Светлана Ларионова

Петр Панасейко
   
             

             В советские, не столь давние времена очень популярной считалась песня с такими словами:

«Мы немало на свете успеем,
Наша жизнь отгорит не зазря.
Если зерна добра мы посеем,
Завтра всходы поднимет заря.
 
Сердце мое стучать не устанет,
Комсомольское сердце в груди,
Старость меня дома не застанет,
Я в дороге, я в пути.
Старость меня дома не застанет,
Я в дороге, я в пути».

             Её я вспомнил на днях, когда на сайте «Одноклассники» случайно обнаружил страницу Светланы Ларионовой. Сначала подумал, что это не та Светлана, с которой мне довелось в далёком теперь уж сентябре 1978 года сдавать вступительные экзамены в Куйбышевский (ныне –Самарский) государственный университет на юридический факультет. Почему в сентябре? Обучение предстояло на заочном отделении.

          … В декабре 1976 года я вернулся со службы в Советской Армии. И  начал готовиться к поступлению в институт. С подсказки знакомых экономистов на работе, куда устроился, выбрал Куйбышевский плановый институт, расположенный в нашем областном центре. Собирался, разумеется, поступать на заочное отделение.

             Наступил сентябрь юбилейного 1977-го года. Как сейчас помню, мне предстояло сдавать вступительные устные экзамены по географии, истории, математике и писать сочинение по русскому языку. На мою беду ( в школе из всех предметов я не любил больше всего математику) первым поставили экзамен по математике. Он, по понятной причине, для меня оказался и последним.

           Собираясь поступать туда же на следующий год, я накупил книг по математике и приступил к её изучению, по сути, с «нуля»: за два года службы в армии забыл и то, что знал). Сейчас, с высоты прожитых шестидесяти одного года с половиной,  думаю, что  математику я так и не сдал бы в вузе, где она – профилирующий, а не второстепенный предмет. А если бы и поступил, то помучился бы прилично, ибо с детства принадлежал к так называемым «лирикам», а не «физикам».
           Читатель может сразу же задать мне вопрос: «А зачем шёл поступать в экономический, а не какой-нибудь гуманитарный вуз». Ответ простой: «В последнем меня пугал вступительный экзамен по иностранному языку». Его я в школе выучить хорошо не смог по объективным причинам: сменил три школы и соответственно трёх учителей, требования у которых были разные. В сельской нашей школе от нас, учащихся, требовали заучивать немецкие слова. При этом не придавали должного внимания, как эти слова употреблять  в предложении. В другой школе требовали (но для меня время ушло) изучать досконально правила немецкого языка. Но нигде не учили нас разговорной речи по-немецки.

         Забегая вперёд скажу, немецкий язык – это не математика, и если захотеть его выучить, чтобы сдать вступительный экзамен в вуз, выучить можно. Мой личный опыт – тому доказательство. Главное, преодолеть боязнь и рискнуть.

          После работы мы ходили на дежурство Добровольной народной дружины в подшефный городской микрорайон. Познакомился с участковыми инспекторами милиции Кистановым И.И. и Лелюкиным Г.И. Объяснил свои проблемы. Не помню уже кто из них, посоветовал, Иван Иванович или Григорий Иванович, обратиться за помощью к внештатному участковому инспектору Светлане Ларионовой, на тот момент учащейся Тольяттинского торгового техникума:
         - Вот она, Пётр Алексеевич, после техникума не юридического собирается поступать в наш университет  на юриста. И не боится, что профиль другой. А ты испугался какого-то иностранного. Зачем он юристу? Это не профильный предмет. Езжай с ней в сентябре и поступай тоже.

            Так я познакомился впервые с Ларионовой Светой. Хотя, как потом мы выяснили: в 1973/74 учебном году учились в одной и той же тридцать пятой тольяттинской школе. Я заканчивал десятый класс, она – девятый.

            Она меня окончательно уговорила поступать в университет на юрфак. Проявляла в этом плане настойчивость, как мне показалось, ещё и потому, что её подруга по техникуму с ней поступать не собиралась. А одной – не очень весело. Как бы там ни было, но я, спустя ровно четыре десятилетия, по-прежнему остаюсь ей благодарен за то, что она мне подала прекрасную идею: вместо Планового института попробовать поступить в университет. Тем самым  придала мне уверенность в моих силах. Без этого, возможно, я поступал бы на экономиста ещё несколько лет, не исключено, что когда-нибудь и поступил бы, но … радости мне это не принесло бы. А благодаря полученному диплому юриста я стал кадровиком на предприятии, общался постоянно с людьми, а не имел дело со скучными цифрами по экономическим показателям.

