Учение Христа и 12-я глава от Луки

Михаил Кедровский
       Христианское учение изложить нетрудно, а выполнять тяжело и даже вряд ли у кого-либо до конца получится. Если отбросить языческие наслоения, его можно сформулировать двумя фразами: никого не осуждать и любить ближнего как самого себя. К примеру, один из главных русских святых Сергий Радонежский родного брата, который ему позавидовал, осудил, удалившись в другую обитель; одних учеников любил больше, нежели других. Чего же требовать от нас, грешных?

       Большинство отцов церкви грозят невыполняющим заветы Иисуса Христа геенной огненной, однако Антоний Великий утверждает, что Господь жаждет спасти всех и это «всех» не знает исключения. Своими злодеяниями, по мнению Антония, люди при жизни навлекают на себя огромные бедствия. К ним он относит Содом и Гоморру, Великий потоп, разрушение Иерусалима, многочисленные войны, которые с каждым новым столетием становятся более кровопролитными и разрушительными.

       Бог лечит людей через страдания. Корни страданий надо искать в природе человеческой – тщеславной, горделивой и завистливой. Тщеславие отличается от гордыни меньшей степенью интеллектуальности. Кто-то кичится материальными успехами, рейтингом и прочей мишурой, а вот граф Лев Толстой, к слову, упорно ниспровергал Вильяма Шекспира, которого считал своим основным конкурентом на мировой литературной арене.

       Глава 12-я Евангелия от Луки на протяжении истории христианства вызывала многочисленные споры. Скорее всего, из-за того, что человек склонен видеть Вседержителя Существом, себе подобным, имеющим людские недостатки.

       Начинается эта глава с предупреждения Спасителя ученикам остерегаться лицемерия, ибо всё тайное станет явным; и не бояться убивающих тело, но не способных убить душу. Наша эгоистичная природа не может принять таких постулатов.

       Нам сложно поверить в то, что все волосы у нас на голове сосчитаны, как уверяет Плотник из Назарета, что Бог о каждом из нас заботится, поскольку мы-то о себе самих не умеем как следует позаботиться.

       Далее Иисус предостерегает от любостяжания, так как «жизнь человеческая не зависит от изобилия имения», и рассказывает притчу о богаче, который намеревался расширить житницы, но вскоре умер, не исполнив намерения. «И сказал ученикам Своим: не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться. Душа больше пищи, и тело – одежды» (стихи 22-й и 23-й). Мало кто из нас поверит Наставнику из Галилеи: в повседневности мы наблюдаем обратное.

       Христос призывает людей бодрствовать, то есть быть готовыми к любым поворотам судьбы. И затем произносит, пожалуй, самые непонятные фразы из сказанных Им: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (49-й стих); «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (51-й).

       Как же так? Куда делись провозглашаемые смирение, терпение, ударили по правой – подставь левую щеку и так далее? Мы тешим себя иллюзиями и не желаем даже в кошмарном сне представить себе подобное развитие событий. Но если взглянуть на реальность честно, то весь исторический процесс к тому и идет. Нет никаких оснований рассуждать иначе. Какой огонь? Огонь глобальной войны, конечно! Что же можно иное подумать?

       Но зачем же спешить? Не следует спешить, Господи Иисусе!.. Согласно христианской доктрине, после конца света наступает Суд, а потом будут новая земля и новое небо, где не найдется места ни печали, ни греху. В стремлении приблизить этот момент нет ничего дурного, просто нам невмоготу расстаться с прошлым, расстаться с привычкой прозябать.

       В Новом завете не исключается и вариант того, что Вседержитель переменит свои планы, если человечество одумается. Поэтому ничего жуткого в том, что в Священном писании написано, нет. Если хотите одуматься, то – пожалуйста.

02.05. 2018