Дети войны

Маслак Ирина
 Я буквально впилась в нее глазами.
 - Неужели это она? Не может быть.

Летний теплый вечер, я сижу в сквере  на лавочке, рядом в песочнице играют дети. Маленькая белокурая девчушка лет шести привлекла мое внимание. Во всем ее облике и в том, как она двигалась и говорила, чувствовалось что-то до боли знакомое, родное.
- Настенька, доченька, поди, сюда - окликнула ее женщина. Девочка послушно поднялась, отряхнула платьице и поспешила на зов.
 - Пора переодеться, сейчас с папой пойдем  в зоопарк.
- Ура! - девочка запрыгала от радости - Мы идем смотреть медведя! - и побежала к своему подъезду.
 Женщина с нежностью смотрела  в след удаляющейся Насте,  а я набралась смелости и, отведя незнакомку в сторону, так чтобы никто нас не услышал, извинившись, спросила:
- Не бойтесь меня и моего вопроса. Эта девочка, она ведь вам не родная,   вы ее удочерили? Господи, как же  она похожа на дочь моей покойной сестры!   Настеньку  и  Колю  зимой сорок третьего в детдом  определили, но  по дороге в эвакуацию эшелон разбомбили.  Я и не чаяла их  увидеть. Такое поразительное сходство не случайно. Фамилия девочки  Никоненко?   Что же вы молчите ?
Молодая женщина с испугом уставилась на меня и губы ее задрожали.
- Да, отрицать  бессмысленно, но вы не разлучайте нас,  пожалуйста, Настюшка нам, как родная, да и не знает ничего ребенок, не помнит,  -  уже плача навзрыд умоляла она.
- Не буду. Зачем? Вы любите ее, она вас.   Я  торопливо попрощалась и побрела домой. Там было пусто и одиноко.
 А когда-то у нас была большая дружная семья. Жили мы в уютном доме на  окраине небольшого шахтерского городка.  Отец с братьями построили его перед самой войной. Вот только недолго счастье царило в нем. Началась война. Ушел добровольцем на фронт отец, а за ним и мои   братья. Все мужчины старше восемнадцати  воевали. В городе остались женщины, дети и старики. И горе было той семье, в которой обнаруживалась связь с партизанами. Муж сестры, Елизар,   занимал  высокий пост в районе и, с приходом немцев, ушел в лес. Зная, что жена должна  вот-вот родить,   обрядился  в лохмотья, изображая   старца, опершись на клюку, поздним вечером появился у родного дома. Родного человека узнаешь в любом обличии.    Анна спрятала  мужа  в подпол.  Но кто-то  все, же предал. Как сейчас помню, в дом, запыхавшись, вбежала  соседка Арина и затараторила скороговоркой: 
- Нюра, облава,  партизанов  ищут. Пусть твой муж немедленно уходит огородами, да быстрее! Они уже  у околицы на мотоциклах, человек десять.
Елизар крепко обнял жену и детишек:
- Прощайте, останусь жив еще свидимся, детей береги. Как увидите ракетницу над лесом, значит все в порядке.
  Как-то неуклюже взмахнул  рукой и, нахлобучив ушанку на самые брови,  ушел в ночь.
Уйти то он успел, его Арина вывела. Как заправский разведчик шла впереди,  подавая условные сигналы, и довела  до самого Донца,  благополучно минуя посты. Но сестре визит мужа с рук не сошел. Перевернув все вверх дном, немцы нашли-таки в погребе место, где прятался Елизар. Анну тут же арестовали и применили допросы с пристрастием,  не пощадив беременную. Бедняга, не выдержав истязаний, вынуждена была признаться в очевидном:  муж был, но куда ушел не знает. Били пока  не разродилась, и потом не оставили в покое. А новорожденного (это был мальчик) вместе со старшими детьми закрыли в холодном  сарае. Зима в сорок третьем была лютая. Ребеночек,  едва появившись на свет, ту же  умер. Вернувшись в город, соседка,  сбила с двери замок, чуть живых  Настеньку с  Николушкой  увела из опасного места и надежно спрятала, а маленький мертвый комочек схоронила в саду под яблоней. На следующее утро явилась в комендатуру с просьбой покормить арестованную. Немцы, на удивление, разрешили. Трудно было узнать некогда красивую и статную Анюту: ее роскошная, до самых пят коса, служившая предметом зависти местных красавиц, растрепалась и перепуталась. Безумные глаза несчастной блуждали по лицам мучителей с холодным безразличием. Соседку  нашу сестра не узнала и на еду не обратила никакого внимания. Она шлепала по камере в туфлях полных крови и звала своих детей. Вконец  обезумевшую от зверских побоев Анну, немцы повесили  посреди майдана . . .  на собственной косе.
Когда  части действующей армии  и партизаны вошли в город, я  валялась   в тифозном бреду, как выкарабкалась, до сих пор удивляюсь. Не надеясь на мое выздоровление - племянников распределили по детским домам. С зятем мы так и не встретились. Весть о гибели жены и без вести пропавших детях стала ударом для Елизара. Безутешный от горя, он тут же отправился на передовую и в живых его больше никто не видел. Где  сложил  он свою  буйну головушку - неведомо. Теперь живу одна одинешенька.   Отец с братьями погибли еще в сорок втором. Мама,  не выдержав утраты  детей  и мужа,  угасла, как свеча. И вот сейчас я  чудом нашла родную кровинку и тут же потеряла.  Но  ломать  жизнь маленькой девочки и ее названных родителей я была не в праве. «Повезло племяшке. Так пусть она будет счастлива,  -  уговаривала   я себя, и потом,  попробую-ка  найти Николку, тем более уже известно,  где его искать. Не все еще потеряно, может никто парня не усыновил и тогда пусть малая часть семьи, но все  же воссоединиться.   Завтра   куплю билет».  Успокоившись,  таким образом,  я сразу уснула.
 И снится мне сон, будто  поезд, в котором ехала, разбомбили. Всюду огонь,  плач, стоны. Вдруг,  вижу,    в горящем вагоне  Николушка,  тянет ко мне ручонки и плачет. Бегу  к нему на помощь, а ноги не слушаются, словно ватные. Пытаюсь бежать быстрее, а получается медленнее. Падаю, поднимаюсь, снова падаю, и никак не могу приблизиться к нему ни на шаг.
 Пробудилась от собственного крика. «Это всего лишь сон», – успокаивала я себя, сказались переживания  вчерашнего дня». А  скорая встреча с  Коленькой  звала в дорогу.
- Я найду его, обязательно найду.


                Инна Туманова