           Первого сентября 1978 года мы со Светой сидели в одной аудитории рядом и писали сочинение. Это - первый вступительный экзамен. Не помню, какую она тему выбрала (кажется, как и я), но я писал по теме «Великая Отечественная война в мемуарной литературе». Получил «хорошо».

          На следующий экзамен по истории нас, абитуриентов, стало в аудитории меньше. По понятной причине. К счастью, мы со Светой одолели и второй экзамен: историю.

          А вот на третьем экзамене повезло только ей. Им оказался устный экзамен  по русскому языку и литературе. Меня «подвёл» Фёдор Михайлович Достоевский со своим романом «Преступление и наказание», который я так и не прочитал  к тому времени, ни в школе, ни после неё.

       Говорят, что все мы «умные  задним умом». На себе проверил справедливость этой поговорки. Если бы я не погорячился и не покинул тогда экзамен, а попросил другой билет, то, наверное, не потерял бы лишний год. А всё дело в том, что, как я потом узнал, в том году случился недобор на юридический факультет. Только не уточнил, то ли документов мало сдали на поступление, то ли много абитуриентов «завалили» сочинение? Хотя от этого мне не легче.

        Потому и задавала мне наводящие вопросы женщина-экзаменатор. Когда я вышел в коридор, как мне потом сказала Света, оба экзаменатора несколько минут сидели молча после слов одной из них: «Сколько лет принимаю вступительные экзамены, а такой случай у меня первый, чтобы абитуриент «без боя» ушёл из экзамена». Им не понять, что моё чувство собственного достоинства задели их слова: «Вот Вы сидите в кабинете следователя, к Вам раскольников заходит с повинной, что Вы будете делать?». Что я мог ответить, когда  тогда понятий не имел, зачем он пришёл с повинной? Как, и зачем убил старушек?

           На последний экзамен по иностранному языку Света поехала одна. Я же «со злости» нашёл этот роман Достоевского и за несколько дней его прочитал. И всё понял: теперь Раскольников мог ко мне в кабинет спокойно заходить с повинной. Скажу более, до сентября 1979 года я перечитал все включённые в программу по литературе произведения. Но это не так сложно. Я до сих пор не могу понять, как  смог выучить наизусть все необходимые стихотворения и поэмы. Особенно трудно мне дался Сергей Есенин. Но исключения я для него не сделал. И оказался прав: на следующем вступительном экзамене по литературе мне достался вопрос: «Тема Родины в произведениях Есенина». Попробуй ответь, если не можешь привести цитаты.

           Не знаю, может быть я и не стал бы поступать на юридический факультет повторно, одно обстоятельство укрепило во мне желание поступать.И непременно поступить.

          Трудоголик, которым являлась Света, и есть трудоголик. Иначе как объяснить тот факт, что она, поступив на первый кур престижного университета (заочно), продолжала работать в столовой, писала контрольные работы, готовясь к первой сессии, и ... продолжала по вечерам выходить на дежурство к участковым инспекторам милиции, как их внештатный сотрудник??? Приходила она, правда, с учебниками в руках. И когда я брал в руки  "Всеобщую историю государства и права", "Историю государства и права СССР","Историю КПСС","Римское гражданское право", то во мне окончательно сформировалось желание поступить учиться. Наверное потому, что я в школе был "помешан" вообще на истории, и на истории Древнего Рима в частности. Света, как видим,  помогла мне мою мечту осуществить.

          Таким образом, студентом-заочником юридического факультета университета, в отличие от Светы Ларионовой, я стал годом позже. Все вступительные экзамены, в том числе, по немецкому языку, которого очень боялся, сдал на «хорошо».  А на третьем курсе вообще по нему получил «отлично».

            А что же Света? Продолжала учиться. На первом курсе вышла замуж, сменила фамилию. У нас в группе тоже девушки выходили замуж, но такого «подвига», какой совершила во время шестилетней учёбы в университете она (уже не Ларионова, понятно), я не встречал больше.

          За время шестилетнего обучения она родила троих сыновей. При этом не брала академический положенный отпуск в университете,  а все сессии сдавала вместе с однокурсниками. Тут одно из двух, или с детьми кто-то сидел дома, или она грудных детей брала с собой? Не исключаю второй вариант. Она женщина смелая, не теряющая самообладания ни при каких обстоятельствах.

