Трудовой подвиг Тверского рабочего класса

Иван Цинк
              История Твери времен застоя глазами обывателя
                «Чисел не ставим, с числом бумага
                станет недействительной» (М.А.Булгаков)

      Во время строительства первых ниток газопровода «СССР - Германия» произошел на территории Тверской (тогда Калининской) области такой неприятный случай. Для прокладки этого могучего и чрезвычайно важного для экономики обоих государств газопровода на территории СССР были сформированы две мощные «бригады» укладчиков труб. Одна из них формировалась в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), другая в подмосковном Подольске (имя свое пока не менял). Помимо очень приличной заработной платы для участников этой архиважной стройки было запланировано получение государственных квартир (подчеркнуто отличаю от кооперативных), в Горьком или в Москве. Город получения назначался в соответствие с точкой формирования строительного подразделения. Условием получения жилой площади было выполнение пунктов контракта, по которому любой работник (опять же подчеркиваю «любой») был обязан отработать на газовой стройке 5 календарных лет непрерывно.
      Надо заметить, что получить квартиру в те времена для большинства населения было очень тяжело. Жилищное строительство велось крайне безалаберно и четкого государственного понимания, сколько нужно квадратных метров жилья в том либо другом регионе, в какие сроки, в большинстве случаев не наблюдалось. Поэтому можно было ожидать квартиру десятилетиями, а можно было получить и значительно быстрее. Как повезет, но чаще где-то посередине.
      Нетрудно догадаться, что работали трубоукладчики на этих нитках не за страх, а за совесть, плюс бригадный подряд не давал никому из них «расслабиться». На некоторых участках был принят такой график труда. Три недели или месяц целиком бригады работали без выходных, в полевых, понятно, условиях. Потом 4-5 дней интенсивного отдыха в объятьях местных «деревенских Венер» или в компании с зеленым змием. Нередко попадались особенно крепкие трубоукладчики, которые успешно совмещали оба вида отдыха. Но после отдыха, день в день, опять месячная вахта. И не «забалуй» иначе пробкой вылетишь из коллектива, и прощай вожделенная квартира.
      Идиллия продолжалась до момента, когда газопровод дотянулся с востока и с запада до Лихославльского района. Осталось проложить порядка 60 километров труб, и тогда кому-то из «верхних» руководителей пришла в голову мысль заменить «профессиональную» бригаду полупрофессиональными, то есть местными мастерами сварки и монтажа. Родной же коллектив бросить на прокладку второй ветви газопровода. Спросили у Первого Секретаря местного обкома, сможет ли область обеспечить участок рабочей силой достаточной квалификации. Получили ответ: «Да! Конечно! Наши орлы справятся с этой задачей». «Верхнее» руководство удовлетворенно хмыкнуло, бригада «профи» отправилась в пески Туркестана, а на Тверской земле была сформирована своя, родненькая бригада по своим правилам. То есть расценки и надбавку оставили старые, а пункт о жилплощади из договоров убрали. Неприятности начались сразу же. Не удалось привлечь к работе подлинным мастеров своего дела (то есть вышеуказанных «орлов»). Прибавка к зарплате (примерно 150 – 200 рублей) их не вдохновила, улучшение жилищных условий им по договору не «угрожало», и мерзнуть в поле, а дело шло к осени, они не захотели. Те же, кого удалось привлечь к «ударному» труду, люди были тертые и, за редким исключением, любители хорошо выпить. Они сразу же вычислили, если работать спустя рукава, то есть, не потея, то полевые и разъездные надбавки, плюс доплата от Западно-Немецких фирм вполне составят сумму, достаточную для сочетания вышеупомянутых вариантов отдыха. Но, несмотря на немалое число отдыхающих (понятно, что это  далеко не 100%), трубопровод строился, хотя и с отставанием от запланированных темпов.
      Подкосила же другая беда, не профессионально отработали руководители участка. Великолепная техника трубоукладки, изготовленная на заводах Японии и Канады, выработала свой срок (в среднем порядка пяти лет) и начала рассыпаться. Подать же заявку на замену техники позабыли… Бросились по окрестным цехам и мастерским, желая изготовить ломающиеся детали, чтобы продержаться до прихода новой техники по поданным, пусть и с опозданием, заявкам. Но, принимая во внимание объем заказа и разницу систем резьбы и шестеренок (она оказалась питчевой), было очевидно, что эта затея провалится. Нужного количества деталей с надлежащим качеством, получить не удалось.
Технику по заявкам, понятно, получили, но срок ее поставки и ввода в эксплуатацию оказался в районе полутора месяцев. И каких месяцев! Август и сентябрь. Понятно, что отставание от графика было уже значительно! Плохо сработали! Конечно, плохо… Но хуже было другое. Эти факты вовремя наверх не сообщили. И когда первое лицо области получало награду к очередной годовщине Октябрьской Революции, срыв сроков начала поставок газа был неизбежен.
      «Ну, вот конец, хоть не трагичный, но досадный…». Власть предержащие, понятно, узнали о положении дел на стройке и заменили местечковые бригады профессиональными. Первый секретарь области был переведен в Ленинград со значительным понижением. Нитки газопровода были достроены с опозданием. Немецкие фирмы выставили неустойку за несвоевременное исполнение контракта. Далее четкой информации нет, но ходили слухи, что чуть ли не полгода, газ поступал в Западную Германию в счет этой неустойки, то есть безвозмездно.