Жабуля

Лариса Степанова Сказочница
   
Жили как-то муж с женой
Да с дочуркою одной,
Ведь Господь им, вот беда,
Хоть прошли уже года,
Не дал больше-то детей,
Потому годили ей:
Баловали, берегли,
Нюрочкою нарекли.
Та ленивецей росла
Да капризною была,
Только знала, что поспать
Да с подружками играть.
Ну а рядом с ними – дом,
Каждый знал в селе о нём,
Ведь в том доме сирота
С малых лет жила одна -
Горюшко познала рано,
Звали девочку Ульяна.
Не было её добрей,
Работящей и скромней.
Все старались ей помочь.
И сосед тоже не прочь,
Чем под силу подсобить:
Иль дровишек нарубить,
Иль сложить в избе плиту,
Иль скосить траву в саду.
А жена ворчит да злится:
«И куда это годится?
Дел своих невпроворот,
Он же к сироте идёт!
Ишь, нашлась прынцесса тут -
Все на помощь к ней бегут!»
Тот в сердцах: «Ты что, жена,
Ведь живёт совсем одна,
Да и возрастом – дитя!
Как не подсоблю ей я?!»
Не уймётся та никак:
«Ты гляди, какой добряк!»
Муж в ответ: «Не баба – зло,
И язык, как помело!»
Скажет так - уйдёт во двор,
Чтоб не слышать этот вздор.
        ***
Как-то раз он в дом вошёл,   
Сироту с собой привёл:
«Будет с нами Уля жить -
Сколько ей одной-то быть?!
Плошку щей мы ей найдём,
С Нюрою пускай вдвоём
Как сестрицы две растут».
Разворчалась баба тут!
Только знает наперёд –
На своё муж повернёт.
А Ульянка с лаской к ним,
С добрым словом, как к родным:
Угодить готова всем
Да не огорчать ничем.
Ну а мачеха ворчит,
Уле зло порой кричит:
"И откуда ты взялась?
Поскорей бы убралась!»
Но при муже с лаской к ней,
Словно к дочери своей:
«Ты б сходила в хоровод,
А то скажет ведь народ,
Что работаешь у нас
От зари по звёздный час».
Только выйдет муж во двор -
Слышен прежний разговор:
«Подколодная змея!
Ненавижу тебя я!»
И при этом её пнёт,
Снова злобно обзовёт.
Дочка с нею заодно
Уленьке твердит одно:
«Век тебя бы не видать!»
И за косы её – хвать.
Та утрёт слезу с лица,
Но защиты у отца
Не решается просить -
Как бы худшему не быть,
Знает, что сестра и мать
Пуще станут донимать.
       ***
А как Уля подросла,
Мать и вовсе извела:
«Все любуются тобой,
Ходят женихи гурьбой -
Ну а наша дочь одна…
А чем хуже-то она?!»
Но сиротка всё молчком:
Стал постыл ей этот дом -
Мачеху терпеть невмочь.
Только как беде помочь?
...Как-то раз сказал отец:
«Вот собрал я наконец
Воз нехитрого товара,
Набралось его немало -
В город всё свезу – продам,
И подарки будут вам».
Уленька к нему с мольбой:
«Батюшка, возьми с собой,
Я же тебе, чем смогу,
На торговле помогу».
Тот с испугом: «Дочка, что ты!
Путь лежит через болота
Да через дремучий лес,
Не попутал бы там бес -
Не навел бы на зверьё!
Нет, сокровище моё,
Я не стану рисковать
И тебя с собою брать:
Жалко мне твою красу,
Что случится – не снесу,
Очень уж опасен путь".
Уля слёзно: «Ну и пусть!
Батюшка, родимый мой,
Ну прошу - возьми с собой!»
«Ладно, - уступил тот ей, -
Собирайся поживей».
Уж как рады мать и дочь,
Что уедет Уля прочь.
Ведь среди людей шёл сказ,
Что на том пути как раз
Злыдня страшная жила -
Бабой-Жабою слыла.
Говорил ещё народ,
Что людей к себе берёт.
Кто её не хочет слушать,
Превращает вмиг в лягушек
Или в ей подобных жаб –
Тот же облик, пара лап.
