Temporary insanity

Александр Квиток

отрывок из книги "Литераторы шутят и не шутят"



Ахматова просит продолжать чтение. Чуковская открывает книгу на одной из закладок:

    – Здесь Герцен говорит о зверствах русских над поляками после восстания 1831 года, при Николае Палкине:
«…у России было меньше совести, т.е. сознания. За полусознанные злодейства, за преступления, сделанные в полусне, история не наказывает, а даёт английский вердикт «temporary insanity» . Вопрос весь в том, имеет ли Россия 1863 столько же права на этот вердикт, как Россия 1831?
Мы решительно отрицаем это».

С английским вердиктом стоит разобраться отдельно. Мы, пожалуй, согласимся с Александром Ивановичем: нет у России 19-го века никаких прав (перед судом истории!) на смягчающие вину обстоятельства, когда творятся «полусознанные злодейства». За преступления «сделанные в полусне» или «в состоянии аффекта» (как нынче выражаются юристы) можно прощать…иногда.

 А если жестокость правителей стала нормой жизни, если «временное умопомрачение» повторяется тысячекратно, а сам процесс истязания своих граждан приносит вертухаям радость, и счёт погибшим от репрессий идёт на миллионы, то какой там, к чертям собачьим, английский вердикт!

А звучит красиво – «temporary insanity»! Ну и пусть звучит в Англии, а в России найдутся другие слова как, например, «политическая целесообразность». Ими можно оправдать любые мерзости, любую жестокость.

Как нам давно известно, российские самодержцы и вожди всех времён, с помощью услужливой интеллигенции, всегда регулировали историю в свою пользу, выпячивая героическое прошлое и вырезая страницы с мерзостями правителей. А «суд истории» – так это вообще нечто эфемерное, невнятное, нематериальное. Так же как и пресловутая «свалка истории».

 Разве убоятся российские «творцы истории» осуждения из-за границы, когда подвластный народ с аппетитом вкушает любую лапшу быстрого приготовления и с радостью бежит голосовать за властелина текущего момента.

 Пока ещё хорошо кормят…