Игрушечная семья. Последняя кукла

Елена Гусева 6
1.
В детстве, любимыми для нас, девочек 70х годов, были маленькие пластмассовые или резиновые куколки, размером не более 8–10 см. Из за их крохотного размера, похожие на младенцев куклы вызывали у нас умиление и начальный материнский инстинкт.

Игры с ними были творческими и завораживающе интересными. Мы шили им одежду из лоскутков, делали мебель из спичечных коробков и устилали пол крохотными лоскутками ковриков. Всё это мелкое хозяйство размещалось в маленьких домиках, сделанных в почтовых фанерных ящиках для посылок. Вечером все девочки выносили свои домики с их крохотными жильцами во двор. Играли все вместе, рассматривая новую сшитую одежду или мебель, которые сделали подружки. Иногда менялись лоскутками ткани, куклами или их домиками.

У меня было достаточно игрушек, развивающих игр и несколько кукол «от мала до велика».. И даже была большая ходячая кукла, которая говорила «Мама». И всё равно, любимыми были куклы малышки. Между собой мы называли их «пупсики» или просто «кукляшки».
 
Однажды, наша семья была приглашена в гости к родственникам. Не помню точно тему празднования. Знаю, что мама в подарок ребёнку из этой семьи купила большую пластмассовую матрёшку–неваляшку.  Она действительно была хороша, огромная, яркая, блестящая, с весёлыми глазами и широкой улыбкой. До праздника ещё оставалось несколько дней и я упросила маму разрешить мне аккуратненько поиграть с чужим подарком.

Через мои руки прошло много игрушек, но в эту неваляшку я просто влюбилась. Мне было лет 12 и в этом возрасте игрушки уже отошли на второй план. Было неловко играть при всех, а простится с детством всё ещё не хотелось. Я выжидала момент, когда никого не будет дома или родители будут заняты своими делами, чтобы вдоволь поиграть с этой неваляшкой. Я нашёптывала в круглую кукольную голову ласковые слова, пыталась уложить её спать на стуле и называла упрямой, поскольку мне это не удавалось.

Вскоре куклу подарили девочке, которой она предназначалась. Я расстроилась и попросила маму купить такую же, но мне сказали что они закончились в магазине. И ещё мама удивилась, чем меня привлекла такая простенькая игрушка.

Вскоре меня определили в художественную школу. Когда показали мои рисунки, то директор сказал маме, что я талантлива и меня определили сразу во второй класс без экзаменов. Появились новые друзья, занятия и тема об игрушках закрылась сама собой.

2.

Приближался мой пятнадцатый день рождения. Это была круглая дата, странный непонятный период взросления. Не скажу, что я хотела побыстрее стать взрослой, как часто мечтают об этом другие дети. Мне было комфортно и уютно в моём детстве и отрочестве, защищённом родительской любовью. Родители спросили, чтобы мне хотелось в подарок. И я совершенно серьёзно ответила, что куклу.

Да, я хотела получить свою последнюю красивую куклу, которая напоминала бы мне о счастливом детстве. Конечно, родители сочли это заявление за шутку. И вот, проснувшись утром 16 марта, я обнаружила у изголовья кровати весенний душистый букет мимозы с тюльпанами, поздравительную открытку и маленькую коробочку. Я открыла маленький свёрточек и обнаружила там очаровательные золотые серёжки в виде маленьких сердечек. Это было так волнительно и приятно, как–то совсем по взрослому. Мои первые золотые серёжки!

Вспомнив о заказе на куклу, я подумала, что это только прелюдия и где–то в комнате меня поджидает красавица с льняными кудряшками. Подошли родители и брат с поцелуями, объятиями и поздравлениями. И тогда я спросила про куклу. Мой вопрос удивил всех. Мама сказала, что я уже большая и серёжки куда лучше куклы. Вообщем, я не очень расстроилась, но в глубине души затаилось лёгкое разочарование о несбывшейся детской мечте – капризе.

3.

Конечно, игрушки в моей дальнейшей жизни присутствовали и даже во множестве. Но...

Помню огромную мягкую весёлую игрушку, около метра длиной, подаренную кавалером на мой двадцатый день рождения. Это было чудное мохнатое, шоколадного цвета животное, похожее больше на милую вислоухую собаку с длиннющими лапами, в оранжевых брючках с лямочками и с большими голубыми глазами. Почему–то имя я ему выбрала немного странное «Чапа». Но, оно ему очень шло.

Определенно, этот длиннолапый зверь был подарен с большой любовью, поскольку просуществовал в нашей семье несколько десятилетий. Он был любим мною и моими сыновьями. Иногда он служил нам верой и правдой в качестве диванной подушки.

