Дедушка Рокфеллер

Андрианов Владимир 2
Интересна жизнь и судьба, одного из первых американских миллиардеров – долгожителей, легендарного Джона Дэвидсона Рокфеллера (8 июля 1839 – 23 мая 1937).

Джон Рокфеллер является  основателем одной из крупнейших финансовых групп США – нефтяного треста «Стандард ойл компании» (Standard Oil Co.). Эта корпорация в свое время  контролировала примерно 95 % всей добычи нефти в Америке.

Джон Рокфеллер с детства мечтал заработать 100 тысяч долларов и дожить до 100 лет.

Первую мечту он не только осуществил, но и стал одним из самых богатых людей на земле. На момент смерти в 1937 г. личное состояние Джона Рокфеллера оценивалось примерно в 1,4 млрд. долларов, что составляло в то время около 1,5% от ВВП Соединенных Штатов.

В современном эквиваленте богатство клана Рокфеллеров оценивается  примерно в 300-350 млрд. долларов. До сих пор Джон Рокфеллер остается самым богатым американцем за всю историю США.

В юности, будучи студентом, он женился на учительнице Лоре Селестине Спелман. Набожная, как и её муж она обладала природным весьма практичным складом ума. Рокфеллер как-то заметил: «Без её советов я бы так и остался бедняком».

После смерти жены  он поклялся осуществить свою вторую давнюю заветную мечту и дожить до ста лет, чего бы это ему ни стоило.

Любопытно, что аналогичное желание в стихотворной форме приписывают почти тезке Рокфеллера, шотландскому поэту и драматургу  Джону Дэвидсону (1857–1909), жившего примерно в то же время, что и сам великий предприниматель.

Стакан вина!
Мне б жить да жить, –
Других желаний нет.
До сотни лет готов я жить
На лучшей из планет.

Но старость –
Черт ее дери! –
С котомкой и клюкой
Стучится –
Черт ее дери! –
Костлявою рукой.

Могильщик думает: «Ну-ну!
И твой пришел черед!»
Но я до сотни дотяну,
Скажу вам наперед!

До сотни лет готов я жить
На лучшей из планет.

Стакан вина!
Мне б жить да жить, –
Других желаний нет!...

(Джон Дэвидсон, перевод Семена Левина)

К сожалению, талантливый поэт не смог справиться с наступившей старостью.  Как полагают, в результате тяжелой болезни и глубокой депрессии, в том числе из-за финансовых затруднений, он покончил жизнь самоубийством, утопившись в Пензансе.

Прожил он почти в два раза меньше желаемого срока.
Джон Рокфеллер пережил несчастного поэта и в возрасте 60 лет фактически ушел от активных дел, но продолжал трудиться на поприще благотворительности.

Миллионер создал специальный фонд, который был назван его именем и  занимался реализацией различных научных, социальных и благотворительных проектов.

В своем родовом поместье Покантико-Хиллз (Pocantico Hills)  во Флориде Джон Рокфеллер вел уединенный, но весьма активный образ жизни.

В имении Рокфеллера размером в 3 тысячи акров были построены манежи для верховой езды, велодром, поле для игры в гольф, теннисные корты, пруды для плавания на яхтах, домашний театр и прочее сооружения для активной и разнообразной и счастливой жизни.

Из своего детства Джон Рокфеллер вынес несколько важных уроков. Впоследствии они трансформировались в жизненные принципы, которыми он руководствовался во взрослой жизни.

Глядя на пьющего отца, беспутно и бесцельно прожигающего свои годы и на мать, страдающую от этого, Джон полностью отказался от алкоголя и курения.
Насмотревшись на непристойное поведение отца, мальчик возненавидел разгульный образ жизни.

Так сработал классический «отрицательный пример» — Джон Рокфеллер стал придерживаться здорового образа жизни. Был верным мужем, и хорошим отцом.

В быту Джон был очень педантичен, все старался делать по раз и навсегда заведенному порядку. Сформировав свой образ жизни, он тщательно соблюдал распорядок дня, питания и физических нагрузок.

Словно исполняя священный долг, он каждый день ровно в 10.00 выходил играть в гольф. В гольф он играл круглый год, даже зимой.

Любил кататься на гоночном велосипеде на своем велодроме или пользовался велотренажером.

На еде не экономил, но траты на нее считал бессмыслицей. Строго соблюдал диету, при этом ел мало.  К аппетиту относился как наказанию. «Что это такое: ешь и ешь, и еще хочется», – говорил он своему другу Генри Форду.

Джон Рокфеллер до умопомрачения любил каштаны. И всюду носил с их собой.

