Адрес Адлер, Нагорный тупик, 18

Ирина Михайлова 2
…Небольшой домик возле железной дороги. Маленькие комнатки на 2-3 кровати – для отдыхающих. В окно видны проносящиеся мимо поезда…  И, несмотря на то, что ты три дня трясся в вагоне, чтобы доехать сюда, к морю, глядя на эти мелькающие зеленые вагоны, почему-то очень хотелось понестись с ними, туда – в незнакомую дальнюю даль… Если очень присмотреться, то вполне можно было прочесть табличку с названием следования  поезда. А вечером, когда  на веранде зажигалась лампа, все: хозяева и отдыхающие дружно садились за ужин. Как правило, он состоял из молодого вина и «кобры» : яичницы с помидорами, перцем и чесноком. Это такая вкуснятина, что можно  язык проглотить! Вокруг зажженной лампы, словно вокруг маленького солнца, вились мотыльки, комары и мошки. Верещали надрывно цикады, да квакали лягушки, что жили в небольшом ручейке, текущем внутрь большой бетонной трубы, над которой стучали колёсами, уносимые вдаль, составы. Между прочим, и в ручейке и по его берегам можно было найти много интересного. Взять хотя бы заросли дикой малины и ежевики. Ягоды так и манили к себе своими сочными боками, но высокие кусты крапивы всегда стояли на страже: « Не пущу-у-у…Убери ру-уки…»,- будто бы шептали они под  аккомпанемент налетевшего ветерка. Но я – тот ещё стойкий солдатик, словно Элиза в сказке, я голыми руками раздвигала крапиву и добиралась до водянистых черных, красящих язык и зубы, ягод ежевики. Вку-усно!!! А руки почешутся и перестанут. Бабушка говорила, что это даже полезно для здоровья – уколоться крапивой... А ещё в ручейке водятся смешные обитатели, похожие на точку с хвостиком. Это головастики – лягушачьи дети. За ними интересно наблюдать, присев на корточки у самого края воды. Головастики ужасно вёрткие, их нельзя поймать. По крайней мере,  мои попытки ловли головастиков окончились полным провалом. Теперь я только смотрела на них: они своим поведением напоминали мне дошколят на прогулке. Такие же бестолковые и торопливые, но очень забавные…    А ещё по ночам панцирная сетка моей кровати повторяла, будто передразнивая, стук колёс пролетающих стрелой вагонов. И я, порой просыпаясь от этого, не всегда могла понять, где я: может быть я ещё еду к морю, или,  может, уже возвращаюсь домой? Так-так, так-так, так-так – подтверждали колёса своим стуком мои подозрения…  Но потом я окончательно просыпаюсь, вижу большую щербатую луну, заглядывающую к нам в окно сквозь жиденькую занавеску, вижу мирно спящую на соседней кровати маму и понимаю, что я никуда не еду. Я уже здесь! И радуясь тому, что утром мы пойдём с родителями на море, купим там варёную, крепко посоленную кукурузу, бутылку «Ситро» для меня и бутылку «Нарзана» для родителей и будем до обеда купаться и загорать, снова засыпаю. Теперь уже до утра. 
Господи! Какие чудесные воспоминания детства! Как хочется, пусть не повторить это беззаботное, полное очарования время, но хотя бы одним глазком взглянуть на  те  места, где когда-то мне было так славно и уютно…  Даже не знаю, почему меня одолела эта ностальгия  по детству, когда я подъезжала на поезде к Сочи… Старею, наверное…
…Мишка – единственный сын моей двоюродной сестры Светки. Лет пять назад он поехал осваивать «новые берега»: нашёл работу в Сочи и перетащил туда из нашей Сибири жену Машку и двоих гавриков школьного возраста. Здесь они сообразили себе ещё и лапочку-дочку. Несмотря на то, что жили они пока на съёмной квартире и что девочке шёл всего лишь второй годик, они были очень дружной и, главное, гостеприимной семьёй. Кто только не побывал у них за это время: и родственники, и куча друзей. Народ стремился погреть бока и спины после сибирских холодов на халяву. Отказа  не было никому.
Я же, как раз, находилась в размышлениях, куда пристроить неожиданно свалившийся на меня июньский отпуск. По графику он мне полагался ещё нескоро – в декабре, но в нашем учреждении перешли на новую моду: давать сотрудникам по две недели отпуска. Две зимой и две летом. Вот под эту то «раздачу» как раз я и попала. Понятное дело, если ты планируешь отдых на лето, то заранее покупаешь путевку по выгодной цене в какое-то интересное для тебя место. Соответственно, то же самое и с билетами. А потому как заранее я отпуск не планировала, то это известие застало меня, мягко говоря, врасплох.