И сама она, как баба,
Ну а прыгает, как жаба.
Правда это или нет,
Но страшней не видел свет!
Нюрка шепчет: «Злая сила,
Чтобы бы Ульку утащила!»
Мать поддакивает ей:
«Да держала посильней!»
Меж собою так шипят,
Вслух другое говорят:
«Ты, Ульяна, сзади сядь,
Чтобы лучше кладь видать,
Если свалится в пути -
Сразу можно и найти».
Та кивает им в ответ:
«Вам спасибо за совет».
Всё равно, где ехать ей,
Лишь бы из дому скорей.
«Но!» - командует отец,
В путь подались наконец…
Как телега покатила,
Мачеха вслед проронила:
«Чтоб ты, Улька, никогда      
Не вернулась к нам сюда!».
        ***
Ну а батюшка спешит,
Ехать шибче норовит:
Путь не близкий как-никак,
Он же управлять – мастак.
А дорога из села
Прямо к лесу привела…
Уленька ему: «Гляди –
Вон болота впереди…
Ты слыхал, молва идёт,
Что живёт среди болот
Баба-жаба - очень злая,
Страшная, к тому ж, такая,
Если встретит на пути:
От неё уж не уйти!»
«Да не верь, - отец в ответ,
Никакой тут Жабы нет!
Здесь бываю год из года,
Но её не видел сроду -
Люд на россказни мастак!»
«Я спросила просто так…», -
Вслух сказала, а в уме
Промелькнуло: «Как по мне
После мачехи постылой
Не страшна и злая сила».
Лишь подумала так - вмиг
Видит жабы страшной лик!
Та ей охнуть не дала,
Как с собою унесла…      
Быстро прыгает вперёд,
Улю в глубь болот несёт               
К старой лубяной избушке,
Где лишь змеи да лягушки…
Ну а там из гадкой жабы
Она стала страшной бабой:
У ней лапы вместо рук,
А лицо как у старух -
Только рот огромный очень,
И большие жабьи очи.
Говорит она: «Входи,
Как живу я погляди,
Ведь теперь весь век земной
Коротать тебе со мной.
Знай, перечить мне нельзя –
Жабой станешь, как и я.
Так что все мои заданья
Исполняй без пререканья.
А сейчас свари обед,
Да порядка в доме нет:
Посему здесь приберись
И старайся, не ленись.
А ещё скажу тебе,
Что стоят в углу в избе
Три мешка – вон, погляди,
К ним ты впредь не подходи:
Там храню своё добро -
Золото и серебро…
Сей наказ не нарушай!
Ну, до вечера прощай -
Я помчалась по делам…»
Тут была – теперь уж там:
Вмиг упрыгала она.
Уленька стоит одна…
Дивно ей, но страха нет
И пошла варить обед.
А на полках в избе пусто:
Со съестным, видать, не густо -
Только крошки на столе…
Уля птиц зовёт: «Ко мне
Пташки малые, летите,
Хлебных крошек получите!»
Птички - к Улиным рукам,
Подняли весёлый гам,
Всё склевали - и в окошко.
Времени прошло немножко –
Прилетели все назад,
Улю угостить спешат
Сладкой ягодой, грибами –
Будет Уля с пирогами,
Ведь и зёрен принесли –
Только не ленись – мели.
       ***
А тем временем отец
Притомился наконец,
Молвил: «Впору отдохнуть,
Позади немалый путь.
Да и ты, поди, устала,
Что молчишь, аль задремала?»
Обернулся – дочки нет,
Испарился Ули след!
Он растерян: где ж она?!
На возу сидеть должна!
Громко стал кричать: «Ау!»
Но в ответ лишь: «у» да «у»...
Сел мужик, запричитал:
«Как же дочь я прозевал?
Видно, не пуста молва
И правдивы те слова,
Что про Жабу говорят…
Дочь увижу я навряд!.."
Зарыдал отец тут горько -
Не поможешь горю только...
А раз так: чего стоять?
Надо дальше путь держать,
Но теперь без дочки Ули -
Та осталась у Жабули…
           ***
Уленька того не знает,
Бабе-жабе угождает.
День проходит… И другой…
Жаба молвит ей: «Постой,
Дай проверю - ты мешочки
Не брала ли в уголочке?»
