Военная академия связи. Чрезвычайное происшествие

Александр Жданов 2
 Из сборника "ВАС.  1987-1990."

(На фотографии памятник В.Чапаеву перед входом в военную академию связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного)

                "Где растяпа, да тетеря, там не прибыль,а потеря."
                Русская народная пословица


    В 1990 году я заочно заканчивал академию связи в Ленинграде.  Последний сбор  у нас длился почти полгода, с 3 января и по середину июня. Наша группа одной из первых защитила дипломы и сдала выпускные экзамены. А выпуск должен был состояться только через неделю: торжественное построение академии, выдача дипломов и нагрудных академических знаков, и, естественно, выпускной вечер в ресторане.  Отправлялись мы в свои воинские части и организации и в отличие от очников, которые получали новые назначения и должны были готовиться к переезду вместе с семьями к новым местам службы по всему Советскому Союзу, нам делать было уже совершенно нечего. Начальство нас уже не беспокоило, оставшееся время мы были предоставлены сами себе, и впервые за три года обучения в академии совершенно свободны.  Не было построений, занятий и собраний.  Кто-то из нас ездил по магазинам, выискивая подарки для родных, кто-то проводил прощальные деньки с девушками, с которыми познакомился за эти три года. Кто-то просто валялся в общежитии на койке.  Потрудились мы за последние месяцы немало, пришлось сдать множество зачетов и экзаменов, написать и защитить дипломы.  Я успел  уже рассчитаться с библиотеками и  подписать обходной лист,  купил билет домой в Москву и, собрав чемодан,  был в общем-то готов к отъезду.
 
      Сидеть целыми днями в уже порядком надоевшей нам комнате общежития, в которой жили последние полгода, или как мы ее в шутку называли,  «камере»,  было скучно,  тем более, что время было летнее и погода стояла хорошая. Все доступные и заслуживающие внимания памятные места города, достопримечательности, музеи и выставки  были за три года не раз посещены и осмотрены. Оставалось лишь просто бессмысленно гулять по Невскому, прохаживаться по красивым старинным улицам и площадям.
         
   В то время в центре было многолюдно. Читали свои стихи поэты-любители, собирали вокруг себя праздношатающихся гостей города правдоискатели, будущие «демократы», способствовавшие через два года развалу нашей страны, а тогда пока еще только обливавшие грязью коммунистов, советскую власть и все ее достижения.  Развлекали прохожих, зарабатывая на хлеб с маслом, уличные музыканты, исполнявшие музыку на любые вкусы.  Появилось множество торговых ларьков, в которых как грибы после дождя расплодившиеся кооперативы продавали диковинные для советского человека примитивные копии западных безделушек, плакаты с изображением американских супергероев,  аудио и видео кассеты и разный ширпотреб. Страна жила накануне новых потрясений и развала, но люди еще об этом даже не догадывались.
 
    Я любил гулять у Исаакиевского собора, подолгу рассматривая работы уличных художников. Иногда просто садился на троллейбус, бессмысленно ехал в какой-нибудь старый район города и  прогуливался там по улицам вдали от уже надоевшей суеты.
   
     Все бы было прекрасно, если бы как-то вечером,  не произошло нечто совершенно для меня невероятное и страшное.  Вернувшись после очередной прогулки, я вдруг с ужасом обнаружил пропажу удостоверения личности офицера, которое, как и было положено,  всегда носил с собой. Гулял я тогда в «гражданке»: в  модном  японском джемпере, купленном в «Березке». В нем не было нагрудных карманов, только боковые, неглубокие. В правом я и носил удостоверение. И вот теперь там его не оказалось!  Точное время и место пропажи вспомнить не удавалось. В памяти лишь  отложилось, что произойти все скорее всего могло где-то на маршруте троллейбуса, который шел от нашего общежития до Василевского острова. Именно там прогуливался я в тот день.  Обращение на склад забытых вещей на городском транспорте оказалось безрезультатным.

    Об утере этого документа офицерам положено было сразу же доложить по команде рапортом, в котором указать причину утраты. Начальство должно было назначить расследование и сделать вывод о привлечении меня к ответственности.  Разумеется, в академии за оставшиеся несколько дней этим заниматься уже никто не стал бы. Срок обучения закончился, как и срок командировки, а продлевать его из-за пропажи личных документов и оставлять меня в Ленинграде было не положено.  Значит, скорее всего, мне пришлось бы ехать в Москву без удостоверения и там уже у себя на службе разбираться с начальством и восстанавливать документ. 
    Но на носу было получение диплома, а без удостоверения его мне никто не выдаст.
     Перспектива была самая мрачная. В одно мгновение весь трехлетний труд летел насмарку. Какими только словами ни поносил я себя за невнимательность.  Это ж надо было так расслабиться! Слишком рано обрадовался и вот результат! 
  Но,  что теперь делать? Слезами горю не поможешь!
   