Со Светкой мы дружили с малых лет. Можно  даже сказать, с самого рождения. Ну с кем ещё я могла поделиться своими проблемами и раздумьями как не с ней?
«Ты что, дура?,- орала на меня в глазок скайпа вышедшая из берегов Светка,- «Тебе что, десять лет? Подключи мозги! Быстро собирай сумку, бери билет на самолет и дуй к Мишке! У них сейчас затишье – никого! Даже Машка с младшими в санатории. Прикинь, у Соньки такой аллергон разыгрался – непонятно на что! Уже к каким врачам не совались! Короче, посоветовали санаторий. Благо и Степку можно было взять с собой. И от дома недалеко. Так что Мишка со Славкой одни в трёшке барствуют. Сейчас позвоню им.  Ты же знаешь, Мишка жутко тебе обрадуется! И никаких разговоров!»,- она рассоединилась со мной не дав мне не то, что возразить, а, даже, и слова сказать.
«Ну что ж»,- подумала я,- «К Мишке, так к Мишке! Только пусть они там не надеются, что я, в отсутствие Машки, буду им за кухарку и посудомойку! Пляж, море и солнце – вот мои ориентиры!»
Мишка был моим крестником. Я любила его, как родного сына. При случае всегда передавала подарки.
С самолётом я пролетела в полном смысле этого слова: на ближайшие рейсы билетов не было, на ближайшее время тоже. Слава Богу, хоть на поезд мне досталось одно нижнее место. И, к моему удивлению, даже не возле туалета.
Мишка звонил по несколько раз на дню, радовался нашей грядущей встрече, обещал бесконечную череду экскурсионных удовольствий и горячий родственный прием… В общем, всё было решено – еду!!!
…Господи! Как же приятно лежать, уткнувшись носом в пахнущую морской солью сумку-лежанку и, закрыв глаза, слушать мерный шум волн, накатывающих на берег и шуршащих перекатывающейся галькой. Просто лежать и ни о чем не думать… Давно мне не было так хорошо. Я мысленно, в который раз, поблагодарила Светку за её безаппеляционность и настойчивость.
Открыв глаза, я онемела от восторга: совсем рядом, возле буйков, показывали свои спинки дельфины. У меня было твёрдое убеждение, что дельфины чёрные. Но на таком близком расстоянии они казались похожими на очень сильно загорелых людей. Солнце подсвечивало их кожу, и она переливалась серо-коричневыми оттенками так, что у меня захватило дух! Невероятно! Как в сказке!!!
Лезть в воду совсем не хотелось: ещё не прогретая, с утра она была очень свежа. «Штормит слегка»,- сказал своей спутнице молодой мужчина, сидевший недалеко от меня. Ну, даже до лёгкого шторма тут было ещё довольно далеко. Но всё же, до меня  ветром доносило соленые, прохладно обжигающие тело брызги… Шторм на море я видела только один раз и только одним глазком.
…Как-то, когда мы семьёй отдыхали в Адлере, мой папа и хозяйский сын, бывший в те времена подростком лет пятнадцати, собрались на рыбалку. Оба были азартны, готовиться начали с самого обеда. Проверили удочки, накопали червей. «Подъём в четыре утра»,- сказал папа,- «Идём все. Пропустить морскую рыбалку – это преступление!» …Утром кое-как под натиском мамы я разлепила сонные глаза: ни умываться, ни пить чай совсем не хотелось. Хотелось одного – спать! Но родители были неумолимы, и я побрела за ними как побитый цуцик, спотыкающийся в темноте. Надо сказать, что погода с вечера изрядно испортилась: довольно сильный ветер дул со стороны моря. Даже не доходя до пляжа, был слышен рокот разбивающихся о прибрежные валуны, волн. Речка Мзымта по нашим меркам небольшая, в ней водятся рыбки-бычки. Ясное дело, что не в томате. Это уже потом… Так вот эта обычно такая весёлая, довольно тихая и дружелюбная речка на время морского шторма превратилась в какое-то бешеное существо, кипящее и плюющееся пеной, словно суп на плите, который забыла вовремя выключить раззява-хозяйка. Чего уж было говорить о море! Оно не просто кипело, оно ревело, выло, захлёстывая своими загребущими волнами практически всю полосу пляжа…  Разбиваясь о камни, эти волны обдавали всё вокруг шквалом солёной воды. Страшнее всего было то, что самого моря в темноте и тумане видно не было, а эти выпрыгивающие из мрака на берег огромные пенные валы, словно желающие поглотить всё вокруг и нас в том числе, создавали очень жуткое впечатление. Посмотрев на всё это, мама решительно взяла меня, изрядно дрожащую от страха и холода, за руку: «Вы как хотите, а мы с Лялькой идём назад!» Мужчины же решили не сдаваться и попробовать таки порыбачить…  И, снова спотыкаясь, я побрела за мамой вслед.
