Горький и Страшный суд

Для  Горького Священное Писание, Вера всегда оставались центром его художественного мира. Его позиция - позиция Иова, бросающего упреки Богу. В "Детстве" это присутствует непосредственно. В "Самгине" – опосредовано: «кто всю жизнь ставит меня свидетелем мучительно тяжелых сцен, событий?» – думает Самгин во время восстания 1905 года. Он чувствует себя марионеткой, шахматной фигурой, переставляемой с клетки на клетку, испытывает "злобу на кого-то». При всей подчеркнутой дистанцированности Горького от своего героя, здесь слышатся и отголоски и пешковского "Не хочу!"(см.: "ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ И ДУМ, ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОТОРЫХ ОТСОХЛИ ЛУЧШИЕ КУСКИ МОЕГО СЕРДЦА").

"Самгин" - это ревизия всей жизни Горького и всего написанного им.. Его портреты революционеров- участников революции 1905 года беспощадны. Врач-гинеколог Макаров говорит о морали большевиков: "...Это не мораль, а, так сказать, система биосоциальной гигиены». Заметим, что при создании образа Макарова были использована автобиографическая деталь (прострелянное в результате попытки самоубийства легкое).

А вот автопортрет, изображение себя в качестве одного из действующих лиц (Самгин приходит на квартиру Горького, где прячется поп Гапон): "Рыжеусый стоял солдатски прямо, прижавшись плечом к стене, в оскаленных его зубах торчала незажженная папироса; у него лицо человека, который может укусить, и казалось, что он воткнул в зубы себе папиросу только для того, чтоб не закричать на попа".

Или еще одна картина, относящаяся к «Московскому восстанию», где достаточно определенно выражена оценочная позиция автора: "На письменном столе лежал бикфордов шнур, в соседней комнате носатый брюнет рассказывал каким-то кавказцам о японской шимозе, а человек с красивым, но неподвижным лицом, похожий на расстриженного попа, прочитав записку Гогина, командовал:
– Поезжайте на Самотеку… Спросите товарища Черта.
Самгин шел к товарищу Черту, мысленно усмехаясь:
«Черт! Играют, как дети».

Вся деятельность революционеров изображается как бессмысленная игра."Что защищает эта баррикада",- задает вопрос рационалист Самгин по поводу нелепого сооружения под его окнами:"Неестественна высокая и довольно плотная стена хлама, отслужившего людям. Особенно лезло в глаза распоротое брюхо дивана, откуда торчали пружины и клочья набивки. К спинке дивана прикреплена палка половой щетки, и на ней треплется красный флаг".

Однако игра эта далеко не безобидна. Она оборачивается кровавым кошмаром. Охваченная революционным воодушевлением, порхающая как птичка, стремящаяся помочь всем умилительная энтузиастка Любаша Сомова насмерть ранит в живот остановившего ее дружинника,который умирает в муках, а впоследствии эта кристальная девушка одобряет расстрел одного из членов революционной ячейки только за подозрение в слабодушии. Руководитель строителей баррикады товарищ Яков также "без сантиментов" санкционирует убийство невольных свидетелей.

Павел Басинский пишет:"вдохновение часто осеняет Горького перед лицом зла». В своей книге о Горьком критик предваряет Страшный суд, умело подбирая факты для вынесения приговора. Басинский находит в переписке Горького жестокие, убийственные замечания: "Итак — началась русская революция, мой друг, — писал он Е. П. Пешковой, — с чем тебя искренно и серьезно поздравляю. Убитые — да не смущают — история перекрашивается в новые цвета только кровью".

"Если задуматься над смыслом этих строк, то становится страшно! Особенно если вспомнить, что пишет это «мастеровой малярного цеха» Пешков", - обвиняет и одновременно иронизирует Басинский.
 
Однако стоит ли спешить с  обвинительным заключением? Есть надежда,что "Самгин"  будет принят во внимание. Ведь здесь Горький, хотя и косвенно, в завуалированной форме, сам вершит суд над собой...


Рецензии
Дорогой Борис!

Столь приятно читать сегодня строки, наполненные теплом к Алексею Максимовичу - однозначно величайшей фигурой в русской прозе начала ХХ века.

Любопытен и такой факт...

Внешне Горький видится нам то несокрушимым Исаией (разве что не бегавшим голым по городу во славу имени своего бога, т.е. борьбы за освобождение пролетариев всех стран), то пытливым Иезекиилем (хоть и видел в небе на КОЛЕСА, а всего лишь буревестника), то гневным обличителем Иеремией (хоть и не говорившим вечных слов о невозможности для барса сменить свои пятна )...

А по сути он был именно Иовом. Хотя бог, испытывавший его нещадно, под конец решил-таки уничтожить.
Но образ Иова пришел ко мне только по прочтении Вашей статьи.