Проронила та в ответ:
«Мне нужды смотреть в них нет».
Жаба глянула – они
Все на месте и полны.
«Хорошо! Я - на болота
У меня там есть работа:
Злато, серебро опять
В мешки надо собирать.
Ну а ты тут не скучай,
Испеки мне каравай,
Снова избу прибери,
Но мешки не тронь, смотри!»
Та ответила ей: «Что ты,
Без того полно работы!"
Ну а жаба: «Так-то лучше -
Говорю на всякий случай».
И из дома - на порог,
А потом в болото – скок.
Уля глянула лишь вслед,
Ну а той - в помине нет...
       ***
Но лишь солнце на закат,
Воротилася назад:
Видит, чисто всё, блестит,
А в печи еда пыхтит,
На скатёрке расписной
Весь в узорах да резной
Каравай стоит готовый…
И она довольна снова.
Лишь поели - Жаба ей:
«В глубь болот спеши скорей -
Там живёт мой старший брат,
Караваю будет рад.
Угощение снеси,
Да как он живёт, спроси.
А зовут его Пыхтюля».
"Хорошо", - в ответ ей Уля,
Каравай взяла, лесочком
То по тропке, то по кочкам
Поспешила в глубь болот,
Где Жабулин брат живёт.
А вокруг то «пых», то «ух»,
Так и дышит всё вокруг -
Ей дойти бы побыстрей!
Вдруг… Пыхтюля перед ней:
Средь болота он сидит,
Надув щёки, «пых» - пыхтит.
«Здравствуй, дедушка Пыхтюля», -
Говорит с поклоном Уля.
«Пых!!! Ты кто? Зачем пришла?»
«Каравай вот принесла.
От сестры тебе известье -
Мы живём теперь с ней вместе.
Да Жабуля хочет знать:
Не приходится ль скучать?»
Из болота вылез дед -
В тину да траву одет,
Каравай весь сразу съел
И довольный запыхтел:
"Пых-пых-ух! Поел я славно!
Ей скажи - пыхчу исправно,
И хватает шума тут,
Чтоб пугать заблудший люд».
«А зачем пугаешь их?»
«Я пугаю только злых,            
Чтоб сокровища лесные
Не забрали люди злые.
Ты другая, я смотрю…
Вот клубок тебе дарю:
Куда он – туда и ты.
Ну, счастливого пути!».
И опять то "пых", то "ух"
Слышится в лесу вокруг...
Улыбнулась Уля: «Ладно,
Вижу у тебя всё складно,
Так сестре и передам.
А за дар спасибо вам».       
Бросила клубок, и тот
Лесом сам её ведёт:
Вот уже изба видна -         
Воротилась до темна.               
Ей Жабуля: «Как там брат?    
Был ли караваю рад?»
"Да! Клубок мне подарил…»
«Значит, впрямь, доволен был.
Ну а ты мне завтра в срок
Снова испеки пирог».
И опять на зорьке баба,
Превратилась мигом в Жабу
И упрыгала опять
Злато, серебро искать.
А Ульяна - за корзину:
В лес пошла собрать малину…
Затопила жарко печь,
Чтоб пирог скорей испечь.
Не жалела притом дров -
Вскоре был пирог готов:
Пышный, сочный и румяный,
Не найдёшь на нём изъяна!
Тут с поклажей жаба в срок
В избу быстро - прыг да скок:
Прямо к самому обеду,
Будто час ей этот ведом.
Уля стол накрыла враз:
«Вот и поедим сейчас».
Как поели, Баба вновь:
"Узелочек приготовь -
У меня есть младший брат,
Будет пирогу он рад,
Ведь средь этих диких мест
Он его впервые съест.
А зовут его Бурчун,
Знай, что он большой ворчун,
Коль ему не угодишь,
Пирогом не угостишь -
К себе точно заберёт
Иль в лягушку обернёт!»
«Как тропу к нему найду?»
«Брата слышно за версту!
А клубок укажет путь -
Взять его ты не забудь».
Уля вспомнила: «Ах, да,
Он теперь при мне всегда!"
И скорее с узелком
Поспешила за клубком.
Тихо было всё вокруг…
Но послышался вдруг звук:
Будто кто-то заурчал,
Застонал иль закричал.