   А может быть это была не потеря, а кража?   В карман мог ведь залезть и карманник-профи. Учитывая полный бардак в то время в стране, вполне возможно.  Размечтался, расслабился, глазея в окна, … и проморгал.
  Нужно было идти в милицию.  Может быть они что-то подскажут, а может быть и найдут вора?
Дежурный в  ближайшем отделении пояснил  - милиция поисками утерянных документов не занимается, только их кражей.  И с заявлением нужно идти в то отделение, на территории которого, она произошла.  Маршрут троллейбуса в котором все могло случиться,  проходил в основном по Василевскому острову, но там было не одно, а  несколько отделений. 

    Помните, как в фильме «Улица полна неожиданностей» * младший сержант (Евгений Леонов) переводит подвыпившего гражданина на другую сторону  ленинградской улицы, со словами: «Отделение далеко, а чужой пост близко,  мы тебя другому постовому перебросим, вот пусть он и отправляет», а  сержант милиции (Леонид Харитонов) переводит его обратно со своей территории со словами: «Папаша, пошли на другую сторону, там тебе будет гораздо удобнее.»

    Так и в моем случае, следователь ближайшего отделения долго выпытывал в какой момент и на какой остановке троллейбуса я обнаружил пропажу, а потом заявил, показывая на карте, что поскольку все случилось до вот этого поворота, значит произошло это на территории другого отделения и мне нужно идти туда.  Там все повторилось сначала. В результате, наконец, все же удалось добиться, чтобы заявление приняли.  Следователь выписал временное удостоверение. По его словам, расследование могло  затянуться надолго и меня должен быть на руках какой-то документ удостоверяющий личность.  О результатах поисков мне должны были сразу же сообщить по почте домой, в Москву.   
 
    Оставалось только ждать. Но ведь понятно, что вероятность поимки вора, если это был действительно он виноват в пропаже, была равна нулю.  Кто это станет заниматься пустяковым делом какого-то раззявы-майора, слушателя академии, которых в Ленинграде хоть пруд пруди. Естественно, мое заявление пролежит установленный срок в столе, а потом мне сообщат, что к сожалению принятые розыскные меры успеха не имели. 
 
    Главное,  я теперь должен быть решить, докладывать ли командованию и когда.  Откладывать этот момент – значит все больше усугублять свою вину.  Доложить немедленно - а вдруг произойдет невероятное и документ найдется? Тогда все равно придется отгребать по полной.

     Да… положение хреновое! Убивало еще и то, что я совершенно ничего не мог сделать, не оклеивать же объявлениями весь район? Если удостоверение кто-то нашел, он по идее должен был его сдать в бюро находок, или склад забытых вещей. Но я там уже был,  оставил телефон дежурного по общежитию, но звонка не было.

     Разумеется, после этого мне было уже не до прогулок.  Я целыми днями лежал на кровати в тоске, в полном расстройстве чувств и каком-то оцепенении вспоминал последние четыре года. Слишком тяжело мне далось поступление в академию, да и обучение потребовало много сил и времени. 
До отъезда оставалось всего пара - тройка дней, как вдруг мне сообщили, что у дежурного по общежитию, на входе, меня ожидает какая-то посетительница.  Кто бы это мог быть? В Ленинграде у меня не было знакомых дам, а уже тем более   знавших где я живу.
Ожидавшая у дежурного молодая женщина была мне совершенно незнакома и я недоуменно поздоровался и представился.
    
      Не назвав себя, она тоже поздоровалась и,  засунув руку в сумочку, вынула и протянула мне мое удостоверение личности!
Я не поверил своим глазам!

     Это было невероятно. Как ей удалось меня найти, откуда она узнала, что я учусь именно в академии связи?  Ведь в Ленинграде очень много военных училищ, академий и воинских частей? Наконец откуда ей стало известно, что я заочник и живу в общежитии, а не где-нибудь в своей ленинградской квартире, или даже не в общежитии для семейных очников?  Ведь в удостоверении личности офицера не указывалось ни место прописки,  ни место жительства, только номер воинской части  и воинское звание.  Эти вопросы я   задавал себе уже потом, так и не сумев найти на них ответа, а пока  только в полной растерянности думал о том, чем  могу ее отблагодарить. Разумеется совать  в знак благодарности деньги, как это делают по любому поводу сейчас,  тогда было не принято. Это лишь сильно оскорбило бы её. На прямой вопрос, ответила, что ей ничего не нужно, добавила лишь, что найти меня ей удалось с большим трудом, а потом быстро распрощалась и ушла.

     Только на следующий день, я понял какую сделал глупость,  даже не записав ее координаты, чтобы можно было потом встретиться, пригласить в ресторан, а там  рассказать, что на самом деле она сделала для меня, вернув удостоверение.   
Оставалось только многие годы спустя лишь постоянно воскрешать в памяти образ этой бескорыстной и неравнодушной женщины, желать ей счастья, здоровья  и удачи в жизни, что я делаю и сейчас.