Силач с Пересвета

Вячеслав Прытков
                С  И  Л  А  Ч     С      «П  Е  Р  Е  С  В  Е  Т  А».


Ранним  утром  11  октября  1901  года  из  Кронштадта  вышел  новый  корабль, носящий  имя  героя  Куликовской  битвы  -  Александра  Пересвета. Провожавшие  на  берегу  ещё  долго  могли  видеть  его  стройный  силуэт, пока  он  совсем  не  исчез  из  виду, но  вскоре  и  клубы  дыма  постепенно  рассеялись  на  горизонте. Эскадренному  броненосцу  «Пересвет»  предстоял  трудный  переход  на  Дальний  Восток, где  становилось  всё  неспокойнее. Япония  интенсивно  усиливала  свой  флот, готовясь  к  войне  с  Россией, поэтому  и  потянулись  корабль  за  кораблём  с  Балтики  в  состав  1 – й   Тихоокеанской  эскадры.
Командир  корабля – капитан  1  ранга  Николай  Семёнович  Королёв  собрал  всех  офицеров  в  просторной  кают – компании:
«Господа! Возможно, на  нас  возложена  великая  миссия – участвовать  в  предстоящей  войне  и  защищать  свою  Родину. Наш  корабль  носит  гордое  имя  героя  Куликовской  битвы. Поэтому  я  хочу  обратиться  к  вам  со  словами  преподобного  Сергия  Радонежского, которыми  он  напутствовал  воинов – монахов  Александра  Пересвета  и  Андрея  Ослябю  на  битву: Вот  вам, дети  мои,  оружие  нетленное, да  будет  оно  вам  вместо  щитов  и  шлёмов  бранных. Мужайтесь, яко  доблии  воины  Христовы! Приспело  время  вашей  купли!»


В  машинном  отделении  «Пересвета»  стоял  невообразимый  шум. Три  мощные  паровые  машины  броненосца  располагались  в  индивидуальных  отсеках. Машинистам  выпала  сложная  задача – обслуживать  все  30  котлов. Техник  была  новая, знаний  у  личного  состава  пока  не  хватало. Вот  и  приходилось  старшему  механику  Василию  Эйсмонту  и  только  что  закончившему  училище  механику  Ивану  Франк  постоянно  следить  за  своими  молодыми  подопечными, подсказывать, что, да  как.
Коренастый, с впечатляющими  буграми  мышц  на  теле,  Иван  Франк  вскоре  стал  любимцем  всего  экипажа. Он  легко  сходился  с  людьми, отличался  добросердечностью, слыл  балагуром  и  весельчаком. Кроме  всего  прочего, Иван  обладал  необычайной  силой, что  тоже  привлекало  к  нему  простых  матросов. Так, для  него  не  составляло  особого  труда  связать  своими  мощными  руками  железную  кочергу  «выбленочным»  узлом, а  пальцами  правой  руки  свернуть  в  трубочку  серебряный  рубль, рвать  с  ходу  толстые  книги.
Ещё  в  училище  И. Франк  усиленно  занимался  поднятием  тяжестей. На  свои  деньги  покупал  спортивный  инвентарь, прививая  любовь  к  спорту  у  гардемаринов.

Сейчас, стараясь  перекричать  грохот  работающих  машин, Иван  Франк,  наклонившись  к  уху  старшего  механика  броненосца, повторял  ему:
«Посмотришь, Вася, скоро  я  соберу  команду, буду  тренировать  всех  желающих  обращению  с  пудовыми  гирями.»
«А, что, Иван! Дело  нужное, гляди  и  чемпионов  вырастишь!»

Получив  добро  от  командира  корабля, Иван  начал  заниматься  с  отобранной  им  командой  в  свободное  от  вахт  и  работ  время. Постепенно, каждый  из  тренирующихся  мог  поднимать  левой  и  правой  рукой  по  два  пуда.

Наблюдая  как – то  за  занятием  силачей, старший  помощник  «Пересвета»  сказал  командиру: «Да, Николай  Семёнович, с  такими  молодцами  нам  японцы  уже  не  страшны!»


Почти  восемь  месяцев  длилось  плавание  «Пересвета», позади  остались – Аден, Коломбо, Батавия, Гонконг. По  прибытии  в  Порт – Артур  выяснилось, что  лучшей  за  весь  переход  оказалась  машинная  команда  броненосца.

До  назначения  на  канонерскую  лодку  «Кореец»  в  1903  году  механик  Иван  Франк  сменил  ряд  кораблей, служил  на  эсминцах  «Бесстрашный»  и  «Бдительный», крейсере  «Россия», транспорте  «Якут». За  это  время  он  стал  лучшим  бойцом  по  английскому  боксу  на  Тихоокеанской  эскадре, по – прежнему  отбирал  и  тренировал  команды  любителей  тяжёлой  атлетики.


Два  российских  корабля – крейсер  «Варяг»  и  канонерская  лодка  «Кореец»  оказались  в  корейском  порту  Чемульпо. Против  них  выдвинулась  целая  японская  эскадра, состоящая  из  5  крейсеров, одного  броненосного  крейсера  и  8  миноносцев. Один  из  миноносцев  встал  на  якорь  недалеко  от  «Корейца». Иван  Франк  предложил  командиру  капитану  2  ранга  Беляеву  Г. Г.  свой  план  захвата  «японца»  со  своей  специально  тренированной  командой  в  шесть  человек, одетых  в  корейские  белые  балахоны, и на  корейской  шлюпке  с  берега  подойти  к  миноносцу. Успех  был – бы  очевидным. Командир «Корейца» запросил  о  захвате  командира  «Варяга»  капитана  1 ранга  Руднева В. Ф. ,  но  тот  не  решился  рисковать  перед  боем  старшими  специалистами.

Неравный  бой  стал  для  «Варяга»  последним, а  канонерскую  лодку  «Кореец»  решено  было  взорвать, чтобы  не  досталась  врагу. И. Франк  был  в  числе  смельчаков,  отважившихся  сделать  это. Он  остался  жив.

После  окончания  русско – японской  войны  продолжил службу  на  Балтике, дослужился  до  капитана  1  ранга, удостоен  орденов  «Святого  Георгия»  и  «Святого Станислава  3 – й  степени  с  мечами», медалей  «В  память  русско – японской  войны»  и  «За  бой  Варяга  и  Корейца». Революцию  не  принял, эмигрировал  сначала  в  Германию, затем  жил  в  Латвии, потом  переехал  в  США. Там  и  закончилась  в  1966  году  жизнь  силача – смельчака – Ивана  Леоновича (в других  источниках – Валерия  Александровича) Франк, до  конца  своих  дней  не  расстававшегося  со  спортом, достойного  преемника  воинов – богатырей  Куликовской  битвы.

Примечания:  Выбленочный  узел – затягивающийся  узел  от  выбленка – поперечный  отрезок  троса, служащий  ступеньками  для  подъёма  на  мачты. Этим  узлом  крепили  на  парусном  корабле  выбленки  к  вантам.

30  апреля  2018  г.                Вячеслав  Прытков.