Уля не пошла б вперёд,
Но клубок туда ведёт…
И становится ей страшно:
Дальше ведь не безопасно!
Хоть домой назад иди...
Только видит - впереди
Весь зелёный, с бородой,
На коряге над водой
Дед сидит среди болот:
У него большой живот,
Квакши квакают на нём.
Закричал сердито ей:
«Я не звал к себе гостей!
Кто явился, не спросив,
Не останется тот жив!»
Поклонилась в пояс Уля:
«Здравствуй, дедушка Бурчуля,
От Жабули я пришла,
Угощенье принесла».
На пирог тот поглядел,
Облизнулся, подобрел:
«А откуда ты взялась?»
"В этом вот лесу нашлась -
У Жабули я теперь…
Мы поладили, поверь:
Она ходит на болота,
У меня своя работа –
Нынче вот пирог пекла,
Тебе тоже принесла».
Успокоился тут дед:
«От меня и ей привет.
Но скажи ты мне сначала,      
Как к сестре моей попала?»    
«Раньше с мачехой жила,
Слёз немало пролила.
И, хоть батюшка хорош,
Мать его не ставит в грош.
Он поехал на базар,
Чтоб продать там свой товар,
И меня с собою взял,
Да дорогой потерял…»
«Всё понятно… То сестра
Оказалась так шустра,
Что тебя к себе домой
Ловко унесла с собой».
«Что ты! Думать так не дело,
Я сама того хотела…
И, поверь, мне лучше с ней,
Чем у мачехи своей».
«Вот что я тебе скажу,
Натерпелась ты, гляжу,
И честна сейчас со мной…
Ну так где пирог-то твой?»
«Ой, да здесь он - в узелке,
С ним пришла я налегке.
Он с малиной, земляникой
И со свежею черникой".
Дед лишь только рот открыл -
Его мигом проглотил!
Облизнулся: «Ну и Уля,
Угодила ты Бурчуле -
Век в болоте пробурчал,
А такого не едал!
Вот за то тебе платок:
Стоит им взмахнуть разок
И желание сказать -
Всё он будет исполнять!"
«Вам спасибо от души!
Только надо мне спешить,
Чтоб покуда не стемнело,
До избы дойти успела».
И тропою за клубком
Нашла быстро жабий дом.
Та встречает: «Как там брат?»
«Пирогу был очень рад,
Мне платочек подарил,
Что волшебный говорил…»
«Коль платок дал, посему
Приглянулась ты ему».
        ***
Вот уж третий день подходит,
В лес Жабуля вновь уходит,
Уля вслед: «Ты ускакала,
А что делать – не сказала!»
Громко крикнула та ей:
«Что учить? Тебе видней!»
И упрыгала она…
Девушка опять одна:
Снова чисто прибрала,
Мягкой пряжи напряла
И жилет связала враз,
Чтоб Жабуле был как раз.
К вечеру та на порог –
Уленька на стол пирог
И вручает ей жилет,
Что теплей, нарядней нет:
"Вот тебе подарок мой,
Чтоб не мерзла ты зимой…"
Растерялась Жаба: «Диво…
Как же связан он красиво!
Признаюсь, что в первый раз
Получаю дар сейчас…"
И нежданно вдруг слеза
Накатилась на глаза…
"За добро плачу добром:
Те мешки вон - с серебром,
Эти - с золотом, смотри,
Какой хочешь, тот бери.
Мне не жалко их отдать -
Знаю, снова где набрать.
С ними ты домой ступай –
В свой родимый отчий край:
Купишь новый себе дом,
Заживёшь привольно в нём -
Средь людей-то веселей…»
Поклонилась Уля ей:
«Мне мешков твоих не надо,
Злата, серебра в награду,
По-другому услужи –
Слово доброе скажи…»
И промолвила Жабуля:
«Хороша во всём ты, Уля,
И не жадная совсем,
Это сразу видно всем:
Вот таких я – награждаю,
В жаб - злодеев превращаю.         
А ещё должна ты знать –            
Мысли я могу читать,             
Ведаю всё о тебе,
О твоём житье-бытье:
Хоть немало было бед,
Но обиды в тебе нет.