Тетя Маша, у которой мы жили, видимо, так больше спать и не легла. Она ждала нас на террасе. Только закипел чайник, и мы решили, наконец, позавтракать, как явились наши рыбаки. Улов их был невероятен! Ни одной рыбинки! Зато на крючок попался Вовка. Леску занесло ветром и, каким - то невероятным образом, крючок воткнулся ему в ладонь. Пришлось будить дядю Ваню и ехать в больницу, где Вовкину руку привели в порядок, отдав ему на память злосчастный крючок. Вот тебе и порыбачили.
…Народ на пляже стал прибывать, под тяжестью шагов постоянно шуршала галька. Я лежала, закрыв глаза и широко раскинув руки – загорать, так загорать! Но в какой-то момент мне показалось, что уж очень близко от меня шуршит эта самая галька. И  мне почему-то  подумалось: а вдруг кто-нибудь нечаянно наступит на мою руку? …Мои странные размышления прервал телефонный звонок. «Лялька! На сборы три минуты! Жду тебя у входа на пляж! Быстрей!!!» Моего ответа Мишка предпочел не дожидаться. Немного обеспокоенная его тоном, я шустро подхватилась, на ходу складывая выскальзывающую из рук сумку-лежанку и стараясь попасть ногами в пляжные тапки. Что там за пожар? Хотя, впрочем, это у них в крови – это семейное. Мишка был в этом плане очень похож на мать: всё ему было надо быстро и сейчас.  Кстати, Мишку совершенно не смущала наша двадцатилетняя разница в возрасте и то, что я ему в матери гожусь. Он нахально звал меня просто Лялькой. Так было всегда. Первый и единственный раз я позволила себе наконец-то возмутиться по этому поводу, когда Мишка пошёл в школу. «Какая я тебе Лялька? Тётя Оля! Вот я кто!» «Фигушки!»- ответил мне наглый первоклассник, - «Если мамка зовёт тебя Лялькой, значит ты – Лялька!» И потом пустил в ход тяжёлую артиллерию: «Ты что, хочешь, чтоб я тебя звал Ольгой Алексеевной?» …Я не хотела... Железный довод подействовал, и я …сдалась!
…»Ну где тебя носит?»- нетерпеливо затараторил Мишка,- « В море тебя что ли сдуло? Давай, залезай! Поедем в Адлер. Заодно заедем в санаторий к Машке, завезём Сонькины шмотки…»
…Адлер! Лето! Детство! Кто же откажется от такого вояжа. Может, удастся побывать и у тёти Маши, проведать Нагорный тупик, 18… Мама ещё долго потом с ней переписывалась. Из этих писем я знала немного об их жизни: Вовка очень удачно женился, а дядя Ваня уже  умер… «Сделаем!» - сказал Мишка,- «Но только Адлер так разросся… А впрочем, увидишь сама».
Сначала мы заехали в санаторий. Глядя на Машку, никто бы не сказал, что она многодетная мамашка: маленькая, тоненькая, загорелая. Глаза, прозрачные  как морская вода, выделялись на шоколадном лице. А светлые пушистые волосы мягким туманом обрамляли Машкино личико. Пацанка, да и только. Стёпка вытянулся: ростом он был уже почти с мать. С таким же шоколадным загаром и с такими же «морскими» глазами. Соньку же я видела впервые. Маленький пухленький хомячок, жмущийся к матери… Забавно было то, что имена всех их детей начинались с буквы «С»: Станислав, Степан и София. Подумав об этом, я улыбнулась. Хорошая семья у Мишки. Дружная. Люблю я их, чертей!