          Во время обучения мы несколько раз встречались в университете. Вроде бы на жизнь не жаловалась, всё у неё сложилось хорошо. Поэтому я очень удивился, когда она по окончании университета (точное время не помню) прислала  ко мне домой знакомого парня, чтобы я проконсультировал. Вот только не помню на счёт чего? Или по написанию дипломной работы, которую я писал и потом защитил  на «отлично», или по поступлению в университет. Сейчас, пожалуй, это не главное. Меня заинтересовало другое. В записке ко мне она сообщала, что уезжает с семьей из Тольятти на постоянное место жительства в солнечный Узбекистан.

         Ничего в ответ я ей писать не стал, чтобы не расстраивать, но вспомнил, как мои родители в 1971 году переезжали тоже из одной республики (Украины) в другую (Россию).  Отец еще ранее уехал на берега Волги, уволившись с работы. Мама же нас с братом привезла в незнакомый нам город на Волге накануне нового 1971/72 учебного года, но сама не увольнялась с прежнего места работы. Она боялась, что мы не потянем обучение после украинской школы в чисто русской. Однако потянули. С другой стороны, языком новое место в основном и отличалось. Православие было и там, и там. А как можно  православным ехать жить в мусульманскую республику?

       После этого больше мы со Светланой не встречались…

       Прошли годы. И вот, как я уже сказал вначале,  случайно попал на её страницу в Интернете на сайте «Одноклассники». Хотел  с помощью их ещё раз поблагодарить за ту помощь, которую она оказала мне при поступлении в университет. Но не тут-то было. На странице указано: «Последний визит – 28 декабря 2009 года». А сейчас на дворе стоит 2018-й.

      Сразу же  в голову полезли плохие мысли. Которые исчезли после того, как я посетил страницы трёх её сыновей, проживающих в Москве. У неё же место проживания указан город Тольятти. Получалось, что из Средней Азии они уехали. Как и когда, это уже другой вопрос. Во-вторых, у всех троих мама состоит в списке их друзей. Как и они у неё. Значит, жива-здорова.

    Но почему же столько лет не появляется в «Одноклассниках»? Ответ я, кажется, нашёл, рассматривая личные фото Светланы Ларионовой (именно эта её девичья фамилия указана на странице). Их она разместила 25 декабря 2009 года. Фото сделаны соответственно: в Индонезии, Тайланде, Сингапуре годом раньше.

      Меня «успокоили» два «класса», которые на фото поставили совсем недавно (23 октября 2017 года), судя по второй фамилии, сёстры, возможно, двоюродные: Галина Загуменова (Ларионова) и Наталья Фоменкова (Ларионова). Значит со Светланой всё нормально.

     Теперь на счёт ответа длительного её не появления в «Одноклассниках». Он, скорей всего, содержится в комментариях  Галины Тарасевич (Касьяненко) от 29.12.2009 года (думаю, двоюродной сестры по матери): «Конечно, как тебя можно найти в России, если ты путешествуешь постоянно». И ещё, от 11.11.2013 года: «Путешественница, вечно куда-то едет, даже на слоне».

            Конечно, может и компьютер её вышел из строя. Возможно и пароль утеряла. Но всё же, как мне кажется, Галина права: Светлану действительно «старость дома не застанет». Она всё время в дороге, она -  в пути. Возраст, как известно, путешествиям не помеха. А если она имеет отношение к туристической фирме, тогда, тем более.

           Я же надеюсь, что настанет время и Света, вернувшись из последнего своего путешествия из дальних стран, сядет писать мемуары. И опубликует их на этом замечательном портале «Проза.ру». А мы, читатели, их с удовольствием будем читать.

           И ещё. Возможно, она напишет и о своём родном селе Одесское Одесского района Омской области, где родилась и выросла. Мне кажется, оно не случайно носит знакомое нам название, ибо, как я догадываюсь, его основали эвакуированные жители Одесской области Украины во время Великой Отечественной войны. Так ли это?

           Омск... Этот город мне знаком не понаслышке. В 1974 году, призванный на два года в армию, я в нём прослужил месяц до принятия Присяги. Увы! Увольнений по понятной причине не давали. Поэтому из всех достопримечательностей  хорошо помню берег реки Иртыш, где мы учились стрелять из автоматов, и железнодорожный вокзал "Омск", куда мы приехали вначале и уезжали потом дальше на Восток. Получается, я тогда ходил там по тем же следам, которые оставила Светлана, уезжая годом раньше (1973 год) с мамой из Омска на постоянное место жительства в Тольятти. С Иртыша на Волгу.

02.05.2018 г.