Ты добра и незлоблива,
Ласкова, трудолюбива -
Сделать бы не каждый смог
Все мои заданья в срок.
Угодила всем славно нам -
Даже братьям-ворчунам.
А могла ведь убежать,
Стоило лишь пожелать:
Ведь платок волшебный твой
Выполнит приказ любой.
Для тебя важнее честь -
Это нужно мне учесть,
Посему добра желаю,               
В мужья принца обещаю.
Знай, что горе да беда
Не вернутся никогда!
Ну вот так… Теперь прощай
Да Жабулю вспоминай.
Вновь садись ко мне на спину -
До тропы тебя подкину,
Коль уходишь налегке,
Отнести не трудно мне».
Встрепенулась она враз –
Жабой сделалась тотчас,
Уленька - на спину к ней
И помчались поскорей
На дорогу, где она
Встретить батюшку должна…
          ***
…Ну а вскоре наконец
Показался и отец.
Как увидел дочь – сомлел:
Верить счастью не хотел!
Встал с телеги он едва:
"Наша Уленька жива!               
Да неужто, дочь моя,
Снова вижу тебя я?!"-               
Со слезами закричал
Крепко Улю он обнял:
"Напугала ты меня,          
Как пропала среди дня!"       
Девушка скрывать не стала,
Всё как было, рассказала
И поехали рядком,
Так беседуя ладком…
Вдруг откуда ни возьмись
Охотники пронеслись...
И другие вдалеке
Приближались налегке.
Тут отец с телеги встал,
Низкий им поклон отдал.
Удивлённо молвит Уля:
"Чуть телегу не свернули,
А ты чествуешь их стоя,
Это что ж, отец, такое?!"
Он с досадой: «Боже мой,               
Сам ведь принц перед тобой!»
"Да, тебя, отец, я слышу,
Только принца здесь не вижу…
Тут охотники стоят,
Неприветливо глядят…»
Тот ей снова: «Не рядись,               
Принцу в ноги поклонись!»
Ну а принц стоит пригож,
Статью и лицом хорош,
Говорит с улыбкой ей:
«Не встречал тебя милей,
Незачем красе такой
Бить поклоны предо мной.
Как, скажи, тебя зовут,
И что делаешь ты тут?»
«Едем с ярмарки с отцом…
За рекою вон – наш дом».
И, смутившись, замолчала…
«А как звать-то не сказала».
Слыша, что приветлив тот,
Батюшка шагнул вперёд:
«Да Ульянкой кличут все -
Она вишь и при красе,
И додельна, и умна,
И к тому ж ещё скромна…»
Ну и принц, видать, взволнован…
Произнёс: «Я очарован!
Так что скоро жди сватов,
В жёны взять тебя готов!
А что правду говорю,
Перстенёк свой подарю…».
И надел на палец ей
Перстень из резных камней.
«Ты моей согласна быть?»
«Да зачем же так спешить? -
Покраснев, она в ответ, -
Для того причины нет…»
«Ишь ты, гордая какая!
Только с виду-то простая…
А меня Авдей зовут,
Рад, что встретились мы тут».
Так с улыбкой ей сказал
И со свитой ускакал.
Та махнула ему вслед…
Ну а батюшка: «Слов нет,
Принц решил повеселиться -
Вздумал на простой жениться…
Век такому не бывать!   
Станем, дочь, о том молчать,
Что случилося в пути,
Не то - шуток не снести:
Засмеёт ведь нас народ,
Что принц свататься придёт!
А ты, Уля, молодец, -
Похвалил её отец, -
Принц твердит: «Женой возьму!»,
Ты: «Подумаю…», - ему.
И давай он хохотать
Да всё снова вспоминать.
Проболтали так весь путь,
Тут он снова: «Не забудь,
Про событие - молчок,
Не то - горе нам, дружок».
Та согласна: «Уговор».
И въезжают на свой двор...
Мачеха с порога: «Ой,
Воротилася живой!»
Дочка с ней стоит в дверях:
«Да ещё и при перстнях –
Ишь, сияет на руке,
Так, что видно вдалеке!»
Батюшка скрывать не стал,
Всё о Жабе рассказал.
Мать и дочка: «Это ж надо
Золота мешок в награду
Ей давали, а она
Не взяла! И впрямь больна!
