Не разглядела

Ирина Кантемирова 2
               

             Должно пройти несколько лет, чтобы    человек  определился со своей профессией.  Вот так произошло и со мной, пока я не устроилась на работу в отделение Государственного банка. Должность моя называлась в ту пору кредитный инспектор.  Через некоторое время  она была переименована, и я стала экономистом  того же кредитного отдела, с тем же самым столом и теми же папками и кредитными делами. Были знакомые, которые удивлялись , почему я устроилась на такую работу,   не совсем денежную и притом еще разъездного характера. В те 80 –е  годы  85 рублей в сравнении с заработками на предприятиях были даже не средним показателем, но  это меня не останавливало. Постигать экономику предприятий в сочетании с банковским делом было  интересно для меня, молодой. Так, постепенно осваивая трудности работы,  я вливалась в коллектив и осваивала для себя новую профессию. 

             У каждого экономиста  отдела был план проверок, который должен был выполняться, потому что он являлся мерилом премий к зарплате.  Добирались мы  в совхозы, колхозы, предприятия района на рейсовых автобусах и попутных машинах. Обратный путь   был непредсказуем: если повезет, то главный бухгалтер побеспокоится, чтоб проверяющего отвезли на машине, но чаще приходилось голосовать  на трассе. 

Однажды я поехала я в командировку в один из совхозов района.  Работала ,как обычно, с документами и не заметила,  что подошел     конец рабочего дня. Попрощавшись с бухгалтерами, я  отправилась бегом на трассу и  только увидела след уходящего рейсового автобуса.   Вечерело. С неба срывались хлопья снега, и я   одна  стояла на  остановке. Вдруг показалась грузовая машина МАЗ, остановилась. Слышу   голос водителя с дагестанским акцентом:

          –  СадЫсь,  дэвушка ! 

           –  Мамочка родная, была не была! -пронеслось у меня в  голове. Подняв закоченевшую ногу на ступеньку кабины, я все же повернула голову на дорогу в надежде увидеть автобус, но увы… Так, вся  замерзшая,   оказалась я в теплой кабине рядом с водителем-дагестанцем. Смотрю на него в профиль и от страха еле шевелю губами, отвечая на его вопросы, куда я еду и почему так поздно возвращаюсь. Помню, что отвечала невнятно и коротко: надо в Шелковскую, задержалась на работе. Тут он мне на ломаном  русском языке объясняет, что он повернет в  станице Гребенской  на мост и далее поедет на Аксай. Я с ужасом думаю о том,  как мне добраться до дома еще три километра и при этом еще успеть в детский садик. Водитель как будто прочитал мои мысли. 

       –  Далеко тебе после поворота –  спросил он? Ответила, а потом  добавила, что до детского садика еще столько же, там дочка.   Пока проезжали по дороге вдоль станиц, совсем стемнело. Едем молча, работают беспрерывно дворники:  снег стал валить все сильней и сильней. Водитель  бойко говорил  про снегопад, я поддакивала , а в голове  крамольные мысли: «Темнота … Завезёт и … дальше страшно подумать» . Незаметно доехали поворота на Аксай. В руке уже приготовленный   рубль за проезд, хотя это было в два раза больше положенного, чем за  автобус. Вдруг машина, минуя поворот, помчалась на Шелковскую. Тут я настороженно  спросила:

    –  Куда вы меня везёте? 

Он спокойно отвечает:

    – Тэмно уже…

Спрашиваю:

    – А как же Вы? 

Помню его ответ:

    –  Дэвушка, что со мной будэт , я мужчи-и-и-на? ! Давэзу   тэбья и вэрнус!  Доехали мы до станицы,  проехали через неё до самых ворот конторы ПМК-3, а там недалеко и детский садик. Протягиваю смятый  рубль и говорю скромно:

    –  Спасибо Вам ! Мужчина  смотрит на меня и спрашивает:

    –  Магазын  здэс  ест ? 

 Его последние слова   я помню до сих пор:

    –    Купи за эти дэньги конфет дэвочке своей, а я паехал…! 

На прощание озорно подмигнул мне, цокая языком и покачивая головой.     Я шла с  дочкой по поселку домой, а в голове  звучали его слова … про конфеты.  «Почему так бывает в жизни, – недоумевала я –хороший человек встретился мне на дороге, а я ДОБРОТЫ  не разглядела…».         

