Ода Илюхе

Виктор Кирсанов 77
Великую Отечественную войну 1941-1945 гг., да и всю Вторую мировую войну, часто называют «войной моторов».
В Первой мировой войне автомобили, танки, авиация делали первые шаги в своём развитии и, тем более, в их военном применении.
В годы между Первой и Второй мировыми войнами эти средства передвижения получили мощное развитие.
Соответственно, и их применение, как оружия, значительно продвинулось вперёд. Особенно преуспели в этом танки и самолёты. Они стали более скоростными, более маневренными, более защищёнными от внешнего поражения.

Любым оружием, любой боевой машиной управляет человек. Изучая, тренируясь и применяя её в бою, человек привыкает к своей машине. Чувствует себя сильным и защищённым. Он одушевляет её, разговаривает с ней, как с другом.

Космонавт №12 Георгий Тимофеевич Береговой в Великую Отечественную войну сражался на штурмовике Ил-2. В книге воспоминаний он пишет: «Перед тем, как подняться в воздух на новом для него самолёте, лётчик день-другой ходит вокруг машины, как бы налаживая с ней знакомство. Зайдёт под крыло, постучит ногой по тугим скатам, скажет что-ибудь соответственно обстановке, потом заберётся
в кабину – посидит, потрогает, присмотрится к приборам. Иногда говорят: «сроднился с машиной». Для меня это не просто слова. Сколько раз за свою лётную жизнь мне довелось испытать это чувство неразрывного единства пилота и машины. Без него нет ни аса воздушного боя, ни испытателя. Но чувство это приходит не вдруг. Найти общий язык с машиной не так-то просто. И прежде, чем подняться в небо, стараешься привыкнуть не только к её особенностям или, скажем, расположению приборов, но и к цвету, запаху кабины, то есть стараешься найти с нею контакт, будто с одушевлённым существом».

За время участия в боевых действиях с мая 1942-го и до Победы в 1945 году старший лейтенант Г.Т.Береговой  совершил 186 боевых вылетов!
Бомбил и уничтожал вражеские танки, артиллерийские батареи, железнодорожные эшелоны. Штурмовал речные переправы и аэродромы противника. Три раза был сбит, три раза горел в самолёте, но всегда возвращался в строй. Вероятно, Георгий Тимофеевич хорошо «сроднился с машиной». Безусловно,  то, что он остался жив, заслуга не только его  как пилота, как умелого и храброго воина. Во многом помог ему надёжный, легендарный, необычный по конструкции самолёт-штурмовик Ил-2.

Враги называли его «чёрной смертью», а у нас – ласково – «Горбатый» или «Илюха».
«Горбатым» его прозвали за выступающую на ровном фюзеляже кабину лётчика. Она выделялась, как горб.
Но есть ещё одно объяснение: Ил-2 вынес на «своём горбу»,  на своих крыльях вместе с пехотой и танками на фронте, на его переднем крае  все тяжести войны! И это действительно так.  Он работал на малых высотах, зачастую на бреющем полёте. «Илюху» по праву называют воздушной пехотой.
Самолётов-штурмовиков Ил-2 за время войны было построено больше всех других боевых летательных аппаратов – более 38000!  стальных крылатых бойцов. Из них в боях было потеряно почти 11000!

Как он воевал, как на нём воевали советские асы,  красноречиво говорит число лётчиков,  громивших фашистов на Ил-2, отмеченных высшей наградой Родины:
Героев Советского Союза – 874!
Дважды Героев Советского Союза – 27!

Самолёт был хорошо сконструирован и построен. Лётчики любили его, надеялись на его броневую защиту, на надёжный мотор и мощное оружие.
Старший лейтенант (во время Великой Отечественной войны)  Береговой Г.Т.  рассказывает, как однажды, возвращаясь после разгрома вражеского аэродрома, его самолёт был подбит зенитками фашистов. Двигатель заклинило, он вынужден был аварийно садиться.   Высота маленькая, а открытых площадок поблизости не было – кругом лес.

НПП (наставление по производству полётов) требует при посадке на лес принимать верхушки деревьев за поверхность, на которую приземляешься. Так и сделал один лётчик из их полка. При посадке на верхушки леса самолёт его перевернулся «брюхом» кверху и лётчик повис вниз головой, но остался жив. А вот Фонарь кабины заклинило, но помочь с земли было некому. Через двое суток он, так и не выбравшись из кабины, умер.

Случаи аварийных посадок в боевых действиях происходили очень часто. А вот случаи, чтоб оставшись живым после аварийного приземления, пилот умер из-за неоказания помощи, были крайне редки, но происходили.

На ошибках учились. Береговой помнил об этом случае и решил садиться в лес, нарушая НПП – не сверху на верхушки деревья. Он верил броневой капсюле, в которую были заключены и мотор, и кабина лётчика.

В своих  воспоминаниях он пишет: «…Подо мной, куда ни
кинь взгляд, сплошняком расстилался лес. Линию фронта, к счастью, я успел перевалить, но о том, чтобы дотянуть до ближайшего аэродрома, нечего было и мечтать. Верхушки деревьев я сразу же решил оставить в покое.

«На посадку зайду с края ближайшей опушки  под основание леса, – мелькнуло в голове в то время, как глаза уже отыскивали эту самую опушку. Чтобы разбиться вдребезги, нужен лобовой удар о мощный ствол старого дерева... Но вероятность такого столкновения в молодом редколесье невелика; больше шансов на то, что в первый критический миг нос самолёта минует деревья и основной удар о стволы придётся на
крылья...»

Мотор сдал совсем. Я увидел участок, где реже стволы и гуще подлесок, выбрал ручку на себя и...  И оказался на земле. Я был жив и цел, если не считать ссадин и царапин. Ремни выдержали. Я висел на них грудью, но  в кресле кабины.  Посмотрел по сторонам – крыльев нет, только фюзеляж и это было всё, что сохранилось от моего «Илюхи». Крылья, хвост и всё прочее осталось где-то там, позади, на краю опушки; лишь бронированный фюзеляж проскочил, как глиссер, между деревьев, оставив на их стволах всё то, что приняло на себя первый,
главный удар».

Георгий Тимофеевич Береговой прошёл всю войну. Повторюсь: он сделал 186 боевых вылетов! Ещё два раза был подбит. Садился «на брюхо». Остался жив. «Илюха» берёг его!

26-30 октября 1968 года Георгий Тимофеевич совершил космический полёт на космическом корабле «Союз-3».

Живучесть и надёжность штурмовика Ил-2 сохранили для нашей Родины дважды Героя Советского Союза, у которого первая высшая награда получена в Великой Отечественной войне, вторая – за космический полёт. Георгий Тимофеевич Береговой такой единственный!

Спасибо боевому другу наших воинов Великой Отечественной войны, самолёту-штурмовику Ил-2!  «Илюхе»!

Спасибо конструкторам ОКБ Сергея Владимировича Ильюшина! Спасибо заводчанам авиапрома СССР, которые сумели построить за 1941-1945 годы более тридцати восьми тысяч воздушных тружеников поля боя.

Поздравляя ветеранов с очередной  годовщиной Великой Победы, мы помним наше боевое оружие, которым завоёвывалась Победа. Помним «Катюшу», помним «Илюху». Танк Т-34, … Всех помним! Помним их, как надёжных боевых товарищей.
Помним тех, кто воевал на них – воинов  фронта!
Помним тех, кто их создавал и строил – тружеников тыла!

С праздником Победы!
Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов!