Малой кровью, могучим ударом-13

Лев Ольшанский
Окончание. Начало см.
http://www.proza.ru/2018/03/31/297


Рельсовая война



5 июля 1943 г. началась Курская битва.

В ночь на 8 июля командир партизанского отряда А. Ф. Федоров сообщил о взрыве первой мины замедленного действия МЗД-5. Под откос пошел вражеский состав с танками и боеприпасами.

Тогда же начали поступать радиограммы от Ковпака, Наумова, Малика, Мельника, И. Ф. Федорова и других командиров соединений о продолжении рейдов, о выходе в назначенные районы, об установлении связи с местными партизанами, о начале минирования.

На Центральном и Воронежском фронтах самоотверженно сражались, погибали, истекали кровью от ран не сотни и тысячи, а сотни тысяч советских воинов. Они стояли насмерть. Помочь! Как можно скорее помочь им!

И в глубоком тылу фашистских войск, сделавших ставку на Курскую битву, начинается небывалая в истории мировых войн партизанская операция по массовому выводу из строя крупнейших железнодорожных узлов.

В критические дни Курской битвы к рельсовой войне привлекаются партизаны Белоруссии, Ленинградской, Смоленской и частично Орловской областей.

Численность их — почти сто тысяч человек, предстоящая операция делится на три этапа. Каждый этап будет длиться от пятнадцати до тридцати суток.

Уже в первые пятнадцать суток были разрушены практически все железнодорожные пути в тылу группы фашистских армий «Центр».

Только за первую ночь было взорвано 42 тысячи рельсов, а общее их количество оценивается в 215 тысяч.

Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами.

В ходе операции только в Белоруссии были уничтожены 3 бронепоезда и 836 эшелонов.

Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.

Партизанский умелец Т.Е. Шавгулидзе в походных условиях соорудил особый клин, пускающий поезда под откос: состав наезжал на клин, который за несколько минут крепился к путям, затем колесо переставлялось с внутренней на наружную сторону рельса, и поезд полностью разрушался, чего не происходило даже после взрывов мин.

События на фронте, достигнув критической точки, развивались стремительно. Брянский и Западный фронты 12 июля перешли в наступление, прорвали глубокоэшелонированную оборону противника и двинулись к Орлу.

Гитлеровское командование вынуждено было бросить против наступающих войск Брянского и Западного фронтов часть своих войск, действующих против Центрального фронта.

Немедленно перешел в наступление Центральный фронт. И тогда враг начал отвод к Белгороду даже те армии, что еще двое суток назад с бешенством рвались к Курску. Гитлеровская операция «Цитадель» потерпела полный крах!

Начиная с десятого — одиннадцатого июля радиограммы об уничтоженных эшелонах и взорванных мостах радиостанция Украинского штаба партизанского движения стала получать ежедневно.

С 7 июля по 1 августа на минах замедленного действия, установленных федоровцами вокруг Ковеля, подорвались 65 вражеских эшелонов. Такое количество соединение смогло в прошлом подорвать лишь за шестнадцать месяцев, почти за полтора года.

Но и этим не кончилось. С 1 по 10 августа под откос полетели ещё 58 фашистских эшелонов, рискнувших двинуться по линиям Ковельского железнодорожного узла. Удара такой силы враг не ожидал.

Одни только украинские партизаны подорвали во второй половине 43-го года 3143 вражеских поезда, почти в два раза больше, чем за два минувших года войны.

Операция «Концерт», также задуманная и спланированная полковником Стариновым, — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии.

В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.

Третий этап рельсовой войны получил название «Операция «Багратион», проходил он 23 июня — 29 августа 1944 года и был назван в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. В ходе операции были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.

Подсчитано, что за всё время войны советские партизаны уничтожили около 18 тысяч составов противника, что является поистине колоссальной цифрой. Поэтому не вызывает сомнения: если бы с самого начала войны у наступающих немцев находились в тылу хорошо оснащённые отряды обученных партизан, успехи фашистов были бы куда менее значительны, а потери советского народа в территории и в людях — намного ниже.