Лишь явилась с перстеньком,
А могла бы и с мешком!»
И давай её ругать,
Подбоченясь, поучать.
Тут отец им: «С этих пор,
Чтоб не слышал этот вздор,
Коль обидите её –
Слово я скажу своё!
А вы знаете – я враз
Проучу с лихвою вас!»
        ***
Только минуло три дня:
Кони мчатся к ним, звеня,
И кареты все в цветах,
Лентах, шёлке, кружевах -
Издали они слышны,
Да и каждому видны.
Люди на тот звон бегут,
Что случилось? Не поймут.
А кареты уже в ряд
У Улиных ворот стоят -
Сваты на порог явились,
Низко в пояс поклонились:
«Ваш товар, а наш купец -
Просим Улю во дворец:
Царь согласье сыну дал,
Чтоб её он в жёны взял».
Мачеха и дочь – смеяться:
«Как такою появляться
Перед принцем? Смехота:
Одежонка – простота,
Туфли стоптаны до дыр,
Ну невеста - лишь на пир!»
Уленька платок взяла,
Им легонько потрясла:
«Наряди меня, платочек,
Как невесту, мой дружочек».
Вышла к принцу - не узнать,
Стала впрямь ему под стать:
Разодета вся она,
Точно царская жена -
На ней злато, самоцвет...
Принц ей: «Краше тебя нет!»
Уля руку протянула,
Нежно на него взглянула:
«Помнишь, ты при нашей встрече
О женитьбе молвил речи,
Мол, согласна ль быть твоей?»
«Помню, - он ответил ей, -
Так, что скажешь мне теперь?
С нетерпеньем жду, поверь…»
«Не ответила тогда,
А сейчас скажу я – "да"
Их отец благословил,
До кареты проводил.
А народ не умолкал:
«Сам принц Улю в жёны взял -
Заслужила своё счастье
За все горести, напасти!»
Лишь шипят мать с дочкой зло:
"И за что ей повезло?!"
 
 ЧАСТЬ 2
 
Живёт Уля во дворце,
Помня о своём отце:
То подарки ему шлёт,
А то в гости позовёт.
Ну а мачеха и дочь
Неспокойны день и ночь:
Хочется и им добра -
Золота да серебра…
И решила тогда мать
На болота дочь послать,
Чтобы Жабу там найти
Да богатство обрести,
Ведь поведала им Уля –
Много злата у Жабули.
Вот и посылает мать
Мужа что-нибудь продать,
Ну а дочку взять с собой
И поехать той тропой,
Где с Ульяною бывал.
На что тот ей отвечал:
«Воля ваша, на возу
Вас обеих повезу».
Рассуждает мать: «Потом
Груз с тобой и заберём,
Дочь с мешком нас будет ждать -
Вместе легче всё забрать!»
Коль решили - так вперёд:
Дочку в лес отец везёт...
Мать одно твердит: «Смотри,
С золотом мешки бери!"
Та в ответ: «Не промахнусь,
Там на месте разберусь,
Я не Улька, чтоб сплошать
И своё сумею взять!
Я проворная девица».
"Мы возьмём любого прынца, -
Шутит матушка в ответ, –
И ещё тебе совет:
Не забудь взять и платок,
Чтоб принцессой стать помог.
А мы мигом на базар -
Продадим там свой товар,
Чтобы был возок пустой
Для поклажи золотой».
Так за разговором тем
Не заметили совсем
Как уж начались болота…
Нюра им: «Мне страшно что-то…»
Но лишь взял её испуг -
Как исчезла она вдруг…
Мать с отцом в телегу - глядь,
А её там… не видать.
«У Жабули, знать, она -
С золотишком быть должна!
Не сплошать бы только ей -
Взять мешочки пополней», -
Радуется мать за дочку,
Аж подпрыгнула в возочке.
Размечталась тут она:
Мол, дочь - царская жена,
Ходит в золоте, шелках,
На приёмах да балах,
Слуги ей поклоны бьют,
Всяки яства подают…
Но мечтать мешает муж:
"Не надейся сильно уж
Ты на злато-серебро,
Да другое всё добро,
Помнишь, сказывала Уля:
Коль не угодишь Жабуле,
Так в лягушку превратит…»
Баба на него кричит:
«Что несёшь ты, дуралей?!»