…Лет пятнадцать тому назад имела я счастье поехать по путевке в  Сочи. Уж ехали мы ехали из аэропорта, ехали и ехали до Сочи так долго, что даже надоело. Хорошо, что дорога была живописной: горы, леса, море…  Лишь кое-где попадались  дома и посёлки…. Но это было давно и, как говорится, уже неправда. Всю дорогу из Сочи в Адлер, да и по самому Адлеру у меня рот был, в полном смысле слова, открыт от удивления. Где дикие места, где буйная растительность? Сочи и Адлер разрослись и слились практически воедино. Лишь кое-где встречались нетронутые бурной деятельностью человека островки-оазисы. Всё остальное было застроено! «Ну что? Узнаёшь знакомые места? »,-  «А что, это уже Адлер?» - «Да, почитай, уже минут пять, как по нему едем».
Нет. Абсолютно ничегошеньки знакомого я не улавливала. По обе стороны главной улицы стояли очаровательные особнячки, утопающие в цветах, высились современные административные здания и гостиничные комплексы… Всё было ярко, красиво, ново и… незнакомо. «Гляди, гляди – справа! Видишь эту красоту?»,- Мишка имел в виду строящееся здание нового железнодорожного вокзала. Огромный, весь из чёрного стекла, он производил впечатление кита, выброшенного в шторм на берег.  «Хорошо, что ума хватило оставить старый, как раритет!»,- и правда, внизу желтело старое здание вокзала, построенное, наверное, ещё при Сталине, а может и раньше. Я будто старого друга встретила: он был пока моей единственной зацепочкой в воспоминаниях о детстве. Мы ехали, ехали и ехали, но больше ничего знакомого мне увидеть не удалось. Чем ближе подъезжали мы к Абхазской границе, тем чаще появлялись строящиеся дома, мосты, объекты… К стыду своему, я считала, что  зимняя Олимпиада 2014 года будет проходить в Сочи, совершенно забыв, что Адлер тоже является территорией Сочи. «Сейчас я тебе покажу Олимпийское строительство!» Мама дорогая! Какой размах! Я не переставала щелкать фотоаппаратом. Да! Масштаб был огромен! «Мишка!»,- сказала я весело,- «А не примут ли меня за  какого-нибудь шпиона потому, что я фоткаю всё подряд?» Мишка только засмеялся в ответ. Мы ехали мимо домиков, в которых потом будут жить волонтёры; мимо красивых, разноцветных, многоэтажных зданий – по-видимому, будущих гостиниц.   Невероятно впечатляющих размеров были стеклянно-бетонные дворцы спорта, я даже запуталась где  какой…  У одного из них была раздвижная крыша… Ой, хочу посмотреть по телевизору открытие Олимпийских игр, наверняка там эта самая крыша раскроется, а на середину арены сядет вертолет с президентом на борту!  …Конечно же, везде сновали большущие машины со стройматериалами, копошились рабочие, разгружающие их. Работа кипела вовсю!
 «Вон, видишь, самолёт взлетел?»,- Мишка показал пальцем куда-то вверх. Пока я разбиралась, что и где, самолёт успел набрать высоту.   «Тут  и аэропорт недалеко!»,- ну, ясное дело, недалеко, если самолет шёл на взлёт. Аэропорт я помнила, но  Мишка сказал, что его тоже отстроили заново. «Сейчас будем проезжать мимо – увидишь!» Здание нового аэропорта было  по цвету и материалам близнецом  нового железнодорожного вокзала: такое же чёрное, стеклянное и масштабное. Но что мне больше всего понравилось, так это «подвесной тоннель» из стекла, по которому из аэропорта до железнодорожного вокзала и обратно будут ходить электрички. Круто! Видела я и несколько огромных бетонных олимпийских колец: Африку и, кажется,  голубую Европу…  А вот Нагорный тупик мы так и не нашли. И парк «Южные культуры» тоже…  После, в интернете, я  нашла учреждение с адресом «Нагорный тупик, 13», относящееся к парку. И очень обрадовалась: значит, парк всё же жив! Или какая-то часть его…
Когда я улетала домой:  удалось таки купить билет на самолет, то чувства мои были противоречивы. Я была очень рада и встрече с Мишкой, и встрече с морем. Но ко всему этому примешивалась грусть по давно ушедшему детству…
…Я, конечно же, как взрослый человек, отчетливо понимаю, что престиж страны – штука  очень нужная, но мне до глубины души жалко, что ушло всё то, что я помнила, знала и любила с детства. Ушло в прошлое…
Где ты, маленький домик возле железной дороги? Где заросли ежевики и стайки головастиков? Где то прекрасное время, когда наша семья была ещё вместе: мама, папа и я? Где ты, моё детство?!!