       Через некоторое время я опять в  рабочих командировках  курсирую по организациям  района. Уже весна. Стою на той же остановке после трудового дня, жду проходящего автобуса. Вдруг проезжающая мимо легковушка останавливается и сдает назад.  Слышу  приветливый  голос:

       –   Привет, соседка! Садись! 

       –   Повезло,  –   пронеслось в голове. За рулем сидел   сосед  моих родителей.  Я с радостью  села рядом с ним,  и сразу посыпался град вопросов: «Почему я здесь стою? Давно ли жду транспорт?»

        Через  пять минут машина сворачивает влево. Опередив мой вопрос,   знакомый говорит:

      –   Надо забрать кое- что…

Подъезжаем  к зданиям, похожим на склады.

     –   Немного подождем, пока привезут…

Я догадалась, что надо покинуть машину. Знакомый любезно сопроводил меня в  свой кабинет. Комната была уютная и меньше всего походила на рабочее место: у окна стояли диван и два кресла, стену справа украшала мебельная стенка,   в углу стоял скромный письменный стол с папками и какими-то бумагами. Хозяин кабинета предложил мне присесть   отдохнуть в кресле.

     – Долго ли нам здесь  сидеть ? –   спросила я.

     – Не волнуйся, скоро …

Время тянулось медленно. Знакомый начал набирать номер телефона, но там было занято. Тут же на журнальном столике оказалась бутылка марочного коньяка, стопки ,тарелки с нарезкой.

      Не хотелось мне думать ничего плохого о гостеприимном человеке ,но  что-то не нравилась мне такая легкая атмосфера ожидание кого-то с чем-то.

       – Вы не беспокойтесь, мне этого ничего не надо. Быстрей бы уехать, –   пробомотала я, боясь обидеть  человека своим отказом от угощения.

      – Да что ты так официально, на ВЫ ! Расслабься! Отдохнём немного!

Меня как током ударило. Я  быстро  подошла к двери и вышла из кабинета, он  следом за мной.

      – Если Вам некогда, то сама выйду к трассе и уеду!  – заявила я решительно.

      – Ну зачем ты так, ладно, пойдем  в машину, – проговорил он.

Мы опять куда-то ехали   по трассе в обратную сторону и потом  остановились возле изгороди. Я сидела, не поворачивая головы, и чувствовала, как что-то тяжелое ставили мужчины в багажник.

Наконец мы тронулись в путь. Сосед сразу стал исправлять ситуацию своим разговором:

      – Извини,  конечно, что так получилось.

Я молчу. Он продолжает, озорно поворачивая голову в мою сторону:

      – Ну надо же, как время пролетело быстро, ты вроде вчера девчушка была, а сейчас совсем взрослая  девушка, работаешь в солидном учреждении.

     – К чему он клонит? – подумалось мне.

     – Мы могли бы подружиться, я ведь очень щедрый, девочка !

     – Это как же Вы себе представляете нашу дружбу? – серьезно спросила я.

      – Ты еще  про семью свою вспомни. Зачем прикидываешься, что не поняла меня? – с ухмылкой  произнёс знакомый.

После этих слов я пожалела, что села к нему в машину.

       – Почему этот мужчина позволил себе так вести себя  со мной? – крутился в голове немой вопрос.

        Весь дальнейший путь  я думала об одном: как  бесконечна дорога домой. Наконец  въехали в станицу,  и я попросила   остановить у рынка, хотя  домой идти еще было полчаса, но ни минуты больше мне не хотелось находиться в этой машине.

       – Я отвезу тебя домой, – решительно заявил знакомый.

Тогда я попросила свернуть с трассы влево,  и мы поехали дальше.  Вдали показались  наши многоэтажки. Внезапно  дорогу преградила  огромная траншея. Машина остановилась,  и я пулей выскочила из машины.

      – Спасибо,  что подвезли. Дальше я сама доберусь. Сколько я должна за проезд? – выдохнула я облегченно.

      – За проезд?!  Ты специально меня завела сюда? Пожалела для меня  стакан воды? – с негодованием прошипел он. Глаза его были какими-то злыми не на шутку.

       Машина резко развернулась и помчалась на всей скорости, а я почему-то вспомнила водителя -дагестанца.

      – Опять не разглядела …. – промелькнуло в голове.

Две встречи на дороге, но какие разные.