Душа шахмат

Александр Макаров-Смыслов
   Общеизвестно, что успешная игра слагается из двух компонентов: теории и многолетней практики. Но так ли достаточно сочетания этих двух составляющих?
   Меня зачастую спрашивают, каким образом у меня получается писать стихи. Конечно, знание основ литературоведения обязательно, но реализовать их на практике порой не так уж и просто. Скажем, можно успешно подобрать ту или иную рифму, определить стихотворный размер и сюжетную линию. Моя же практика стихосложения показывает, что, если конкретный замысел удаётся воплотить в душе’, то и само по себе произведение удастся написать, что называется, с листа. Безусловно, некоторые интересные задумки или рифмы я записываю в тетради, делаю заметки; я могу вернуться к той или иной возникшей идее только в том случае, если  буду в полной мере уверен в успехе. Иногда мне даже кажется, что в моей голове работает генератор случайных рифм...
   К шахматам я также отношусь творчески. У меня есть определённый объём знаний, который я с уверенностью могу реализовать на практике, но довольно-таки часто мне приходится играть на уровне инстинктов: проводить не поддающиеся точному расчёту жертвы, играть на выигрыш при недостатке качества, играть до последней капли пота. В этом как раз-таки и заключается, на мой искушённый манер, залог успешной игры. Помимо всего прочего нужно уметь искоренять свои слабые стороны, анализировать за доской, не прибегая ни к чьей помощи. Сегодня, в век повальной компьютеризации, некоторые люди так или иначе обращаются за добрым советом к искусственному интеллекту, ленятся работать над ошибками самостоятельно и, таким образом, деградируют в своём умении играть. В этом я вижу проблему современных шахмат. Кстати, подобная ситуация сложилась и после изобретения калькулятора, когда со временем многие за ненадобностью разучились считать «столбиком».
   Главный вывод, к которому я пришёл с опытом, заключается в том, что шахматы, как, впрочем, и русский язык, мало просто знать — их надо как следует ощущать!