I-6-8. Соборные послания апостолов

Екатерина Истоомина 2
                Прочный фундамент первоапостольской церкви формировали соборные послания Иакова, Иуды, Петра и Иоанна. Впервые соборными их назвал «отец церковной истории» Евсевий Кесарийский (263-340). Видимо потому, что они обращены не к отдельным церквам, а ко всем христианам. Я не использую такое определение — не вижу разницы между этими посланиями и Павловыми: ни в направленности, ни в огромной ценности содержания.

            Все Послания Нового Завета проясняют нам, какие основные проблемы возникали в первоапостольских церквах:

            = Делами или верой мы заслуживаем оправдание перед Богом?

            = Как преодолевать искушения мирскими соблазнами?

            = Зависит ли спасение верующего от исполнения закона Моисея?

            = Активность лжеучителей в христианских церквах.

            = Страдание христиан от притеснения иудейскими вождями и римским начальством.

                Все эти вопросы, так или иначе, рассматривают все апостолы, авторы посланий. Мне хочется их размышления выделить, не повторяя каждого и не дублируя других. Как всегда, ориентируюсь на моих «образованных, самодостаточных современников». Думаю, что полезно получить краткую информацию о каждом апостоле и через их послания-наставления к молодым церквам понять сущность Церкви, задуманной Отцом и Сыном со времен грехопадения праотца человечества Адама.

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА

                Петра к Иисусу Христу привел брат Андрей. «Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». Ин. 1:42. Арамейское имя Кифа — на греческий переводится — «Петрос». Петр первым исповедовал Иисуса Мессией и Сыном Бога Живого. Петр первым из апостолов произнес проповедь собравшимся в Иерусалиме на праздник в День Пятидесятницы.

                Первое послание Петра написано церквам, расположенным в пяти римских провинциях северной части Малой Азии. Они основаны были Павлом, в них состояло много евреев, находящихся в рассеянии, и христиан из язычников. Необходимо было подкрепить в вере братьев во Христе перед надвигающимся в 64 году гонением Нерона на христиан, обвиненных им в поджоге Рима.

«Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано. …Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение. … и сами, как живые камни, устраивайте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить через Иисуса Христа духовные жертвы, благоприятные Богу. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». 1Пет. 1:25; 2:2,5-6.

«Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидев добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения». 1Пет. 2:9-12.

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
        Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши САМ вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших». 1Пет. 2:19-25.

«Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).
         И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
         Если угодно воле Божией, то лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые, … чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией». 1Пет. 3:10-17; 4:2.

«Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа». 1Пет. 4:9-11.

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
        Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро». 1Пет. 4:12-19.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь». 1Пет. 5:8-11.

                Второе послание Петра написано 67 году, незадолго до его казни. Петр провел в Риме последние 10 лет, и в 67-летнем возрасте был распят на кресте, вниз головой.

«Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими». 2 Пет. 3:1-2.

«От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них сделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью». 2 Пет. 1:3-4.

«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
        Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». 2 Пет.1:10-14.

«Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
         И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым». 2 Пет. 1:17-21.

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. … Конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». 2 Пет. 2:1-3,9.

«Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди». 2 Пет. 2:20-21.

«Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
         А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». 2 Пет. 3:3-9.

                «Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь,
                Чтобы Вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть
                от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании
                Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
                Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь».         2 Пет. 3:17

ПОСЛАНИЯ ИАКОВА И ИУДЫ, БРАТЬЕВ ИИСУСА

                ИАКОВ, «брат Господень» (Гал. 1:19), при жизни Иисуса не верил в его миссию. Но после воскресения Спаситель особо явился брату (1Кор. 15:7), и тот уверовал (Деян. 1:13-14). Позже Иаков стал старшим пресвитером христианской церкви в Иерусалиме и посвятил 30 лет своей жизни приобретению ЕВРЕЕВ для Христа. Будучи Иудеем, он не отказался от исполнения определенных установлений закона, но одобрял труд апостола Павла среди язычников. Павел назвал его столпом церкви наравне с Петром и с Иоанном.

                Иаков же инициировал, от имени Апостолов и пресвитеров Иерусалимской церкви, написать проникнутое доброжелательностью письмо к христианам из язычников:

«Апостолы, и пресвитеры, и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали.
         …Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». Деян. 15:23-24,28-29.

                Синедрион требовал от Иакова, чтобы он с возвышенности Храма объявил, что Иисус не был Мессией. Но пресвитер выкрикнул, что Иисус — Сын Божий и Судия мира. Иакова столкнули вниз и забили камнями и дубиной. Вероятное время казни — между 62 и 66 годами.

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные ИСКУШЕНИЯ, зная, что испытание вашей веры производит ТЕРПЕНИЕ; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Иак. 1:2-4.

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, пройдя ИСПЫТАНИЕ, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и, Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Иак. 1:12-15.

«Если же у кого из вас недостает МУДРОСТИ, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих». Иак. 1:5-8.

«Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с ЛИЦЕПРИЯТИЕМ, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». Иак. 2:8-10.

«Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Иак. 2:26.
«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Иак. 3:2.

«Язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию». Иак. 3:8-9.

«Вы, которые не знаете, что случится завтра, …вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь, всякое такое тщеславие есть зло». Иак. 4:14-16.
«Обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Иак. 5:20.

                ИУДА повторил путь своего брата Иакова к вере во Христа как Божьего Мессию. В связи с этим Евсевий пишет, что гонитель христиан Домициан (51-96), ища наследников Давидова престола, повелел арестовать внуков Иуды. Земледельцы, питающиеся от трудов своих, они смело заявили, что Христово Царство не от мира сего, но будет провозглашено, когда Христос явится в конце мира во славе, чтобы судить живых и мертвых.

                Послание Иуды было написано около 67 года и направлено в церкви Малой Азии. Там в это время появилась разрушительная ересь. Иуда строго предостерегает верующих о гибельности отступления от истины Евангелия. Он разоблачает лжеучителей, используя ядовитые эпитеты. Подобные этим лжеучителям будут на протяжении столетий изнутри развращать Церковь и стараться разрушить искупительное дело Христа.

«Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
         Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти». Иуд. 1:5-8.

«Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни». Иуд. 1:17-21.
   
  http://proza.ru/2018/05/03/1002