Жму руку, Профессор, и +9 баллов в рейтинг!

Виктор Улин   05.05.2018 11:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор. Я обратился к Горькому не сам, а по заданию редакции "Русский язык в школе"(в 2006 отмечался 80-летний юбилей со дня его смерти). Решил проанализировать "Детство". Начал с того, что перечитал биографию его, составленную Басинским, безусловно, талантливым и острым критиком, но уж очень впадающим в грех осуждения. Потом - Владислав Ходасевич (Дмитрий Быков считает, что именно он был прототипом Клима Самгина). Другие воспоминания. Поднял все, написанное о "Детстве" - за столетие. Это - фон. Параллельно несколько раз перечитал повесть, которую всегда любил. Но в этот раз был совершенно заворожен и сражен ее языком. Не знаю, удалось ли это мне передать в статье, ссылку на которую я Вам послал. В этом году, тоже по заказу редакции РЯШ, написал статью о "Климе Самгине" (160 лет со дня рождения АМГ). Выбрал для анализа зоометафоры Горького. Но это - лишь малая часть из того, что мне удалось накопать. Все это лежит разрезанное на карточки в моем шкафу и ужасает меня своей необъятностью. Ваш материал подвигнул меня на некоторые замечания и обобщения. Мне нужен всегда толчок со стороны. Сам я ленив и неохотно принимаюсь за работу...Ваше внимание и оценка - один из таких толчков.

Борис Бобылев   05.05.2018 21:10   Заявить о нарушении
Дорогой Борис!
Вы - НАСТОЯЩИЙ русский человек, лень вперед нас всех родилась!
Я вот сейчас взялся вывешивать 25 (или около того) своих письменных работ из Литинститута - читаю, набираю и поражаюсь, как я смог ТОГДА написать столько (ведь каждая написанная работа всего лишь вершина айсберга той информации, которую пришлось переработать для написания; причем без всякого инета, а путем поиска физических носителей не без труда).

Пушкин, Чехов, зарубежная литература, современная....
Ведь было все это написано.

Виктор Улин   06.05.2018 06:45   Заявить о нарушении
Ну, что ж, все это укладывается в геноматрицу, сформировавшуюся под воздействием ритма жизни русского народа: долгие зимы (7 месяцев!), спячка в это время и яростная авральная работа остальные 5 месяцев: надо за это время успеть вспахать, посеять, вырастить, убрать. Потом опять - сон. И опять аврал. И так до последнего вздоха...

Борис Бобылев   06.05.2018 09:56   Заявить о нарушении
Именно так, дорогой Борис.
Мы живем в стране, где основная часть времени приходится не условия, не пригодныне для жизни...

Виктор Улин   06.05.2018 11:55   Заявить о нарушении
"Алексей Степанович, машинист при Буковской мельнице, среди ночи проснулся, не то уже выспавшись, так как накануне он завалился спать с восьми часов, не то от ровного шума дождя по железной крыше, от которого он отвык за семь зимних месяцев". Это начало замечательного пасхального рассказа Леонида Андреева "На реке"...

Борис Бобылев   06.05.2018 12:30   Заявить о нарушении
Вкусно написано....

Виктор Улин   06.05.2018 15:26   Заявить о нарушении
Андреев виртуозно владеет выразительными возможностями русского синтаксиса. Ритмика и звучание его прозы совершенно удивительны.

Борис Бобылев   06.05.2018 17:02   Заявить о нарушении
Это редкое качество у прозаика.
Точнее, такое бывает лишь у прозаиков, которые умеют писать СТИХИ.
Ведь в стихах работает каждый звук, имеет значение каждая просодическая деталь.

Виктор Улин   06.05.2018 17:31   Заявить о нарушении
Ну, в то время сие было не столь редкое явление. Андрей Белый вообще возвел это в художественный принцип. У Горького в "Климе Самгине" и "Детстве" немало мест, которые звучат как стихотворения в прозе - с изощренной звукописью и завораживающей ритмикой... Эти фрагменты выполняют роль просветляющего контрапункта по отношению к, в общем-то, "нуарному" повествованию.

Борис Бобылев   06.05.2018 17:58   Заявить о нарушении
О значении ЯЗЫКА я в последнее время писал в мемуарах -

"Вкус помады" (http://www.proza.ru/2018/04/14/699 ) - вскользь,

"Девушка с печи № 7" (http://www.proza.ru/2018/04/24/960),

"Уфа" (http://www.proza.ru/2018/04/30/962),

"Москва - Санкт-Петербург" (http://www.proza.ru/2018/05/04/572).

Виктор Улин   06.05.2018 18:16   Заявить о нарушении