Муж в сердцах ответил ей:
«Я дурак иль не дурак,
Но тебе отвечу так,
Что у дочки с малых лет
До работ охоты нет,
А Ульяна – та ловка,
Ей работа вся легка,
У неё сноровка есть –
По стараниям и честь!
Ну а ты, дурная баба,
Не подумала, что жаба
Нюру превратит в лягушку -
Так поплачешь ты в подушку!"
«Я послала для добра,
Чтоб богатой дочь была.
От тебя какой ей прок,
Что ты дочке приберёг?!
Хорошо, что мать ловка
Не сваляет дурака!"
И под крик таких вот свар,
Дальше повезли товар…
         ***
А тем временем их дочь
Ускакала с жабой прочь…
Вот они и у болот,
Где Жабуля и живёт.
Нюру сбросила она:
«Здесь теперь ты жить должна».
Ну а та ей: «Мне за честь
У тебя трудиться здесь -
Всё готовить, прибирать
Да мешочки охранять…»
«А как ведомо тебе,
Что стоят они в избе?», -
Жаба удивлённо ей.
«Да слыхала от людей…»
«А ещё, что говорят?»
«Превращаешь в страшных жаб
Тех, кто стал тебе не люб,
Кто ленив, хитёр и груб.
Ну а я-то не из тех –
Отработаю за всех!
Три дня – это же не срок,
Лишь бы получить мешок…»
Жаба ей: «Я поняла,
Для чего сюда пришла…
Ну ты, девка, и востра!»
«Да не дура, как сестра…»
Но, разговорившись слишком,
Поняла – болтает лишку,
Про себя решив: «Молчок», -
Прикусила язычок.
А Жабуля ей: «Ну что ж,
Как в избе ты приберёшь -
Приготовь грибной пирог.
А я мигом за порог
Да подамся на болота:
У меня там есть работа -
Многое успеть должна».
И упрыгала она…
Нюра вмиг в избушку – шасть,
Ей хотелось просто страсть
На мешочки поглядеть,
Злато, серебро узреть.
Ну а тех в помине нет!
Это что тут за секрет?
Стала вещи все бросать,
Чтоб сокровища сыскать -
Всё перевернув вверх дном,
Злата не нашла при том.
Так устала!.. Прилегла…
До заката проспала…
Вот Жабуля на порог:
«Ну-у, готов уже пирог?»
Девица проснулась враз,
Знает, быть беде сейчас.
Жаба, выпучив глаза:
«Так встречать меня нельзя!
Это что за беспорядок?!
Выяснить мне это надо -
Ветер что ли здесь шалил
Да в избе всё разгромил?..»
Нюрка в слёзы: «Это он
Налетел! Был так силён,
Что вдруг сделалось темно,
Бед наделал - шнырь в окно.
Я ж забилась в уголок,
Чтоб злодей найти не смог!»
Ей Жабуля: «Если так...
Спать ложимся натощак.
Завтра я уйду чуть свет,
Ну а ты свари обед,
Да порядок наведи
И меня к обеду жди.
У порога - туесок,
С ним с утра иди в лесок,
Ягод набери сочней,
Испеки пирог пышней».
«Поняла…» - в ответ ей хмуро
Говорит со вздохом Нюра.
Утром встала – в доме тишь,
Над ней птички вьются. «Кыш!» -
Зло кричит на них она –
Те скорее из окна
И расселись по кустам.
Она вслед: «Задам я вам!»               
Только вышла на порог -
Там и правда – туесок.
И, хоть ей работать лень,
В лес ушла на целый день.
Но со сбором не везло:
Ягод нет там, как назло!
Горсть, другую набрала,
Назад к дому побрела…               
Только входит в него: ой,
А в углу мешки горой!
Нюра рада: «Чудеса!
Здесь мешки под небеса,
А я зря в лесу хожу!
Что в них, дай-ка погляжу…»
И к мешочкам она вмиг
Поспешила напрямик.
Но ей их не развязать,
А тем боле - не поднять.
Она этак, она так –
Не открыть мешки никак!
