Неспособность слушать музыку

Тина Свифт
Неспособность слушать музыку

Люди, живущие в городах, задавлены звуковым потоком. Следствием этого является то, что человек отвык воспринимать состояние тишины, оказался неспособен слышать музыку души, музыку природы, космоса. А ведь когда-то, ещё до новой эры, люди умели не только слышать её, но и создавали на основе этой музыки  научные концепции.

Само понятие «музыка» происходит от греческого «movba» - муза. О музах или мусах  («мыслящих») – девяти дочерях Зевса и богини памяти Мнемосины – эллинские мифы повествовали как о покровителях певцов и музыкантов, пробуждающих в них творческие силы, вдохновение.

Одна из первых древнегреческих концепций связывала музыку с космосом и числом. Открытие связи музыкальных интервалов и музыки в целом с числом, определёнными математическими закономерностями принадлежит Пифагору и  его школе (6-5 вв. до н.э.).

Пифагорейцы открыли зависимость высоты музыкального звука от длины звучащей струны и то, что в основе музыкальных интервалов лежат определённые математические взаимоотношения.

Если зажать струну в определённом месте и сократить тем самым её длину, то получим звук более высокий по отношению к звучанию целой струны (основному тону). Между основным и производными звуками образуется определённое расстояние в акустическом и физическом смысле, именуемое музыкальный интервал.

Пифагорейцами были сделаны расчёты основных музыкальных интервалов: октавы, квинты и кварты.

Отношения основного тона, квинты и октавы имели следующее математическое выражение: 1:1 (1) / 2:2.

Отношения основного тона, кварты и октавы – 1:1 (1) / 3:2. На этом звуковая арифметика не заканчивалась. Пытливый, исследовательский ум древних учёных осуществлял с этими цифрами всевозможные комбинации, устанавливал закономерности, усматривал пропорции.

Интервалы подвергались также геометрической и физической интерпретации. Кварта мыслилась как икосаэдр-двенадцатигранник, наиболее «катящаяся» фигура. Её физический эквивалент – вода. Квинта – октаэдр-восьмигранник, физический аналог – воздух, и т.д.

Однако, самой популярной на протяжении веков, постоянно привлекающей внимание, хотя и наименее ясной, была астрономическая интерпретация музыкальных интервалов, известная под названием музыки сфер.

Для Пифагора и его последователей космос – не только светящееся, зрительно «осязаемое», но и звучащее, слышимое «тело». Правда, непосредственно слышать «музыку» космоса, согласно преданию, мог только Пифагор. Так как «космическая музыка» звучит постоянно, отсутствие паузы, тишины не позволяет людям услышать её. Солнце, Луна, звёзды (включая планеты), по мнению греков, издают звуки определённой высоты. Звуки эти, сочетаясь, образуют прекрасную гармонию – «гармонию сфер».

На исходе античности, у римского философа Боэция (5-6 вв. н.э.) космологическая интерпретация музыки получила дальнейшее развитие. Движение небесных светил, смена времён года, всеобщая связь всех элементов мира и их гармония были названы Боэцием «мировой музыкой».

Другой античный автор, Аристид Квинтилиан располагает на шкале музыкальных интервалов времена года. Он считает, что весна по отношению к осени образует кварту, по отношению к зиме – квинту, по отношению к лету – октаву.

Подобные идеи поддерживал и выдающийся немецкий математик, физик, астроном и философ Иоганн Кеплер, который давал следующую её интерпретацию.

Каждая планета имеет свой «голос» и свой интервал движения, и, соответственно, - звучания. По Кеплеру Земля и Венера имеют самые узкие интервалы движений – около полутона (1). Песнь Земли Кеплер слышит как мелодию полутонов «ми - фа - ми», что соответствует латинским словам «miseria» - fames - miseria» - «нищета – голод - нищета». Все планеты вступают в сложные гармонические взаимоотношения, которые называются немецким учёным «сложными четвертными контрапунктами».