «погоди фашист доберемся до тебя». Через некоторое время налетели немецкие самолеты и волна за волной утюжили эту школьную молодежь, пока всех до единого не побили». Вот и лежат здесь эти ребята, так и не успевшие стать Русскими Воинами. Лежат рядами на Всесвятском погосте, как немой укор Нам с Вами и своей Судьбе.

А чуть дальше на юг, по Красной, улицы Новая (Буденного) и Длинная, между ними территория Горбольницы № 1. Там на уничтоженном в 30-е годы первом екатеринодарском погосте, закатанные асфальтом, лежат упокоенные основатели Екатеринодара, цвет его казачества. На том кладбище стоит действующая первая каменная Церковь Екатеринода 1837 года постройки. Там же изначально была обустроена богадельня на 40 мест и церковь при ней, для израненных списанных из войска старых бобылей-казаков. Тех казаков у кого, в силу разных обстоятельств, не оказалось родни для призрения их старческой немощи. Для ухода за этими покалеченными Русскими Воинами открыли лазарет и все это потом переросло в больницу. А погост основателей Екатеринодара просто уничтожили. Уничтожили безбожники материалисты 30-х годов XX века - все те же «иваны, не помнящие своего родства».

И мнится мне, что они же, прикрывая свою неспособность защищать Родину-Россию, партбилетами в карманах и высокими должностями, занятыми по огульному принципу преданности партии коммунистов, заведомо специально послали наших краснодарско-екатеринодарских мальчиков, Наше с Вами тогдашнее будущее, на верную смерть в 1942 году.

От городского Сада на восток идет улица Ставропольская (прежний Ставропольский шлях) и слава Богу переименованная от прежнего названия улицы К. Либкнехта в первоначальное качество. Там по пути в станицу Пашковскую, куда с начала XX века ходил трамвай одноколейка (встречному трамваю приходилось пережидать на остановках, где был путевой разъезд) за улицей Широкой (Шевченко), тогдашней окраиной города (за ней находится закрытое Таманское кладбище), трамвай поворачивал на Юг, к прибрежному лесу Красный Кут и тогдащнему красивейшему обустроенному озеру (следов коего не осталось; оно было при советах захламлено заброшено и впоследствие засыпано В.М.) рядом с бегучей Кубанью, любимому месту отдыха екатеринодарцев до революции. Инициативу состоятельного казака садовода Долгова по парковому обустройству города поддержал городской голова Г. Чистяков и на западной окраине города была обустроена красивая роща, прозванная в народе чистяковской Рощей. Она расположена в районе жд. вокзала Краснодар II; жд. пути которого на Тимашевск и отрезали в середине XX века Рощу от жителей города единственным неудобным длинным объездом; в демократические времена сразу возникла идея удобного многополосного виадука с ул. Гаврилова через Вокзал Краснодар II для возобновления проезда в район Рощи, но она быстро заглохла.

Ставропольский шлях в районе Краснодарской ТЭЦ поворачивает объездом на Аэропорт и Усть-Лабинск и место это издавна называлось в народе Семак. Кого только я не спрашивал и не спрашиваю сейчас, о смысле, значении этого названия, никто не знает, что оно обозначает.  Когда то моя покойная мама ближе всех подошла к смыслу названия Семак, и сказала, что вообще то семаком называли двухкопеечную монету царских времен, и предположила, что круглый поворот напоминает край монеты, отсюда и название Семак. А позже я допытался и узнал косвенно из разных источников, что там соединялась руслами Старая Кубань и Карасун (раньше река, а сейчас цепочка все гибнущих неуклонно без ухода и надзора городских властей когда то лет 40 назад красивых озер). Там работала переправа-перевоз стоивший для народа, все тот же семак, то есть две копейки.

А трамвай, как и ранее, так и сегодня, привозит Нас с Вами в бывшую станицу Пашковскую (Пашковский Курень, по казачьи кубански). Здесь также, как и везде по городу, партийными негодяями при советской власти уничтожена вся возможная историческая память о казачестве. Вот центр станицы Пашковской - остановка трамвая Площадь. И что Мы с вами видим, как и территория Старого Базара в Краснодаре-Екатеринодаре, Соборная Площадь и Атаманская Площадь  в центре города, так и Площадь в станице Пашковской, словом все прежние живые центры Жизни Русского расового Имперского Народа, уничтожены варварами XX века «социалистами-коммунистами» и превращена в безликий сквер.

Здесь явственно виден ритуал сатанистов «идейных революционеров». Для революционеров (где первый революционер – Сатана-Дьявол) реализована их любимая «фишка». Когда руками примитивных революционных дегенеративных уродов-попутчиков (под руководством партии многоуровнего масонского типа - КПСС, где каждая ступень руководства знала только свой «партийный улус», его примитивные задачи соцстроительства и лишь безпрекословно выполняла команды сверху В.М), уничтожаются все знаковые места русской расовой народной жизни. То есть уничтожаются все кумирни дикарей, за которых они считали все подобные места. Так все общественно значимые места для народа, по человеконенавистническим ритуалам либерального клана должны быть обязательно уничтожены и зарасти мистическим лесом. А чтобы скрыть сатанистский смысл этого мистического ритуала они часто преобразуют их подобные места во внешне пристойные скверы, места развлекаловки.

Город просто погибал от большинства дикарских деяний «социалистов-коммунистов». Глубина дегенерации простых «советских граждан» просто поражает. Вот прототип московских коммуналок, краснодарские трущобы центра. И тут правоверные «советские патриоты» заходятся в раже негодования, это все наследие темного прошлого «тюрьмы народов – царской России». Пытаюсь возражать, посмотри, тут был прекрасный особняк и придомовые постройки: конюшни, дровяные склады, склады кормов для лошадей, жилье прислуги и так далее. Посмотри, все это хаотично застроено примитивными по системному безпределу дикарей-временщиков городской нищетой русского народа, впавшего при советской власти в безпросветную рабовладельческую беззащитность нищенского безсмысленного существования. Это они по дикарски лепили примитивное жилье из чего придется при «советах». Где же была в это время «власть рабочих и крестьян»? Ведь Вы уничтожили Русский Мiръ под дудочку либералов-революционеров, строя «социализм-коммунизм», как якобы благо для всего народа! Так где же следы этого блага? В ответ проклятие все то же советско-плебейское о «России - тюрьме народов». Опять говоришь, но при той тюрьме, почему то не строили дикарских шалашей? В ответ обвинение в предательстве «дела народа и коммунизма» Горбачева и Ельцина или иной подобный догматический бред.

Екатеринодар и его центр, это жемчужина малой и большой архитектуры казачьих особняков и общественных строений. Сегодня город просто обезображен примитивными «корбьюзианцами», строительством безликих «черемушек» за годы «советов», и так же продолжает обезображиваться «корбьюзианцами демократами», многоэтажным хаотичным строительством жилья многоэтажных бараков. А убожество примитивных современных «стекляшек», разных бизнес-центров, убивает напрочь колорит городской Среды Обитания.

А ведь выправлять этот либеральный безпредел придется Нам с Вами, и наверное нашим детям. Ничего придет время и Мы выправим! Мы Русские! Нам все по плечу!