Чапа переезжал вместе с нами несколько раз. Вначале из центра России на север острова Сахалин и затем опять вернулся в Брянск, на свою родину через 14 лет. Он был любимым милым другом моим сыновьям, которые кувыркались и скакали по этой мягкой «плюшке», а потом укладывали её с собою спать. Разница между сыновьями Стасом и Владом была солидной, в 7 лет. Однако, им обоим одинаково нравилось это мохнатое молчаливое создание.

Будучи маленькими, мальчики таскали Чапу за собой по комнате, забирались с ним под стол или усаживали на стул в качестве пассажира такси во время игр. Вечером дети сами забирались в кровать и затягивали туда же по частям игрушку, которая была больше их самих. Нашим ежедневным вечерним ритуалом было чтение любимых детских книжек, пока сладкий сон мягко убаюкивал всю эту шуструю компанию.

И если теперь этого зверя не изрешетила моль, то спустя десятилетия, он всё ещё находится на чердаке нашего дома в Брянске, верно храня наши милые семейные воспоминания и скучая по весёлому шумному прошлому. Думаю, что он там не одинок. Его подружкой будет рыженькая плюшевая белочка с пушистым хвостом. Её подарил мне муж Александр, вскоре после свадьбы. И вот, почему...

4.

Как–то вечером мы с мужем смотрели замечательный фильм Константина Калатозова «Летят журавли». Фильм был старым, чёрно белым, но очень известным не только в России, но и в Европе. Первый российский фильм, ставший номинантом Канского фестиваля. Для российского кино это был настоящий шедевр с новыми операторскими находками. Главные герои фильма – это молодые влюблённые Борис и Вероника, жизнь и будущее которых омрачила Вторая мировая война.

Главные роли играли любимые мной актёры Алексей Баталов и неземной красоты Анна Самойлова ,с чудесными раскосыми глазами. Форма её чарующих глаз, напоминала мне любимые мамины глаза. Перед уходом на войну главный герой при расставании подарил  своей любимой игрушечную мягкую белочку с кармашком, в котором лежали золотые орешки. Среди них он запрятал сложенную записку с признанием в любви. Вскоре, героиня получает известие о смерти любимого.

Во время бомбёжки разрушен её дом и погибают родители. Вероника осталась одна. Напоминанием о прошлой жизни является только рыжая белочка, которая была с девушкой в день бомбёжки. Однажды, среди орешков находится записка со словами любви погибшего Бориса. В фильме трижды появляется клин летящих журавлей  – в довоенный период влюблённости героя, в момент смертельного ранения Бориса и в день Победы, когда героиня наконец–то с грустью смиряется с известием смерти любимого.

Я всегда была впечатлительной, ранимой и сентиментальной. Фильм так растрогал меня, что я безутешно плакала весь вечер и потом долго приходила в себя. Вероятно, это так впечатлило мужа, что вскоре у меня появилась своя рыжая белочка, с раскосыми блестящими глазами, которую он подарил. Саша сказал, что у меня такой же чуть монголоидный разрез глаз, как у этой белки и это меня немного утешило.

5.
Была даже кукла, правда не моя, а подруги, которая красовалась на капоте моей белой свадебной машины Волги. Тогда это только входило в моду. Потом множество мягких игрушек двух моих сыновей.  Помню мягкого жёлто–солнечного львёнка, с курчавой рыжей гривой, круглыми голубыми глазами и хвостиком с кисточкой. Эту награду заслужил мой старший сын Стас в 7 лет на новогоднем утреннике за лучший костюм.

Костюм мы мастерили все вместе. Стас решил быть «котом в сапогах». Мягкие коричневые нивхские сапожки с красивым узором по бокам у нас уже были. Им не доставало только ботфортов, которые я сделала. Оставалось придумать остальное. Муж мастерил для сына чёрную широкополую картонную шляпу. Я занималась шитьём шёлкового плаща, а пластмассовых мечей и сабель у нас было предостаточно. Саша превратил одну из них в мушкетёрскую шпагу.

Я занялась макияжем сына, разрисовав его светлое личико шикарными кошачьими усами и чёрным пятачком круглого носика. Конечно, увидев такого красавца героя, жюри присудило нам почётный приз с симпатичным львёнком и сладким подарком с конфетами.
Возможно, сейчас львёнок тоже находится в компании с остальными игрушками и меня утешает тот факт, что им вместе не так уж одиноко.

6.
Став старше, я оказалась в феврале 2000 года в Испании, в Мадриде. После российской перестроечной поры российским эмигрантам в Европе казалось, что мы попали в сказочный рай. Больше всего поражало обилие магазинов и изобилие товаров в них. Я любила просто гулять по чистым ярким улицам и рассматривать богато декорированные витрины магазинов.

