Крохаль

Егерь Снегирёв
        Как же мне не терпелось пойти на рыбалку в этот день. Отпуск, солнце заманчиво и ярко освещает и греет землю. Лёд давно сошёл, половодье уже давно хозяйничало на реках и полях. С самого утра мне везде встречались рыбаки. Так всегда бывает, когда находишься в томительном ожидании чего-либо, кажется весь мир тебя ещё больше подначивает. Вот и я отнёсся ко всему вышеперечисленному как к тайным знакам природы, которая обещала не оставить меня без улова.
Наспех собрался, две удочки, грузила, крючки, черви, термос и свитер, ночи на реке всё ещё стояли холодные. Пошёл вдоль Клязьмы то и дело перепрыгивая с кочки на кочку, пытаясь не свалится в воду. Прислушиваясь, присматриваясь старался ничего не упустить из виду. Может где-то стоят рыбацкие рогатульки, там и следовало остановится, значит место рыбное. По пути фотографировал вышедшую из берегов речку, то и дело поражаясь как прибыла вода. Я если честно каждый год этому удивлялся, хотя всё было привычным.
        Есть у меня любимое место – устья. Здесь у нас Киржач впадает в Клязьму. Подходя ближе к устьям, заметил на воде купающуюся птицу. Подготовил фотоаппарат.
 - Сейчас подойду ближе, а она обязательно улетит, - подумал я.
Но вот я у самой водной черты, а птица почему-то только барахтается, вновь и вновь пытаясь нырнуть и исчезнуть в глубине. Ничего не понимая, отложив фотоаппарат, стал осматриваться.
«Картина маслом» - от того места, где была птица расходилась тонкая верёвка с поплавками. Бедняга попала в сеть к браконьерам. Нужно было что-то делать. Ещё раз посмотрев на жертву, я понял, что никогда раньше не видел такой птицы. Между нами было расстояние метров пятнадцать, вдобавок солнце святило прямо в глаза, но всё же удалось разглядеть хохолок у неё на голове. Решено было спасать «хохлатую» незнакомку. Вот только как? Лодка у меня далеко – не подходит. Плыть за ней, могу не выплыть сам – тоже не подходит. В конце концов выход был найден, хоть и не самый практичный.
        Собрал удочку, прицепил катушку с прочной плетёнкой. На конец плетёнки привязал тяжёлое грузило и начал забрасывать, цепляя сеть. Наконец-то удочка согнулась, было ясно что попал куда надо. Но сеть не поддавалась, прочно же её привязали «товарищи-рыбаки». Послышался предательский звук порвавшейся плетёнки – «тсынь». Нужно снова привязывать грузило и повторить ещё раз, даже не так. Еще столько раз сколько это могло понадобиться. Я твёрдо решил, что не дам «хохлатой» погибнуть.
И вот я снова тяну на себя двадцать метров браконьерщины. Сейчас возникла ещё одна проблема. Как только удавалось хоть на метр приблизить сеть к берегу, птица начинала барахтаться и пытаться плыть. Она сама того не понимая удручала своё положение. И в этот раз плетёнка подвела. Что ж не отчаиваемся.
Послышался звук мопеда. Парень подъехал и остановился недалеко от меня. Понимая, что не справлюсь один, махнул ему рукой.
- Здравствуй, помоги утку вытащить.
- Давай подтягивай катушкой, а я в перчатках буду леску тянуть.
Так птица стала нашей общей проблемой. Мы оставили на сетке ещё четыре моих грузила, но всё-таки приблизили её к берегу метров на пять.
- Жди здесь, я за «кошкой» (кошка – длинная верёвка с привязанным к ней металлическими крюками).
- Хорошо, - обрадовался я.
Тем временем жертва, уже чувствовала себя очень плохо, её голова легла на поверхность воды. Она даже не пыталась снова нырнуть или уплыть. Тревожно стало за птицу, вдруг не успеем. До уха долетел знакомый звук мопеда.
- Спасена, - зачем-то вслух сказал я.
Немедля «кошка» полетела в воду и почти сразу зацепилась за сеть. Остальные манипуляции заняли не больше десяти минут. Птицу я уже держал в руках.
Пусть простят меня господа орнитологи, но я не понял кого вытащил.
- Чайка какая-то?
- Не, не похожа, - ответил мне новый знакомый.
- А кто тогда?
- Не знаю, я в птицах не очень разбираюсь.
Хохлатая голова полностью коричневая и резко отделяется от белой шеи. Клюв длинный и красноватый, лапки оранжево-красные. В общем-то неважно кто это был, важно, что она жива. Но интерес взял своё и напоследок я её сфотографировал. Птица из моих рук быстро побежала по воде и очень скоро скрылась из виду. В тот день на рыбалке мне везло как никогда, от налимов не было отбоя. Хотелось думать, что это природа-мать меня благодарит за спасённое своё дитя. Может так и было.
        Позже, друг-охотник, посмотрев фотографию сказал, что это была самочка большого крохаля. Непонятно было как она оказалась на нашей реке, никто из моих знакомых никогда не видел здесь этих птиц.