Говорят, что карманы его брюк всегда были набиты жаренными каштанами. Каштаны он ел как лакомство и как лекарство, в том числе и от ревматизма.

Будучи набожным человеком и членом общины Северных Баптистов, постоянно слушал религиозные проповеди по радио.

Придерживаясь пуританских взглядов, после смерти жены продолжал хранить ей верность и не имел ни одной любовницы.

Заставлял прислугу поддерживать в комнатах идеальную чистоту. В таком постоянном жестком режиме прожил несколько десятилетий.

Для продления жизни Джон Рокфеллер проходил процедуру лечения стволовыми клетками в Швейцарии у известного в то время врача Поля Ниханса, автора системы омоложения, известной как метод «клеточной терапии».

Когда ему исполнилось 96 лет, он получил страховую выплату в размере 5 млн. долларов как человек, доживший до столь почтенного возраста.

При заключении договора страховая компания оценивала вероятность наступления такого «страхового случая» как 1:100000.

В истории страховой компании это был первый столь уникальный случай. Полученную страховку Джон Рокфеллер в шутку называл оплатой  билета в рай.

В молодости Джона Рокфеллера за его коварство и жесткость в манере ведения бизнеса часто называли «дьяволом» или «бароном-разбойником».

В старости он приобрел образ дружелюбного, благообразного  старичка, известного своей благотворительностью и филантропством.

Незадолго до смерти Джон заболел алопецией, у него выпали все волосы на теле.
Накануне смерти он встречался с другим великим предпринимателем Америки Генри
Фордом. После скромного ужина, расшалившийся Джон Рокфеллер назначил собеседнику следующую встречу в раю. Форд хихикнул и ответил, что «уж там-то мы точно не встретимся».

Умер Джон Рокфеллер 23 мая 1937 г. от сердечного приступа в возрасте 97 лет, не дожив до 98 лет два месяца и два года до заветной цели в 100 лет.

Рокфеллера похоронили в 25 мая 1937 г. в Кливленде между могилами матери и жены. В день похорон Джона Рокфеллера во всех его компаниях и предприятиях был объявлен траур.

К концу жизни Рокфеллер помимо долей в каждой из 34 дочерних компаний «Стандард ойл компании»  владел 16 железнодорожными и шестью сталелитейными компаниями, девятью банками, шестью пароходствами, девятью риелторскими фирмами и тремя апельсиновыми рощами.

Кроме этого, своим пятерым сыновьям и дочери Джон Рокфеллер оставил роскошные дворцы и виллы и примерно 240 млн. долл. на счетах банков и в различных фондах.

В 1908 г. Джон Рокфеллер написал и издал свои мемуары, в которых описал свой жизненный путь, свою историю финансового успеха.

По сей день мемуары Джона Рокфеллера – очень популярная книга, переиздаваемая уже много раз огромными тиражами. До сих пор книга высоко оценивается читателями и критиками.

Больше всего Джон Рокфеллер гордился не столько своим богатством и достижениями, сколько своей моралью, которую считал безупречной.

Наиболее известные цитаты из мемуаров Джона Рокфеллера:

• кто весь день работает, тому некогда зарабатывать деньги;
• ваше благополучие зависит от ваших собственных решений;
• если ваша единственная цель – стать богатым, вы никогда не достигнете ее.

В начале 1992 г. после распада Советского Союза фонд Рокфеллера начал финансирование масштабной международной программы «Лидеры в области развития и окружающей среды» (Leadership for Environment and Development,  LEAD).

Цель проекта – отбор и подготовка современных креативных лидеров, которые в будущем будут способны внести свой вклад в устойчивое развитие глобальной экономики и мировой цивилизации.

Мне посчастливилось стать участником первой когорты этой программы, куда кроме представителей новой России, стран СНГ входили перспективные молодые лидеры из ведущих развивающихся стран - Бразилии, Мексики, Индии, Индонезии, Южной Африки, Пакистана и других развивающихся стран.

В настоящее время в программе участвует более 2 тыс. человек из 90 странах мира.

В ходе различных образовательных и протокольных мероприятий мы часто с благодарностью вспоминали легендарного миллиардера и обязательно поднимали первый тост за дедушку Рокфеллера, на средства которого реализовывался этот весьма интересный и амбициозный проект. Это стало доброй традицией - первый тост за дедушку Рокфеллера.

При этом я никогда не мог себе представить, что когда-нибудь буду писать о нем, причем не как о великом финансисте и бизнесмене, человеке, которого считают одним из создателей американской Федеральной Резервной системы (ФРС) и одним из основателей "мирового правительства", что мне ближе как экономисту, а как об уникальном долгожителе планеты.