В одном из них мне приглянулся милый чайный сервиз. Каждая чашечка тонкого фарфора была разного цвета, разрисованная изящными бабочками. Фарфоровая роскошь находилось в чудесной круглой яркой коробке, с обивкой из белого шёлка. Казалось, что чай в таких весёлых чашечках должен быть особенно вкусным. Я не удержалась и купила этот распрекрасный чайный набор.

Однако, большая часть моего восторга пришлась на несколько моделей коллекционных немецких фарфоровых кукол. Всколыхнулась детская тоска–каприз по недополученной когда–то игрушке. И я с восторгом, заворожённо любовалась этими молчаливыми нежными личиками, изящной элегантной одеждой, маленькими ботиночками с каблучками и с настоящими шёлковыми шнурочками. Молчаливые красавицы взирали на меня чуть вопросительно, широко распахнув свои удивлённые глаза и протянув вперёд пухлые ручки, призывно вопрошая, чтобы их взяли к себе и приласкали.

Фарфоровые барышни были дорогие и я пообещала, что со временем обязательно куплю себе одну из них. Даже присмотрела какую именно. Частенько, во время вечерних или воскресных прогулок я сворачивала к любимой витрине, посмотреть на месте ли моя фарфоровая красавица и успокаивалась, увидев её в прежнем уголке.

Подошёл мой день рождения. Возвращаясь с работы и позвонив в домофон, я поднялась по лестнице на третий этаж и... о чудо!  Прямо перед входной дверью, на полу стояла моя фарфоровая любимица из магазина, призывно протягивая ко мне свои нежные ручки. Слёзы покатились по моим щекам и в этот момент я была счастлива. 

Мне хотелось побыть наедине со своими нахлынувшими чувствами и долгожданной желанной куклой. Я прижала её к себе, сняла шляпку и погладила светлые мягкие локоны. Села на ступеньку перед дверью, пока не успокоилась и не рассмотрела куклу до мельчайших деталей. Потом я вошла в квартиру и со слезами расцеловала всех, кто был так внимателен ко мне. Дарители, сказали, что имя у моей новой игрушки будет моё, только уменьшительно ласкательное «Леночка».

Так, в моей взрослой сорокалетней жизни оказалась воплощённая частичка моих неутолённых детских мечтаний. Сбылась моя последняя кукла. И, одновременно она послужила началом коллекции фарфоровых подружек. В Мадриде были потрясающие магазины с коллекционными куклами. Я часто ходила туда на экскурсию, как в музей и любовалась нежными хрупкими экспонатами.

Кукольные красавицы были разного размера, выражения лиц, цвета кожи и длины волос. Все они были хороши, но не все трогали моё сердце. Только те, чьи черты или эмоции на лице, напоминали мои детские отзывались во мне светлыми милыми воспоминаниями. Так, у моей первой Леночки со временем появились ещё пять подружек.

Вскоре я переключила своё внимание на более миниатюрных фарфоровых кукол около пятнадцати сантиметров. Их начали продавать в киосках с журналами, как копии известных женщин викторианской эпохи или героинь из известных фильмов и книг. Можно было выписать их на заказ из специальных журналов–каталогов для коллекционистов. Или раз в месяц, с утра пораньше подойти к киоску с журналами и купить их там, если посчастливится.

Эти милые хрупкие барышни имели потрясающие копии сложных шёлковых нарядов их героинь, с рюшами, воланами и шлейфами, шляпки с цветами и перьями, крошечные сумочки, сложные причёски и даже настоящие мягкие реснички. Я собрала их около десятка. Дополнительно выписала несколько предметов изящной мебели для них и даже крошечную арфу, клавесин и канделябры. И на этом успокоилась.

Позже появилась небольшая коллекция крохотных фарфоровых чайничков, расписанных золотыми деталями. В них действительно можно налить пару ложек чая и закрыть настоящими маленькими крышечками. Последний экземпляр был размером с напёрсток, в виде испанской средневековой мельницы с Дон Кихотом и Санчо Пансо по бокам. И всё на этом. Я наигралась.

У моих фарфоровых кукол есть свой белоснежный шкаф. Там, на трёх полках, за стеклянными дверьми, разместилось всё моё кукольное хозяйство, расставленное по размеру, со своими чудесными мебельными уголками. Это молчаливое царство путешествует со мной с особой осторожностью, если приходиться менять место жительства.

Садясь завтракать напротив кукольного шкафа, мой взгляд каждое утро с удовольствием скользит по милым и всегда улыбчивым личикам моих молчаливых подружек, с интересом наблюдающих за мной из–за уютных стеклянных витрин. Нам всем спокойно и дружно живётся, хотя теперь мои увлечения совсем другие. Главное – мы вместе.