Села Нюра у мешков,
Подняла от злости рёв…
Тут Жабуля прыг да скок:
«Ну-у, готов уже пирог?»
Зорким глазом повела,
Протянула: «По-ня-ла…
И сегодня ветер злой,
Тешился вновь над тобой…».
Громче стала та реветь:
«Я б могла и помереть –
Снова прилетал злодей,
Я же за мешки скорей,
Чтоб сокровища спасти,
Чтоб не смог их унести!
Уж вертел он их, кружил,
Так устала - нету сил!
Если бы не я, поверь,
Не было б мешков теперь!»
Ей Жабуля: «Трудно было,
Но мешки ты сохранила,
Значит так тому и быть
И я рада услужить:
Что ни пожелаешь - враз
Всё исполню в сей же час».
Та в ответ: «Хочу домой
Да мешочек взять с собой».
А Жабуля: «Так три дня
Ты не служишь у меня!»
Нюра в слёзы: «Ты сказала,
Чтоб желанье загадала,
А сама не держишь слова!»
Та ей: «Ладно, я готова
Тебя раньше отпустить
Да мешочек подарить –
Выбирай любой из них,
С ним ты будешь дома вмиг».
Нюра про себя: «Дела -
Вот я Жабу провела!
И всё ладно получилось,
Как хотела, так решилось!»
Выбрала мешок поболе -
Оказалась дома вскоре…
              ***
Ну а мать её, отец
Распродались наконец
И назад спешат опять,
Чтобы дочь свою забрать.
Только зря: туда-сюда,
Нету дочки – вот беда!
Ну а дело уже к ночи,
Побродив, устали очень,
Сидя на возу вдвоём,
Тронулись своим путём...
Но решили: завтра тут
Снова дочку подождут:
Ей служить остался день…
«Видишь, Нюрочке не лень
У Жабули отслужить,
Чтоб с мешочками прибыть, -
Убеждает жена мужа, -
Ей ведь много злата нужно!"
Продолжая разговор,
Въехали к себе во двор…
Да вдруг разом: «Эко вот,
Дочка наша дома ждёт!»
Та же, сидя на мешке,
Говорит: «Не налегке,
А с мешочком золотым,
Самым полным и большим!
Заносите его в дом».
Мать довольна: «Занесём!»
Ну а дочь: «Хочу сказать –
Его трудно развязать».
Мать в ответ ей: «Пустяки,
Нам под силу все мешки,
Мы не пожалеем рук…»
Но не досказала… вдруг
Сам открылся тот: блестит,
Изнутри огнём горит.
Мать и дочь: «Вот это да!
Надо заглянуть туда».
Вдруг мешок раздался вширь…
Они разом в него – нырь!
Испугался муж: «Э-ей!», -
Поспешил к мешку скорей.
"Что случилось? Вот те раз –
Были тут и нет тотчас!"
Он схватил мешок, тряхнул,
Громко крикнул: «Караул!» -
Вместо дочки и жены
Только жабы две видны.
Скачут рядом: «Ква», - ему,
Он испуган: «Не пойму,
Что за напасть? Вот беда!
Неужели никогда
Не увижу жену, дочь,
Не сумею им помочь?!
Наказали их не зря,
Но они ж моя семья!"
Ночь он думал да гадал:
В тряпку жаб тех замотал
И отправился он рано
В замок, где жила Ульяна…
Та о горе лишь узнала,
Свой платочек враз достала,
Им взмахнула и при том
Проронила шепотком:
«Пожалей, платочек, их
И как прежде обоих
Сделай, как и прежде были,
Хоть того не заслужили…»
Не успела так сказать –
Перед ней сестра и мать.
Поклонились в пояс ей:
«В мире нет тебя добрей!
За обиды прости нас».
Та в ответ им: «В добрый час.
Как родных мне не простить?
Станем дружно теперь жить".
          ***
Изменилось всё с тех пор:
В доме ладный разговор,
Да всё спорится в руках -
Каждый при своих делах.
Замуж Нюру взял купец:
Всем известный удалец.
И на свадьбе их была
Уля с мужем, полсела.
И мы тоже заглянули,
Мёда лучшего хлебнули,
А ещё желали дружно -
Иметь всё, что только нужно
Да до свадьбы золотой
Дожить паре молодой!