Кампания 1943 года. Глава 80

Григорий Макаров 2
                Глава 80.



  Оставив Соколово,  чехословацкий батальон Людвика Свободы, усиленный артдивизионом и четырьмя танками, занял оборону на рубеже Миргород, Артюховка. Тем временем гвардейская дивизия генерала Шафаренко была привлечена к участию в контрударе 6-й армии генерала Харитонова на правом её фланге в направлении Водолаги. Два гвардейских полка выдвинулись для атаки на окраину Соколово. Туда же выдвинул свой наблюдательный пункт генерал Шафаренко. Третий полк дивизии Шафаренко по-прежнему вёл тяжёлый бой в Тарановке. Разделение сил гвардейской дивизии в такой обстановке было явно не лучшим оперативным решением. Но командарм Харитонов ещё надеялся своими силами поправить положение под Харьковом, а как минимум - дать разбитым войскам 6-й армии возможность оторваться от наседающего противника и отойти через Харьков за Донец.

 До начала контрудара оставались минуты, когда Шафаренко получил от полковника Билютина из Тарановки отчаянный призыв о помощи. Шафаренко пришлось развернуть один из полков, изготовившихся для атаки Соколово, и двинуть его в Тарановку. Впереди с десантом на броне пошла танковая бригада армейского усиления. В результате Соколово пришлось атаковать одним полком и совсем без танков.

 Бой за Соколово продолжался весь день 9 марта и всю последующую ночь. Гвардейскому полку противостояли 50 немецких танков и батальон мотопехоты. Все атаки гвардейцев были отбиты, и только рота лейтенанта Дорошенко, усиленная пулемётным взводом, ворвалась на окраину Соколово и попыталась закрепиться. Противник контратаковал пятнадцатью танками и двумя ротами пехоты. Под фланкирующим пулемётным огнём цепи немецкой пехоты залегли. Тогда один из танков развернулся и, набирая ход, пошёл прямо на хату, возле которой засели пулемётчики. Немецкие танкисты не стреляли, чтобы не тратить зря боеприпасы. По команде взводного рядовые Филатов и Александров отползли от пулемёта в разные стороны и, дождавшись, когда танк приблизится, метнули в него гранату и бутылку с зажигательной смесью. Танк загорелся и остановился. К танку бежали немецкие автоматчики.   

 Осмотревшись по сторонам, Александров увидел, что рота Дорошенко отступает. Расчёт вернулся к пулемёту, разобрал его на части и в порядке отступил, догнав своих. В этом ему помог подпоручик Кудлич, ворвавшийся во главе роты чехословацкого батальона на восточную окраину Соколово и тем самым отвлёкший на себя внимание противника. Контратакованные танками, отступили и чехословаки.

 Пока всё это происходило в Соколово, в Тарановке полк Билютина был с трёх сторон атакован шестьюдесятью немецкими танками и полком пехоты, усиленным батальоном автоматчиков. Билютин, которому Шафаренко не оставил ни одного танка, вынужден был отступить на восточную окраину села, удерживая дорогу на Харьков. При этом он, однако, открыл немцам дорогу на Змиев, в тыл всей ударной группировке Харитонова. Предупреждённый генералом Шафаренко, Харитонов развернул и двинул на Тарановку ещё одну из своих танковых бригад.

 Оставив НП под Соколово, генерал Шафаренко поспешил со штабом в Тарановку, выслав вперёд разведку. В районе разъезда Шурово уже был готов другой наблюдательный пункт. Прибыв на него и связавшись с войсками, Шафаренко принял решение атаковать с ходу. К вечеру была отбита северная часть Тарановки. Ночью и весь день 10 марта немцы раз за разом контратаковали. Атаки чередовались с налётами авиации. С наступлением темноты полк немецкой пехоты с сорока танками пошёл на решительный штурм и вновь потеснил гвардейцев. 
Шафаренко, в свою очередь, контратаковал пехотой и танками и к полуночи восстановил положение. Гвардейцы вернулись на позиции батареи, первой принявшей удар противника. Все три орудия были раздавлены. Вокруг догорали шесть немецких танков и три бронемашины. Командир батареи был убит, его заместитель смертельно ранен, остальных артиллеристов с ранениями разной степени тяжести доставили в полевой госпиталь.

 Подтянув артиллерию, 11 марта немцы окончательно выбили гвардейцев из Тарановки и, развивая успех, устремились по дорогам на Харьков и на Змиев. Один из полков Шафаренко занял оборону в Змиеве, два других отошли в Зидьки. Вечером два батальона немецкой пехоты с двадцатью танками атаковали юго-западную окраину Змиева. Бой продолжался всю ночь. Уничтожив 12 танков и до трёхсот человек пехоты, гвардейцы перед рассветом отступили за реку       
 Мжа.

 Утро 12 марта началось с массированного воздушного налёта на Чемужевку, Замостье и Зидьки. Сразу после бомбёжки к берегу Мжи вышли 80 немецких танков и открыли огонь через реку. Под прикрытием этого огня в атаку по тонкому льду пошли цепи немецкой пехоты. Двумя дивизионными залпами "катюш" гвардейцы прогнали с берега немецкие танки обратно в Змиев. 10 танков остались догорать на берегу. Лишившись огневой поддержки, немецкая пехота залегла на льду реки. Вперёд выдвинулись гвардейские снайперы. Понеся от их огня чувствительные потери, немцы с наступлением темноты отступили вслед за танками в Змиев. Ночью в Змиев проникли разведчики Шафаренко. Вернувшись перед рассветом, они доложили, что сто танков и полтора полка мотопехоты ушли из Змиева на север, по дороге в Мерефу.

 13 марта противник перед фронтом гвардейской дивизии активности не проявлял.

 В штабе Шафаренко встревожились. Похоже было на то, что противник намерен обойти танками с севера исток реки Мжа и зайти гвардейцам во фланг и тыл. Решили в крайнем случае перевернуть фронт и занять круговую оборону на южном берегу.

 В ночь на 14 марта по приказу командующего 3-й танковой армией генерала Рыбалко правый сосед дивизии Шафаренко - 62-я стрелковая дивизия - отошёл за реку Уда. Теперь за правым флангом у гвардейцев на подступах к Харькову дралась только 69-я армия генерала Казакова. На неё и обрушил фельдмаршал Манштейн нокаутирующий удар бронетанкового корпуса СС, поддержанного большими силами авиации. Казаков не выдержал удара. Чтобы прикрыть отход разбитой армии, Шафаренко загнул правый фланг дивизии фронтом на север и занял оборону на рубеже Красная Поляна, Боровое.

 Утром 15 марта полк гвардейцев был атакован на этом рубеже немецкими танками и пехотой. Одновременно дивизия была атакована во фланг и тыл прорвавшимися со стороны Харькова пятьюдесятью немецкими танками и семью САУ с десантом автоматчиков на броне. Завязался тяжёлый бой в полуокружении. Уничтожив десять танков и САУ и до девятисот человек немецкой пехоты и понеся, в свою очередь, чувствительные потери, правофланговый полк под покровом ночи оставил свои позиции и отошёл к своим.

 Тем временем другой гвардейский полк весь день вёл тяжёлый бой в Замостье. Здесь противник потерял 10 танков и сотню человек пехоты. Между тем немцы уже заходили в тыл гвардейцам со стороны Борового и Рогани. Немецкая пехота тут и там переходила реку Мжа по льду. Третье сражение за Харьков близилось к концу.