I-6-9. Первое послание апостола Иоанна

Екатерина Истоомина 2
                Предполагается, что именно Иоанн был с Андреем, когда «два ученика Иоанна Крестителя, пошли за Иисусом, чтобы увидеть, где Он живет, и пробыли у него весь день тот» (Ин. 1:35-40). Он и стал одним из трех самых близких учеников Иисуса, вместе с Иаковом и Петром видел преображение Учителя. Ему Иисус на кресте поручил заботу о Матери Своей. После ее смерти и рассеяния евреев из разрушенного римлянами Иерусалима, Иоанн ушел в Ефес, чтобы пасти церкви, основанные Павлом. Там он написал свое Евангелие.

                Император Домициан сослал Иоанна на остров Патмос, где он получил Откровение свыше. Вероятно, оттуда же он отправлял послания для подкрепления своих духовных детей. При императоре Нерва, прекратившем гонения, Иоанн возвратился в Еф. Он умер там в глубокой старости в царствование императора Траяна, около 100 года (Библейский словарь Нюстрема).

                Ко времени написания первого послания Иоанна христианство существовало уже около 70 лет и распространилось по Римской империи, и во многих местах оно было единственной религией. Римские власти стремились соединить Евангелие с господствующими тогда философиями.

                Гностицизм, например, учил, что в природе человека заложен принцип дуализма: дух и тело это две отделённые друг от друга реальности. Грех находится только в теле, поэтому плоть может наслаждаться своими похотями, дух при этом — в восторге возноситься к Богу. Гностики отрицали воплощение, убеждая, что Христос был призраком, и только с виду казался человеком. Они отрицали, что Бог воплотился во Христе.

                В своем послании апостол подчеркивает основные положения Евангелия и предостерегает верующих против появившихся ересей, «которые впоследствии произвели искаженную и языческую форму христианства». Г. Геллей.

«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом». 1Ин. 1:3.

                Иоанн в своих посланиях настойчиво утверждает, что истинное познание Иисуса проявляется нравственным преобразованием человека.

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». 1Ин. 2:4-6.

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». 1Ин. 3:2-3.

«Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». 1Ин. 3:8-9.

«И как вы слышали, что придет АНТИХРИСТ, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши». 1Ин. 2:18-19.

                Антихристы, о которых пишет Иоанн, это лжеучителя, вышедшие из апостольских церквей, но восхотевшие «христианское одеяло перетянуть на себя», тем самым, искажая суть Евангелия и разрушая авторитет апостолов. Поэтому Апостол Иоанн вначале обращается к истинным наставникам поместных церквей, поддерживая их.

«Впрочем, вы имеете ПОМАЗАНИЕ от Святого и знаете все». 1Ин. 2:20.

                Здесь я хочу особо отметить, что КРЕЩЕНИЕ Духом Божьим и ПОМАЗАНИЕ Духом Божьим — это разные этапы духовной жизни. Крещение Духом, как в день Пятидесятницы, — это получение свидетельства о рождении «духовного младенца», которому предстоит еще «возрастать в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Но это еще не гарантия, что он выживет в этом «безумном-безумном мире»...

«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог». Ин. 6:27.

«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». Откр. 7:2-3.

«И сказано было саранче, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих». Откр. 9:4.

                Вот эту печать и предстоит еще получить детям Божьим как наследникам Царствия Божьего по вере в Сына Божьего и по Его ходатайству за «претерпевших до конца» (Мф. 10:22). Это произойдет (или уже происходит) у Престола Божьего в Царстве Небесном как решение Суда.

                А помазание как дар Духа Божьего дается избранным Божьим для определенного служения на земле. Вот к таким служителям поместных церквей и обращается Иоанн в этом послании, говоря о помазании. Кто истинно помазан Духом Святым, тот не будет принимать ложные учения, и слушать всяких еретиков. Только Господь знает, кого можно ПОМАЗАТЬ НА СЛУЖЕНИЕ. Поэтому вдумаемся в важное наставление Иоанна:

«Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас.
            Впрочем, ПОМАЗАНИЕ, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». 1Ин. 2:25-28.

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире». 1Ин. 4:1-3.

«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». 1Ин. 4:4-8.

                Четвертая глава первого послания Иоанна — это «ода Божественной Любви». Но я приведу еще только один стих из нее, чтобы обратить внимание на то, как происходит ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ Духом Святым:

«Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он ДАЛ НАМ ОТ ДУХА СВОЕГО». 1Ин. 4:12-13.

«Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». 1Ин. 5:10-13.

«Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле». 1Ин. 5:18-19.

                «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий
                волю Божию пребывает вовек». 1Ин. 2:17.