Любовь... Жизнь... Смерть...

Лана Милус
Я уже писала о первых подростковых влюбленностях (смотрите на www.lanamilus.com или www.proza.ru/avtor/lanamilus ) и вот еще один подросток, девочка – 12 лет, с одной стороны, свидетельство того, что жизнь продолжается со всеми ее радостями, закономерностями и  непонятностями, с другой, слушая рассказ родителей, понимаю, что речь идет о суицидальном поведении. Срочно нахожу «окошечко» на ближайшее время.
Слава Богу, родители – адекватные люди, понимающие все риски и поэтому своевременно обратившиеся за помощью. Никаких иллюзий. Услышали однажды от девочки: я устала, я больше так не хочу жить, я вообще ЖИТЬ НЕ хочу, и сразу к специалисту. И это правильно. Конечно, проще считать, что это пройдет, что это у всех было, что «справимся сами»… Это ПРОЩЕ… А правильней – к специалисту. К этому надо относиться очень серьезно. Очень!!!
Работа с мамой и папой… Беседа… Диагностика детско - родительских отношений… Понимание того, что происходит в семье… И вот девочка… На первой встрече только знакомство… Разговор как будто ни о чем… Предлагаю порисовать… Потом говорим… Я предполагаю, ребенок подтверждает или отрицает; а главное, говорит, рассуждает…
На второй встрече девочка просит, чтобы мама тоже осталась. Для меня это очередной шанс от Вселенной. Работать в группе, даже в такой маленькой, как наша, над любой проблемой проще, чем работать индивидуально (ну, по крайней мере, для меня).  Даю своим девочкам задание: написать,  что такое любовь и что такое нелюбовь…  После этого -  что такое жизнь и что такое смерть…. Идет серьезная мыслительная  работа: пишут, думают, пытаются незаметно подсмотреть написанное друг у друга -  все как в обычный группе.
Потом обсуждаем… Начинаем с любви… Что такое любовь? Очень много эпитетов у девчонок: доверие, понимание, доброта, нежность, честность, преданность, взаимность, поддержка, думать о нем….
Беру только то, что надо мне в этой ситуации. Обсуждаем. Как это случается, как может быть, как – не может, что зависит от нас, что нет.
Переходим к нелюбви, к жизни и смерти…  И вот здесь начинается самое сложное, потому что нужно найти слова, аргументы, чувства, эмоции…  Уловить  правильные мысли, задать такие вопросы, чтобы ребенок начал рассуждать… Вслух…. Чтобы слышала, понимала, осознавала. 
- Смерть принесет спокойствие и умиротворение, - говорит девочка.
Мама почти в обмороке и из этого полуобморочного состояния начинает рассказывать о том, как будет плохо ей, папе, бабушкам, если, не дай Бог, с девочкой что-то случится (кстати, хочу сказать из опыта, малоэффективный прием). Девочка слушает, а я понимаю, что слышала она это уже раз 300.
Включаюсь в разговор:
- Мы сейчас рассуждали о любви и нелюбви… Как вы думаете, эгоизм – это куда: к любви или нелюбви.
- Конечно, к нелюбви! – восклицают обе одновременно.
- Тогда, я так понимаю, вы обе не умеете любить, поскольку вы обе – эгоистки.
Девочки мои застывают в изумлении: старшая с недоумением в глазах, типа, Вы что такое говорите, как можно, это же, ну и дальше могла бы быть целая речь о непедагогичности и о неправильной трактовке ее мыслей ….; младшая просто потому, что даже не предполагала, что ОНА может быть эгоисткой и что ей об этом скажут в такой момент.
- Ну что, давайте будем разбираться? – продолжаю я и примирительно улыбаюсь.
- Ну вот смотри, ты говоришь о спокойствии и умиротворении, СВОИХ, естественно, правильно? Т.е. думаешь только про себя и о себе…. А человек, думающий только о себе, кто?
- Эгоист, - шепчет девочка.
Обращаюсь к маме:
- Вы тоже думаете о том, как ВАМ будет плохо, если вдруг что-то… Правильно?
Мама находится в готовности что-то говорить в свою защиту, но понимая выразительность моего взгляда, молчит и кивает…
- Ну что, давайте рассуждать… Нас трое, и, я уверена, мы справимся…
И мы начинаем говорить и размышлять о том, что если люди любят друг друга, то никогда не смогут допустить, чтобы кому-то из них было плохо; что никто не знает, есть ли умиротворение и покой после смерти; что мертвое тело, это совсем не значит – мертвая душа (а здесь тоже очень много таинственного); что то, что сейчас переживает девочка, это совсем не про адские муки, потому что здесь ее могут понять, обнять, защитить… Здесь есть, кому ее любить…  А что происходит в том мире, мы не знаем… Но в том мире точно не будет этих любящих людей.
Вспоминаем о том, что почему-то самоубийц никогда не хоронили на кладбище, что родным и близким не будет разрешено даже свечу поставить. Может быть, это не случайно? Ведь в нашей жизни есть закон: не укради. А человек, лишающий себя жизни, получается, - ворует…. Крадет то, что не им дано… Крадет свою ЖИЗНЬ… Разве может это быть не наказуемо? Не знаю….
Девочка внимательно слушает и по выражению ее лица абсолютно понятно, что об этом она вообще никогда не думала.
- Когда ты думаешь о смерти, ты думаешь о том, что вот ты умрешь и мальчик поймет, что надо было вести себя по-другому? – спрашиваю я.
- Да, - тихонько кивает ребенок.
- Представляешь, но ведь ты даже  не узнаешь о том, что он думал, что чувствовал…
Говорим о том, что это такое – потерять близкого… Что это НАВСЕГДА… Что ничего не вернуть… Не обнять… Не прижаться… Не заглянуть в глаза… Не сказать: я люблю тебя….
- Любовь может быть только между мужчиной и женщиной? – внезапно спрашиваю я девочку.
- Нет, конечно… - эмоции перекрывают, но девочка рассуждает. – Любовь к  родителям, к сестре, к животным, к природе, к рисованию, к подружкам…
- Видишь, как много… И это МНОГО можно потерять, а можно ценить и преумножать… Ведь так?
- Да, - соглашается девочка. И вспоминает, что папа ей недавно проговорил о том, что все в этом мире неслучайно: каждая вещь, каждое дерево или животное имеет свою ценность. А уж человек, которому так много дано, тем более.
Мы начинаем говорить о том, зачем мы пришли в этот мир, как нужно прожить, что сделать… Говорим о том, насколько беднеет мир, когда теряет того, кто много сделал для людей, для искусства, для родных, для друзей.
- Конечно, мы все уйдем из этой жизни, это естественно, бессмертных нет… - подводим итог. – Но ведь есть разница, как и когда уйти, что и сколько успеть, скольких сделать счастливыми, сколько любви принести в этот мир…
Сложный разговор… Очень сложный… Мы вымотаны эмоционально…
- А давайте порисуем, - предлагаю я.
- Давайте! – радостно соглашается девочка.
- Что будем рисовать? – спрашиваю.
Девчонки пожимают плечами.
- А давайте нарисуем  радость … - предлагаю я.
Не очень понимая, что рисовать, мама с дочкой разбирают кисточки, выбирают краски… И вот мы рисуем, обсуждая между делом, ЧТО нам в жизни может приносить радость и как мы ее можем дарить другим…